ОБРАЗЦОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. От пятьдесят первого «газона» до DAF-95
«Сначала я работал на Севере: после автошколы мне доверили возить рабочих на переоборудованном ГАЗ-51, – рассказывает Юра. – Проработал я на нем две недели, пока соседи по стойлу не сказали, что у него мотор стучит. В моторах я тогда не разбирался, поэтому на «пятьдесят первого» больше не садился, зато мне дали «УРАЛ-375», работавший на 93-м (тогда он еще не считался 92-м) бензине».
Поколесив на «Урале» по Северу несколько лет, Юрий подался в Москву, где, работая на автокомбинате № 20, начал возить железнодорожные контейнеры. С тех пор названия станций «Москва-Рижская», «Кунцево-2», «Москва-Смоленская» и им подобные стали для него родными.
Какая была техника? «МАЗы» – без наддува и с пятиступенчатой коробкой передач, изредка разбавляемые «КамАЗами». Все водители просились именно на «КамАЗ», но только для того, чтобы через пару месяцев вновь любыми путями получить продукцию Минского автозавода и никогда с ней не расставаться. Баловал автокомбинат своих водителей и зарубежными поездками. Уже в конце девяностых Юрий ходил в Голландию, Бельгию и Словакию на «МАЗе» с рефрижератором. Все кончилось с наступлением нового века, когда автокомбинат стал разваливаться. Свои машины у водителей выкупить не получилось, может, и к лучшему. Продав все, что можно, Юрий и еще несколько его коллег с «двадцатого комбината» стали обладателями подержанных иностранных тягачей. Были в этой компании DAF, Scania, MAN и несколько «американцев».
Юре всего за $23 тыс. достался International 9800. Ни инструмента, ни литературы к машине не прилагалось. Впоследствии удалось достать книжку на английском языке, но ничего путного в ней не обнаружилось. Зато очень много страниц было посвящено тому, как открывать-закрывать окна, регулировать зеркала и как важно вовремя обращаться в сервис. С инструментом дело обстояло еще хуже, ведь все размеры американских грузовиков дюймовые, и с привычными ключами «17 на 19» и «22 на 24» делать с «американцем» нечего. Тем временем подоспел и прицеп – контейнерная «телега» на пневмоподвеске и с подъемной передней осью.
Началась самостоятельная работа, и с самого ее начала Юрий решил, что лучше быть законным предпринимателем. Зарегистрировался без особых проблем. Заполнить документы для налоговой инспекции ему первый раз помогли, ну а дальше сам. Вначале, когда легально работать было не очень принято, все смеялись. «Ну зачем тебе все это надо? Государство отняло у тебя все, берет бешеные деньги за топливо и в качестве пошлин за технику! Хватит с ним делиться!» Но со временем голоса скептиков поутихли, а Юрий как работал, так и работает, правда, уже на новой машине – DAF 95XF.
– Что, «интер» изъездился?
– Нет, «американцы» вообще – простые и надежные машины, но уж очень досаждала тряска, плохой обзор и шум в машине. А что касается огромных спальников, то у «американцев» они спроектированы крайне неудачно.
Здесь я согласен с Юрием. Стоит только посмотреть на спальник американского «Вольво», чтобы понять, что такое большое пространство можно было использовать и лучше.
– DAF, конечно, по комфорту на стоянке уступает «американцам», но в движении он не в пример удобнее. Кстати, продать «интера» удалось практически по цене покупки. DAF же обошелся в 35 тыс. евро. Да еще к тому же примерно 6 тыс. пришлось вложить в машину после покупки: новые передние колеса, полная замена масла во всех узлах и агрегатах, замена «на всякий случай» продольной (от гидроусилителя) и поперечной рулевых тяг, а также крестовины карданного вала. Полуприцеп остался прежний.
– И больше никаких проблем?
– Нет, почему же? Однажды перестали включаться «половинки». Неисправность была устранена на сервисной станции за несколько часов. Второй раз беда случилась посерьезнее: появилась течь «тосола» из-под головок блока (их у этого автомобиля две). Сначала думал – прокладка, а когда приехал на сервис, то мне сразу сказали про головки. Болезнь такая тогда шла у этих машин. Обошлось все вместе с заменой под 160 тыс. руб.
«Вот, доливал бы ты «тосол» потихоньку и не знал бы всяких гадостей про свою машину, да и без «половинок» с таким мотором вполне можно жить», – мелькает у меня мысль. Честное слово, я бы так и делал! Свои машины, и грузовая, и легковая, у меня обвешаны «соплями» электропроводки, а ремонтирую их я по принципу «лишь бы ехало». Но у Юрия подход к технике совсем другой.
