SCANIA НАШЛА НОВЫЙ GRIFFIN… В СТРАНЕ ДИКИХ ОБЕЗЬЯН
Не все помнят, но ключевым моментом этого проекта в то время было наличие этих машин на стоянке дилеров. Дело в том, что заводы строят «бюджетники» партиями, а не на заказ, что на тот момент было не совсем привычной схемой. Но уже года два в связи с ажиотажем на транспортном рынке «бюджетники» расписаны покупателям прямо на конвейере.
Для того времени производство европейских тяжелых грузовиков «на склад» было если не революционной, то смелой идеей. И именно эта схема позволяла значительно снизить цену автомобиля. Завод сразу получает от дилеров сформированный пакет заказов на длительный срок. Исходя из этого, производитель может точно рассчитать, сколько и каких узлов надо будет изготовить или заказать у смежников для последующей сборки заказанной партии грузовиков. Когда дистрибьюторы выкупают у завода крупные партии машин, они получают скидки, что в итоге тоже снижает итоговую цену грузовика.
Другим важным фактором снижения цены на тот момент был двигатель, не соответствующий европейским (тогда) стандартам Euro-3. В Россию поставлялись машины экологического стандарта Euro-2, запрещенные к эксплуатации в Европе.
Шведы потирали руки, поскольку продажи грузовиков Scania резко пошли в гору, а в представительствах других производителей кусали локти, потому что такие низкие цены никто не мог дать. Шли разговоры, что Scania демпингует, но доказательств не было. Довольно быстро шведы подняли цену на самый простой тягач с первоначальных 57 тыс. евро до 64 тыс. А тут и распоряжение правительства РФ подоспело. С марта 2003 г. таможенные пошлины на грузовики, не соответствующие стандартам Euro-3, поднимались в три раза. Никак кто-то из конкурентов подсуропил? Ценовое преимущество шведского «бюджетника» сошло на нет, но дело свое проект Scania Griffin сделал - многие транспортники уже «подсели» на Griffin и пустили слух о приемлемом качестве машины.
Почти все европейские производители тяжелых грузовиков принялись собирать «бюджетники» для России. Но часто от «бюджетности» не оставалось и следа, а этот термин использовался для грузовиков, изготовляющихся партиями на склад российским дилерам. Да и какой смысл делать дешевый автомобиль при все возрастающей ажиотажности спроса на технику? Теперь признак «бюджетного» автомобиля – двигатель, не соответствующий европейским требованиям экологии. Одни производители полностью перешли на новые двигатели в Европе, другие производство таких двигателей перенесли в страны, где требования экологии не такие жесткие. Вот там-то, а именно в Бразилии, Scania и производит Griffin с двигателем Euro-3 для российского рынка. Там же и появился на свет новый грузовик, который назвали Scania New Griffin. Чтобы показать, чем он отличается от старого, московское представительство Scania вывезло группу транспортных журналистов в страну «донов Педро и диких обезьян».
ЧТО У НОВЕНЬКОГО?
Кабина
На самом деле Griffin за 6 лет своего существования менялся не сильно, но тем не менее. Кабина стала удобнее функционально и эстетически лучше. Это если сравнивать с теми машинами, которые мы тестировали в условиях реальных грузоперевозок (Автотрак №2, №3, №7 2003 г.). Изменилась приборная доска – она стала более читаема и без лишних приборов. Информационный дисплей теперь на русском языке, клавиши «первой необходимости» перенесены ближе к водителю, и тянуться к ним уже нет необходимости. Руль, который так не понравился в 2003 г., стал толще и удобнее в хвате. Его теперь можно регулировать, замок руля пневматический. Сама кабина предлагается в двух вариантах: с одной или двумя спальными полками. Последнюю назвали Space, хотя до «космических» масштабов действительно больших кабин других грузовиков Scania еще далеко.
В Griffin предыдущих серий стеклоподъемники были ручными, причем ручка подъема-опускания находилась очень неудобно. Почему раньше не ставили копеечные электростеклоподъемники, непонятно! Это же касается и электрорегулировки зеркал заднего вида. Появились они только сейчас. В базовой комплектации теперь устанавливаются противотуманные фары, а в передний бампер встроен противоподкатный брус.
Шасси и двигатель
Двигатели все те же – 11- и 12-литровые рядные моторы мощностью 340 и 380 л.с., соответствующие экологическому стандарту Euro-3. Помнится, что начинали шведы продавать грузовики Griffin мощность 310 и 330 л.с. И если первого 9-литрового мотора вполне хватало для равнины, то для гор уже тогда требовался более мощный агрегат. Через 6 лет после запуска проекта перевозчики будут плакаться, что уже и 340 «лошадей» не хватает. Понятно, время на месте не стоит, так же как и средняя энерговооруженность грузовиков.
Scania Griffin в Россию идут с усиленной рамой толщиной 9,5 мм, а трехосные тягачи с двойными лонжеронами общей толщиной 17,5 мм. Передний мост грузоподъемностью 7,5 т, а задний – 13 т. Первые машины поставлялись в страну с мостами на 7,1 и 11,5 т соответственно. По нагрузке на заднюю ось они проигрывали другим конкурентам, теперь этот пробел устранен.
Коробок передач в зависимости от модели две: одна – 9-ступенчатая с ползучей передачей, другая – 14-ступенчатая с двумя ползучими передачами, с делителем и демультипликатором. Это уже для серьезного магистрального тягача с двигателем 380 л.с. и кабиной Space. Кстати, мосты и коробки бразильский завод получает из Аргентины.
На New Griffin теперь устанавливаются аккумуляторные батареи повышенной емкости – 225 А.ч. вместо 175. Высота седла теперь меньше благодаря низкопрофильным покрышкам размерности 315/70R22,5. Кроме этого увеличивается курсовая устойчивость тягача и уменьшается сопротивление качению. Алюминиевый топливный бак теперь на 600 л вместо 450 л на предыдущей серии. Я помню еще железные крашеные баки на первых тягачах.
С чем не согласен, так это с барабанными тормозами на тягачах. Тестируя Griffin в 2003 г. (Автотрак №2, №3, №7 2003 г.), я обращал внимание на неважную эффективность барабанных тормозов. Они остались на новой версии, причем «по кругу». Сейчас смотрю в записи, которые делал во время короткого бразильского теста New Griffin: «6х4 – совсем никуда, 4х2 – кое-что». В разговоре с московскими представителями Scania узнал, что клиенты требуют именно барабаны. Будь я клиентом, требовал бы «диски», хотя бы спереди. И ссылки на то, что барабаны дольше ходят и дешевле в обслуживании (это еще надо посчитать), для меня не аргумент – за безопасность надо платить.
Опять же новым автомобилем Scania New Griffin назвать язык не поворачивается – только модернизация. Но, тем не менее, наиболее успешный и самый продаваемый в России иностранный «бюджетник» с этого года в модернизированном варианте найдет достаточное количество отечественных перевозчиков.