СПАСТИ ЗА СЧИТАННЫЕ МИНУТЫ
Команда специалистов Mercedes-Benz, занимающихся анализом ДТП, издатель журнала о грузовиках ETM, а также DEKRA, организация по техническому надзору за автомобильным транспортом Германии, провели во время Truck Grand Prix Nurburgring показательные учения под девизами «Предотвращение несчастных случаев» и «Спасение жертв несчастного случая».
Учения проводились с участием Atego, кабина которого была повреждена при краш-тесте, а также грузовика Actros последнего поколения. Кабины обоих грузовиков были для «спасения» водителя показательно разрезаны правильным способом, а затем вскрыты, чтобы извлечь «пострадавшего».
Раньше такие занятия проводились только для сотрудников спасательных служб. Это был первый случай, когда спасение жертв дорожно-транспортного происшествия из кабины поврежденного после столкновения грузовика демонстрировалось такой большой аудитории. В течение двух дней более 150 000 зрителей на трибунах следили за действиями спасателей на больших экранах мониторов, а 300 человек стали очевидцами фактической демонстрации. Еще большее количество людей будет потом наблюдать за действиями спасателей по телевидению или прочтут об этом в прессе.
В демонстрации спасательной операции были задействованы 20 членов Равенсбургского пожарного отделения; д-р Райнер Зинзер, ортопедический хирург, специализирующийся на происшествиях с грузовиками; медработники из Аденау; специалисты фабрики по производству гидравлических ножниц Weber, а также команда сотрудников Mercedes-Benz. В учениях участвовали два пожарных автомобиля LF 16/20, в том числе самая последняя модель Rosenbauer, разработанная на базе Atego; оперативное спасательное транспортное средство, смонтированное на шасси автомобиля повышенной проходимости, и спасательный автомобиль.
В качестве «пострадавших» выступали профессиональные водители грузовиков, набранные из числа зрителей. Для эвакуации водителя Atego потребовалось только 15 минут, в то время как водителя Actros «спасали» несколько дольше: потребовалось 25 минут.
И это несмотря на частые паузы в спасательной операции для объяснения персоналу и зрителям каждого следующего шага.
Прежде всего, спасатели зафиксировали кабину стропами, предотвращающими возможное ее опрокидывание. Потом было выпилено ветровое стекло, водительская дверь с помощью растяжки сорвана с петель. Кабину разрезали по передней стойке. Для того чтобы растянуть деформированную кабину с помощь гидравлических цилиндров и расширить проход, в подоконнике двери сделали Y-образный вырез. Наконец, к спасению «жертвы» несчастного случая приступила бригада медиков во главе с врачом «скорой помощи». Вся операция проходила под постоянным контролем пожарных, следивших, чтобы не произошло случайного возгорания.
После демонстрации организаторы предоставили возможность сотрудникам региональной противопожарной службы и Федерального агентства технической помощи провести обучение с использованием спасательной аппаратуры компании Weber Hydraulics. В занятиях участвовали эксперты этой компании.
Поскольку лучше предотвратить аварию, чем ликвидировать ее последствия, была проведена демонстрация систем безопасности автомобиля Actros. Для нее использовали автомобиль безопасности, участвовавший в проведении гонок.
Сначала была продемонстрирована эффективность ESP (система курсовой устойчивости). Для этого провели заезд автопоезда, не оснащенного системами помощи водителю. Зато его бока украшали консольные балки с колесами, предотвращающие опрокидывание. Заезд продемонстрировал, насколько быстро седельному автопоезду могут понадобиться дополнительные колеса, прикрепленные по бокам. Тот же самый маневр, выполненный желтым грузовиком безопасности, снабженным системой стабилизации, с одной стороны, выглядел не так эффектно – дело обошлось безо всяких захватывающих последствий, а с другой – продемонстрировал, насколько эффективна электронная система.
Наибольшее впечатление на собравшихся на трибунах зрителей произвела демонстрация системы Active Brake Assist. С эффективностью этой системы ранее знакомили журналистов.
Итог учениям спасателей и демонстрациям возможности систем помощи водителю подвела жена водителя грузовика, участвующего в спасательной операции. Женщина рассказала, что раньше она очень волновалась, когда ее муж находился в дальнем рейсе. После этой демонстрации она уйдет домой уверенной как в умении Mercedes-Benz выпускать безопасные грузовики, так и в умении концерна обучать спасательные службы. Это гарантирует, что, если ее муж или любой другой водитель грузовика когда-либо окажется в опасности, они будут своевременно и грамотно спасены.