Его тягач всегда исправен, вымыт и заправлен под завязку. В холодильнике – запас продуктов на три дня. Поэтому – сорваться из города и уехать в дальний рейс не проблема. Не так давно, например, пришлось побывать в Ямбурге. Люди, считающие себя великими логистиками, отправили его туда с контейнером! Думаю, что ответ обычного московского водилы контейнеровоза на такое предложение звучал бы, как минимум, – непатриотично! А Юрий поехал. Тридцатиградусные морозы DAF выдержал вполне достойно, только пришлось добавить в бак 100 литров «восьмидесятого».
Поднимаем кабину, вместе с ней поднимается пластиковый шумозащитный кожух, и незаметный поначалу шум двенадцатилитрового двигателя Euro-3 становится все более звонким.
– Что, холодный?
– Нет, все «евро» такие. Здесь большое давление впрыска, несмотря на обычный рядный ТНВД. В нем началом и концом впрыска вместо нагнетательных клапанов командуют соленоиды.
А сам двигатель – просто загляденье! На нем нет ни пылинки, ни капли масла. Все время меня не оставляет мысль, что это не настоящий мотор, а макет из автошколы. Так же идеально чисто сзади кабины, где можно посмотреть на ее замки, совмещенные с амортизаторами, и бачок автономного отопителя. Ну а все остальные агрегаты, такие, как коробка передач и задний мост, закрыты настилом. Еще обращает на себя внимание седло с возможностью довольно большого перемещения вдоль автомобиля.
Наступает вечер, сорокафутовый контейнер с пунктом назначения в Балашихе занял свое место на телеге, оформлены документы, и мы отправляемся в путь.
– Что за водители сегодня пошли! – сетует Юрий. – Понабрали юнцов, которые ни разу в жизни под машиной не валялись, а они не только техники не знают, а зачастую даже и того, куда ехать.
Словно в подтверждение этому по рации раздается вопрос одного из «наездников»: «А в Киев, как лучше добраться?» Меня так и подмывает ответить: тебе, мол, лучше поездом, – но как ни странно, профессиональные водители довольно подробно объясняют этому чайнику, где уйти с МКАД. Коллега все-таки, хоть и немножко недоделанный…
– Про наш журнал ты как узнал?
– Дали однажды почитать соседи по стоянке, с тех пор не пропускаю ни одного номера, хотя делать это трудновато: продается «Автотрак» далеко не во всяких киосках. Так что беру его в 31-м км МКАДа.
– Какой ты правильный читатель! Кроме распространения другие пожелания имеются?
– Да, хотелось бы всяких «каблуков» и прочих, приближенных к легковым машин, поменьше и больше внимания уделять настоящей технике. «Советы юриста» – хорошо, что есть такая рубрика, но хотелось бы попонятней.
Пока мы разговариваем, пробка, в которой мы ехали от самого Кунцева до Ленинградки, рассасывается. Можно понаблюдать за переключениями передач. Какое там! Всю остальную дорогу мы ехали на восьмой повышенной, изредка переключаясь на пониженную. При скорости «80» обороты на последней передаче едва превышали 1100, так что, если судить по ним, наша «максималка» в районе 140 км/ч. Автопоезд незаметно разгоняется до «стольника».
– А дальше?
– А дальше нельзя, знак «100» никто не отменял.
И тут же ненавязчиво попутному грузовику, двигающемуся в третьем ряду: «Пост скоро, не забыл?»
Только тут я замечаю, что Юра пристегнут. Какой правильный! Вот он, идеальный читатель нашего журнала – 30 лет за рулем, на такой крутой машине, легальный предприниматель, вежливый, пристегнутый, не превышающий скорость, по возможности удерживающий других от нарушений Правил и покупающий наш журнал в рекомендованных местах! Мои раздумья прерывает приглашающий жест гаишника.
– Вы водитель этой машины?
– Нет, к сожалению.
Впрочем, к сожалению ли? Ведь езда на красивом тягаче – это одна сторона медали, а на другой – работа на износ, без отпусков. (А то разбегутся все клиенты.) С раннего утра и до позднего вечера надо торчать в московских пробках, самостоятельно отчитываться о доходах в налоговой инспекции. Добавьте к этому подсознательные опасения, что машина сломается и вгонит тебя в незапланированные расходы, что опять тебя выгонят с очередной стоянки, и постоянное общение с гибэдэдэшниками. Может, быть и вправду лучше работать по найму? Но это уже совсем другая тема, и мы к ней обязательно вернемся. А Юрию пожелаем успешно работать и оставаться другом нашего журнала.