«СОЛЯРКА» РВЕТСЯ В ЛИДЕРЫ
Рост цен на нефть не новость. Тема довольно старая. Так, в 1902–1904 гг. тонна нефти на мировом рынке стоила 6 руб. 10 коп., но уже в 1905–1907 гг. цена дошла до 14 руб. 80 коп., то есть выросла почти в 2,5 раза. Вековой «юбилей» проблемы едва ли утешит современных водителей.
В самом конце мая на московском рынке нефтепродуктов оптовые цены на дизельное топливо прекратили рост и остановились на уровне 27 000–27 400 руб./т на Володарской ЛПДС. И даже после галопирующего роста шагнули чуть назад. Подмосковные нефтебазы продавали прежние запасы в среднем по 26 000–26 800 руб./т.
Почему остановился рост цен? Первая причина – нефтяные компании добились поставленной еще в конце апреля цели, а именно, выровнять экспортные и цены внутреннего рынка на дизельное топливо. Вторая причина остановки роста цен – это шок, который испытали на этой неделе участники рынка. Все понимали, что рост цен неизбежен из-за ценовых ножниц между внутренними и экспортными ценами, но тем не менее история наблюдений за рынком ДТ с 2004 г. не знает прецедентов, когда за три дня цены прыгали вверх на 12% (4% в день).
Но радоваться этому обстоятельству, по нашему мнению, преждевременно. Во-первых, цена нефти, по которой закупались российские НПЗ на июнь (12 000–12 400 руб./т) увеличилась по отношению к маю на 20–23%, что соответственно приведет к росту цен на весь спектр нефтепродуктов в России. Так, например, сегодня предложения от уфимских давальцев следующие: Аи-95 по 27 200, Аи-92 по 25 100, Аи-80 по 23 900 и ДТ по 26 300 руб./т. С учетом услуг по прокачке ДТ, к примеру, на ВЛПДС, цена не может быть менее 27 000–27 500 руб./т.
Мировые цены на нефть и соответственно на нефтепродукты – это тема особая. Почему? Просто в этой теме примерно 60% – политическая составляющая и лишь только оставшиеся 40% имеют прямое отношение к рыночным факторам ценообразования, а именно балансу «спрос–предложение»: разведанные запасы, себестоимость извлечения, транспортные расходы, возможные финансовые риски и прочее.
Неоднократно знающие нефтяной рынок люди из ОПЕК заявляли, что «цены задирают биржевые спекулянты», поскольку текущий спрос мировой экономики удовлетворен и дефицита в нефти не наблюдается. Тем не менее, под действием «биржевых спекулянтов» (для политкорректности и отличия от других подобных бизнесменов будем называть их в дальнейшем финансовыми инвесторами – ФИ) цены только с февраля 2008 г. за 4 мес. выросли на $40 ($0,33 в сутки). Для сравнения: средний рост цен в 2007 г. составил $0,14 в сутки.
Сопоставляя эти два значения 0,33 и 0,14, можно с некоторой долей достоверности утверждать, что именно ФИ «влили в биржевую нефть» средства, выпавшие из фондовых рынков, начиная с ипотечного кризиса в США.
Перенасыщенность мирового рынка свободными финансовыми средствами привела к повышению нефтяных цен и доля ФИ в росте цен с начала 2008 г. составляет примерно $22–24. Очевидно, что предложенные линейные схемы и линейные рассуждения неприемлемы для научной оценки состояния и поведения рынка, эти процессы намного сложнее и многограннее. Естественно, свою долю в рост цен внесли снижение курса доллара по отношению к мировым валютам, неспокойная геополитическая ситуация, замедление темпов прироста добычи и разведки. Но не видеть долю спекулятивной составляющей в росте цен, значит быть слепым.
По сообщениям информационных агентств, в США этим уже озаботились. Комиссия по срочной биржевой торговле США (CFTC) сообщила, что ужесточает контроль за рынком энергоресурсов. Как следует из сообщения комиссии, она еще в декабре начала расследование, чтобы определить, «в какой степени финансовые инвесторы могут провоцировать взлет цен на нефть» («Ведомости», 30 мая 2008 г.). Расследования в сенате США по поводу резкого роста цен на энергоносители частично приоткрыли механизм и причины такого роста: так называемые индексные фонды, позволяющие играть на рынке нефти, созданные в течение 2007 г. «По данным Dow Jones-AIG, в конце I квартала 2008 г. в индексные фонды, рассчитанные на рост цен на сырье, было вложено $180 млрд.» («Ведомости», 4 июня 2008 г.).
«Доигрались» до $/bar 135, «заработали» очень хорошо, строили планы догнать рынок до $/bar 150. «Заработали» – это те дензнаки, которые перекочевали из карманов потребителей топлива на автозаправочных станциях в США, в Европе, а также в России. Следующий вопрос – как поведет себя нефтяной пузырь? Лопнет? Будет плавно сдуваться? Продолжит рост? Будет пережидать, пока утихнет шумиха? Пузырь не для того создавали, чтобы сдувать. Следовательно, кратковременные стагнации будут чередоваться с ростом. Рост цен будет маскироваться за сообщениями для слабонервных и доверчивых трейдеров типа: «Завтра нигерийские повстанцы взорвут нефтепровод», «Иран грозится перекрыть Ормузский пролив», «Армия Турции провела операцию на территории Ирака». К осени рост достигнет обещанных ранее $/bar 150.
Беспрецедентный рост нефтяных цен возбудил не только финансистов, но и потребителей. Забастовки рыбаков в Испании, юга Франции, дальнобойщиков в Англии – это реакция потребителей Европы на невиданный ранее рост цен на горючее. Но эти выступления нельзя назвать существенными. «Накачка» рынка продовольствия вызвала куда более мощную мировую шумиху. Правда, больше всех досталось биотопливу.
Что же ожидает российский рынок дизельного топлива? Да ничего хорошего. Определяющим фактором цены внутреннего рынка будет экспортная цена. Цены на АЗС в течение июня будут подрастать и установятся на дизельное топливо в пределах 24–25 рублей за литр. В дальнейшем возможны два сценария. Первый (более вероятный). Если ФИ не успокоятся и биржевая нефть вырастет до прогнозируемого некоторыми аналитиками уровня $150 за баррель, осенью нас ждет очередной скачок цен до уровней 27-28 руб. за литр дизельного топлива. По второму сценарию (сценарий маловероятный, но возможный) раздутый ФИ «нефтяной пузырь» начнет сдуваться и мировые цены вернутся к уровням $90–110 за баррель. В этом случае цены на наших АЗС «замерзнут», но не понизятся. Таких случаев на московском розничном рынке не было, кроме далекого января 2005 г.