«БЮДЖЕТНИК» ДЛЯ ГОРОДА
Под «городской машиной» в нашей стране обычно понимают автобусы и легковушки, в крайнем случае – «бычки» с «газелями» и им подобные машины. Что же касается седельных тягачей, то тут подход один: они должны быть «нафаршированы» по максимуму. Поэтому капотный «американец», таскающий полуприцеп с плитами, можно увидеть очень часто, а вот разработанный специально для города и коротких пригородных рейсов седельный тягач – нет. Впрочем, с первого взгляда на этот автомобиль кажется, что понятие «разработан» к нему не вполне применимо. Подумаешь, короткая кабина! Так думал и я, наблюдая вскользь за «Мерседесом 1929» целых шесть лет, пока однажды не застал его во время ремонта.
– А чего это у тебя машина такая неправильная? – спрашиваю водителя, указывая на несколько непривычную полуторную кабину и восьмицилиндровый двигатель.
– А больше ничего не замечаешь?
Обхожу машину. «Мерседес» как «Мерседес», только кабина короткая. Долго же я бродил бы вокруг, не обрати водитель мое внимание на развал блока цилиндров. Так, фильтры, заваленный набок ТНВД с дополнительным фильтром у топливоподкачивающего насоса. Стоп! А где турбина?
– Не было ее совсем, – отвечает водитель.
Да, купить иностранную машину без турбонаддува – редкая удача, ведь безнаддувный дизель отличается простотой, большими долговечностью и надежностью. Хотя однажды и его пришлось перебирать. Шлифовка коленвала не потребовалась, хватило замены вкладышей. Обошлось это удовольствие в $3 тыс. – сумму, всего в два с небольшим раза большую, чем мне пришлось в свое время выложить за ремонт «газоновской» «восьмерки». Обращают на себя внимание и непривычно маленькие заслонки моторного тормоза на выпускных коллекторах. Сравнивать их с заслонками «МАЗов» и «КамАЗов», это как сравнивать транзисторный приемник с ламповым. К тому же они еще и работают, в то время как на советских машинах их обычно вырезают при первой поломке.
Коробка передач тоже несколько непривычная для больших «мерседесов» – шестиступенчатая, с делителем. Демультипликатора нет, и это тоже большой плюс: ведь «воткнуть» на скорости «нижний» диапазон (со мной такой казус однажды случился) затруднительно ввиду его отсутствия. Не зря говорят конструкторы танков, что деталь, которой нет, никогда не сломается! Разумеется, нет и никаких бортовых компьютеров – машина приобретена в 1994 г. за $24 тыс., за 13 лет только у этого хозяина пережила 2 полуприцепа, а сколько она работала до того, сказать трудно. Интересный факт – сам владелец до приобретения этого автомобиля никогда на грузовиках не ездил, но этот «мерин» ему понравился всерьез и надолго. Менять машину в его планы не входит. А зачем? Машина, практически не требуя ремонта, давно себя окупила и сейчас приносит чистую прибыль.
Часто приходится видеть еще и 4 тягача «МАН» с почти такой же историей. Машины, выпущеные в начале 90-х годов, работают на перевозке контейнеров, а пробег самых старых экземпляров приближается к двум миллионам километров. Техника, конечно, с претензиями на «крутость», технически более «навороченная» чем «мерс», с которым мы только что познакомились. Например, передач здесь 16, как и положено «взрослым»; более развиты вспомогательные тормозные системы – кроме заслонок, есть еще и гидрозамедлитель, да и турбонаддув, конечно, имеется.
Очень часто на таких машинах имеется и передняя пневмоподвеска, а на одной из них и высокая кабина «Коммандер». Однако по первому впечатлению эти тягачи и более капризны. Частенько механику, обслуживающему их, приходится бороться с различными мелкими неисправностями. То подварить ему что-то нужно, то, как видно на снимке, разобраться с соединением турбокомпрессора с выхлопной трубой, на котором оборвалось сразу несколько шпилек. Безнаддувному «мерсу» такое точно не грозит!
А недавно механик бросил к моим ногам мешок с компрессором, в котором оборвало коленвал: «На, фотографируй!» Требует внимания и электрика. Например, в «электронных» двигателях уязвимое место – «фишки» соединения кабелей, управляющих работой мотора. Когда в одно из таких соединений попала вода, расход топлива возрос до 40 л на «сотню». Теперь машине предстоит дорогостоящий визит на диагностику.
«МАНы» хуже? Отнюдь. Просто наблюдаемых машин – 4, да и не всю свою жизнь они перевозили контейнеры, успев набрать за время работы на «межгороде» весьма значительные пробеги. Да и сейчас, несмотря на мелкие поломки, техника работает! Конечно, старческие болезни автомобилей «МАН» и «Мерседес» – тема, достойная отдельной статьи, но речь сейчас не о них. Давайте лучше вместе разберемся, какие машины больше всего подходят для работы на стройке, на контейнерных перевозках, для перевозки железок с одного завода на другой, – словом, для работы с большими нагрузками, но малыми пробегами в городе и ближайших окрестностях. Возможно, это простые и относительно дешевые отечественные машины, возможно, сильно или не очень подержанные «иномарки», а может, все-таки новые «бюджетники»? Продолжение следует!