ТРОТУАРНОЕ ДЕЛО
В августе 2007 г. в несколько раз была усилена ответственность за ряд нарушений Правил дорожного движения. В частности, со 100 до 2000 руб. поднялся штраф за езду по тротуару, до 500 – за движение по обочине. Идиоты, объезжающие пробки по пешеходным дорожкам да обочинам, вконец доконали и «безлошадных», и тех, кто, сидя в машине, вынужден глотать поднятые клубы пыли. Но гаишники умудрились превратить эти вполне благие начинания законотворцев в «кормушку».
Хорошенько осмыслив вступившие в силу поправки в КоАП, гайцы пришли к неожиданному открытию: поскольку движение по обочинам и тротуарам запрещено ПДД, выходит, что и парковаться на этих элементах проезжей части нельзя. Ну ведь в самом деле, невозможно же остановиться на обочине, не проехав по ней ни метра... А раз так, то не плохо бы насшибать «палок» для начальства и денег для собственного кошелька. Едва автовладелец успевал заглушить мотор, остановившись на обочине, как тут же перед ним появлялся инспектор с протокольчиком на 500 рублей. Заехал колесом на тротуар – на тебе квиток на 2000 рублей.
А потом шибко умные гаишники решили подвергать штрафам и водителей коммерческого транспорта. Идет груженая фура по однополосной дороге (а таких дорог, когда по одной узкой полосе в каждую сторону, у нас в стране процентов 90!), водитель видит, что за ним скопился «хвост» из легковушек и, будучи профессионалом, съезжает на полкорпуса на обочину и… уже через несколько сот метров его останавливает наряд ДПС и выписывает ему квиток на 500 руб. Ведь этот водитель не просто сознательно нарушил Правила, а обломал инспекторам такую малину, ведь пара легковушек из «хвоста», не сместись он на обочину, реально могли обогнать фуру по «встречке», а ведь это какие барыши!
Карали сотрудники доблестной ГИБДД и тех водителей-профессионалов, что добирались по тротуарам к магазинам, где им нужно было выгрузить товар. Карали по всей строгости закона, выписывая штраф на 2000 руб. А представьте, что у водителя в день может быть до 5–7 таких торговых точек, путь к которым пролегает через тротуары. В пересчете на рубли это 10 000–14 000! Столько не всякий водила за месяц зарабатывает.
От столь фанатичной работы инспекторов шоферская братия взывала. И самые смелые (а может, и самые проштрафившиеся) водилы стали писать на имя начальника ДОБДД генерал-лейтенанта милиции Виктора Кирьянова гневные письма.
Главный гаишник страны, накопив на своем столе дюжину подобных криков о помощи, сел за написание документа №13/7-178 «О квалификации отдельных нарушений Правил дорожного движения». 21 сентября 2007 г. плод трудов генерала Кирьянова был разослан начальникам управлений или отделов ГИБДД по всей стране, дабы те донесли информацию до личного состава.
Увы, сотрудники ДПС, коим, собственно, и было адресовано послание, не врубились в написанное. И продолжали «кошмарить» с обочинами и тротуарами. Как следствие, жалобы на служивых от ГАИ, извращающих Административный кодекс и Правила, продолжали сыпаться на Виктора Кирьянова. И вынужден был генерал «в связи с участившимися случаями неверной оценки сотрудниками ГИБДД деяний, связанных с движением транспортных средств по обочинам и тротуарам» опубликовать свое сентябрьское послание на страницах широкой печати весной 2008 г. Цитируем: «Анализ правоприменительной деятельности подразделений Госавтоинспекции показывает, что при выявлении некоторых нарушений Правил дорожного движения имеют место случаи их неправильной квалификации и, как следствие, необоснованного привлечения к административной ответственности. Пунктом 9.9 ПДД запрещается движение транспортных средств по обочинам и тротуарам, за исключением случаев, оговоренных этими же Правилами. В соответствии с пунктом 12.1 Правил остановка и стоянка автомобилей разрешаются на обочине: на правой стороне дороги; на левой стороне дороги в населенных пунктах... Согласно пункту 12.2 Правил разрешается стоянка на тротуаре, граничащем с проезжей частью, только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4, с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.
Допускается движение по обочине или тротуару машин дорожно-эксплутационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин и тротуаров.
Кроме того, разрешается выезжать на обочину для выполнения разворота в случае, предусмотренном пунктом 8.8 Правил.
Исходя из изложенного, движение по обочинам или тротуарам в иных случаях следует рассматривать как деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена соответственно частями 1 и 2 статьи 12.15 Административного кодекса».
Исчерпывающе, не правда ли?! То есть, если вы собираетесь парковаться или разгружать грузы и при этом вам необходимо проехаться по тротуару, то выписывать штрафные гаишники не вправе. Как не вправе и за езду по обочине, если вам необходимо припарковаться или развернуться. А вот про пропуск большегрузным автомобилем скопившегося за ним легкового транспорта генерал Кирьянов не сказал ни слова. Выходит, что лучше никого не пропускать. Дешевле выйдет.