ВЛОЖЕНИЙ НЕ ТРЕБУЮТ…
Не так давно мы ознакомились с тягачом Volvo F-10, приобретенным в свое время всего за $6 тыс. Автомобиль хоть и ездит, и даже приносит деньги, но постоянно подкидывает хозяину одну проблему за другой. В общем, пример достаточно типичный. Что вообще можно сказать о дешевых машинах, тысяч за 300–400? Ездить, они, конечно, будут, но, постоянно досаждая владельцу поломками. Владельцы таких грузовиков чаще всего просятся ко мне «на канаву». То сцепление им поменять надо, то шкворни, то перебрать сгоревший стартер. Бывает, владельцы этих машин «попадают» и на агрегатный ремонт: замену коробки передач в сборе. Приходится устанавливать новые кабины взамен сгнивших. Спору нет, все это очень интересно и увлекательно, но только если ты «сидишь на окладе». Но в качестве единственного средства для зарабатывания денег их лучше не рассматривать. Слишком непредсказуемо их поведение.
Следующий ценовой диапазон 700–800 тыс. руб. Очевидно, у людей еще сильна привычка считать все в иностранной валюте и полученный результат (20 тыс. евро) переводить в рубли. Непатриотично! Но наша задача – разобраться с автомобилями. Откроем газету и посмотрим. Предложений действительно боеспособных тягачей за такую цену маловато. За 720 тыс. рублей можно приобрести МАЗы с пробегом 100 тыс. км, вот, в общем, и почти все.
На нашем предприятии работают несколько грузовиков МАЗ-543240, их пробег за три года эксплуатации едва перевалил за 100 тыс., поэтому можно считать их состояние примерно таким же, как и у предлагаемых по объявления. Познакомимся с двумя из них поближе.
Внешний осмотр дает неплохие результаты: несмотря на три перенесенные «на ходу» московские зимы, кабина не ржавая, не видно следов подтекания охлаждающей жидкости и масел. Двигатель относительно чистый, хотя его мойками не балуют. В кабине также все в порядке: все приборы, кажется, работают, сиденья и полки не драные. Заводятся оба тягача с полуоборота. Единственный минус – это обязательные клубы дыма при пуске. Оба грузовика стояли меньше двух часов. Можно ехать? Как бы не так! У обоих тягачей за время стоянки вышел весь воздух, приходится долго и нудно газовать, чтобы «нагнать» его. Но ехать все равно нельзя.
У одной машины манометр не показывает давление в одном из контуров, компрессор второго тягача не может накачать больше 6 атмосфер в одном контуре и 4 в другом. Если контрольное трогание с места на первом грузовике подтверждает, что тягач и прицеп растормозились и, следовательно, воздух есть, а неисправен сам прибор, то у второго дела хуже. После каждого торможения загораются лампочки низкого давления воздуха, а автопоезд категорически отказывается ехать, так как срабатывают тормоза и тягача и прицепа. Интересно, какую я передачу включил? Задний ход, вторую или третью? Изношенные рычаги механизма переключения оставляют только догадываться об этом. Обидно. Хорошие ведь машины, а страдают от подобной ерунды. И с переключением передач надо что-то делать.
Если бы это грозило только непопаданием в нужную передачу! Изнашивается сцепление, насилуется двигатель. Да и с «дерганым» рулем ездить просто опасно. А ведь если бы эта машина продавалась, наверняка в объявлении присутствовала бы оптимистическая фраза «вложений не требует».
Посмотрим что-нибудь иностранное? Увы, из иностранных автомобилей за такую цену удалось найти «восемьдесятпятый» DAF-«перевертыш» с гнутой рамой и MAN с короткой кабиной.
«Восемдесятпятый» нашел, конечно не я, а человек, занимающийся контейнерными перевозками и желающий расширить свой бизнес. Еще до его приобретения мы много раз обсуждали эту тему, хотя весь разговор можно было уместить в двух фразах:
– Тебе, что, нечем больше заняться, кроме как перебирать машину на новую раму?
– Других вариантов за такую цену нет. А раму поправят на стапеле.
DAF прибыл. Рама повреждена незначительно, это сказывается только на износе шин, а не на внешнем виде. Еще из следов опрокидывания – незначительно ободранная с левой стороны кабина. Внутри DAF, конечно, получше, пособраннее МАЗа – все под рукой, все удобно. В кабине ничего не напоминает об опрокидывании. Все работает, и открывается, закрывается. Но самый главный вопрос – это рама. На стапеле ее пообещали выправить за 140 тыс., попутно предложив и отремонтировать кабину за 60. Владельцу еще повезло, что не пришлось перебирать всю машину. Но пока идет очередь, техника не стоит, а работает, зарабатывая себе на ремонт, которого требуется все больше и больше. Не так давно, например, пришлось менять термостат. Увы, после правки рамы и кабины цена машины зашкалит за миллион, и она уйдет в следующий ценовой класс, повыше.
Что еще можно взять за 700 - 800 тысяч? Вот такой убитый жизнью MAN. Судя по остаткам номеров на дверце кабины, работал в какой-то транспортной фирме, там же его последний раз и ремонтировали. Водитель, который на нем ездит, не знает о машине ничего. Он даже уверен в отсутствии турбины! Но особенно вдохновляет полуприцеп. Мало того что у него отваливаются «ноги» и фитинги крепления контейнера - это нормально. Посмотрите на результаты смелого эксперимента по установке его колес! Самое интересное, что «механическая часть» машины до сих пор жива. Только вот надолго ли? Разумеется, этот MAN тоже не требует вложений. Поздно.
Получается, за указанную цену взять технику для работы невозможно? Ведь к немаленькой цене тягача прибавляется еще и стоимость «телеги».
Можно попробовать одним выстрелом убить двух зайцев и купить грузовик-контейнеровоз. Такой, как этот Mercedes-2435, выпущенный в 1988 г. В его бортовой кузов помещаются трое «пятаков» - пятитонных контейнеров. Мало того, если снять кузов, можно перевозить 20-футовый контейнер. Фитинги имеются. Удачный вариант? Все не так просто.
Машина, купленная три года назад, действительно работает без проблем и не требует вложений, однако незадолго до продажи у нее был заменен двигатель. А если бы это пришлось делать нынешнему владельцу? Кроме того, вся универсальная техника, как правило, не вполне полноценна. Например, автомобиль-амфибия не может толком ни плавать, ни ездить. Так и здесь. В «контейнеровозном» варианте грузоподъемности машины не хватает для перевозки полностью загруженных 20-футовых контейнеров, приходится довольствоваться «объедками», оставшимися от больших машин. Да и в варианте бортового автомобиля его погрузочная высота великовата.
Да, действительно работоспособных машин за 20 000 евро становится все меньше и меньше. Что же делать? Искать. Например, на момент написания этой статьи к продаже за 20 тысяч евро предлагались DAF-95, изготовленный в 1993 г., и Volvo F-12, «откапиталенный» в 2008 г. Разумеется, «вложений не требуют». Просто «сел и поехал».