БЕРЕЖЕМ «СОЛЯРУ»
Потребление топлива грузовиками за последнее десятилетие сократилось примерно на треть. Это результат работы инженеров над усовершенствованием двигателей и трансмиссий. Появившаяся не так давно технология снижения токсичности выхлопа BlueTec также позволяет уменьшить расход топлива на величину от 2 до 5% в зависимости от условий эксплуатации грузовика. И хотя величина нижнего предела в «две сотых» не производит сильного впечатления, но такое уменьшение расхода топлива позволяет сэкономить 1,5-2,0 тыс. л в год только одним грузовиком. А ведь каждый сгоревший литр дизтоплива означает выброс в атмосферу 2640 грамм СО2 - официально признанного «парникового газа».
Является ли вклад грузовиков в «парниковый эффект» неизмеримо большим, чем вклад легкового автомобиля? Нет! Выбросы СО2 ультрасовременными гибридными автомобилями составляют примерно 297 грамм на тонно-километр (г/ткм). Подходя теоретически, легковой автомобиль, потребляющий всего один л/100 км, будет выделять СО2 около 53 г/ткм. Современный грузовик, потребляющий при нормальной эксплуатации 30-35 л дизтоплива, выбрасывает СО2 в объемах от 30 до 37 г/ткм.
Конечно, режим движения на трассе Нардо, где проходил испытательный заезд автопоезда, отличается от реального дорожного трафика. По данным Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA), расход топлива сорокатонного автопоезда увеличивается втрое, если автомобиль вынужден на каждом километре дважды останавливаться, вместо того чтобы беспрепятственно двигаться со скоростью 50 км/ч. При безостановочном движении автопоезда расход топлива может быть снижен на 10%. Грамотная установка аэродинамических дефлекторов на кабине грузовика также способствует снижению расхода топлива на величину до 4%. Таким образом, стоимость подобных приспособлений может окупиться за несколько месяцев в зависимости от суточного пробега автомобиля. Даже такие незначительные детали, как, например, неправильно закрепленный или развевающийся тент, вызывают повышенный расход топлива.
Специалисты по аэродинамике тщательно проработали кабину нового Mercedes-Benz Actros. Только благодаря новому спойлеру расход топлива снизился на 1%. Для уменьшения сопротивления автомобиля Mercedes-Benz предлагает для своих грузовиков суперширокие шины вместо задних сдвоенных колес. По результатам тестов такие покрышки снижают расход топлива на 2%.
Однако о расходе топлива должны думать не только конструкторы автомобилей, но и эксплуатационники. Тестовый заезд Mercedes-Benz Actros показал, что при оптимальных условиях стандартный сорокатонный автопоезд требует не более 60% от среднеэксплуатационного потребления топлива. Остальные 40% – результат условий движения, топографии, неоптимальной конфигурации автомобиля и неловкого управления транспортным средством. Все вместе дает 10–15 дополнительных литров каждую «сотню кэмэ». Так, недостаточное давление в шинах может увеличить расход топлива до 8%. (От редакции: Ну, положим, не «недостаточное», а «чуток недосмотренное»… При «недостаточном» и 500% – не предел!) Вообще-то, ничего нового. Тем не менее, около трети грузовиков на дороге имеют недостаточное давление в шинах. А ведь это еще и источник 95% проколов шин!
Все же в грузовике всему головой остается водитель. Его мастерство и навыки, как и отсутствие таковых, изменяют расход топлива на 30%. Но современные технологии дают возможность сократить потери топлива от нерационального управления. В среднем профессиональная подготовка водителя позволяет снизить эксплуатационный расход топлива на 10–12%, что выражается в снижении общих затрат на один грузовик на 5–6 тыс. евро в год. Готовят мастеров своего дела, к примеру, на курсах Mercedes-Benz Professional Training, где экономичному управлению посвящена специальная программа. Эти курсы являются частью международной программы подготовки водителей, которая охватывает 65 тыс. участников в год.