ОТПУСК ЗА СВОЙ СЧЕТ
ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА
Автобусные туроператоры любят организовывать переход своих клиентов через границу ночью. Это и понятно, зачем трепать народу нервы видом вышек и контрольно-следовой полосы? В город Чоп, в котором не горело ни одного фонаря, мы прибыли в два часа ночи и в автобус садились практически на ощупь. Граница недалеко. Примерно километр по узким, почти деревенским улочкам, еще столько же по шоссе, и вот уже знакомые по Бресту и Торфяновке сооружения. Непривычно, что пограничной зоны как таковой нет и в помине. Эх, не заботится украинское государство о безопасности своих граждан! Зато венгерское заботится очень сильно. Это стало ясно после того, как после почти формального контроля с украинской стороны нами занялись венгры.
– Попали по полной программе, – сообщил один из наших водителей, Иштван, что для автобусов обычно означает 4–5-часовую задержку. Но скоро стало понятно, что верхнюю планку придется отодвинуть на неопределенный срок. Трехрядная пробка тянулась от украинского КПП через всю нейтралку, мост «дружбы», и терялась на венгерской территории.
– Так, грузовики направо, автобусы налево! Автобусы тоже вправо! Нет, так не пойдет. Грузовики вперед, автобусы за ними!
За этими строевыми упражнениями с усмешкой наблюдают проскакивающие вперед водители легковых автомобилей. Они привыкли проходить границу быстро и еще не знают, что сегодня их ждет тотальный шмон с частичной разборкой машины. Прошло 6 часов, а мы по-прежнему стоим на ничейной полосе. С венгерского КПП доносятся страшные слухи: сегодня всех штрафуют на 1000 евро то за 50 лишних сигарет, то за запрещенные лекарства, то за то, что расстояние от носа до подбородка на фотографии не соответствует стандартам Евросоюза. Куда мы попали? Может, лучше отправиться в Карпаты? Среди автобусов начинается легкая паника. То один, то другой вклиниваются в ряды легковушек и устремляются к венгерскому КПП. Венгры им очень рады. Всех штрафуют и возвращают обратно, в самый хвост очереди. Повезло только красному «Икарусу», возвращавшемуся на свою историческую Родину.
Спустя 8 часов мы уже на мосту, а всего проехали намного меньше половины пути между двумя границами. Пограничные правила поведения давно забыты, народ тусуется, загорает и пьет пиво прямо на запретке, а водители грузовиков меняются шайбами тахографов, наверное, на память о совместном отдыхе. Все хорошо, вот только ближайший туалет на венгерской территории и обслуживает исключительно за форинты, в крайнем случае, за гривны.
– Да, это неудачно вы от нас отделились, – поддевает россиян один из украинских водителей, проезжающих в Хорватию на своем «Ивеко Турбо–Дейли».
– Нет у вас ни форинтов, ни гривен. И вправду, зачем мы отделились от Украины? Были бы сейчас с нормальными деньгами, как белые люди…
Спустя 11 часов очередь наконец двинулась. У венгерского КПП наблюдаю интересную картину: у одного поста стоит потрошеная «Ауди» без обивки дверей, ковриков, с развороченным багажником, а у другого какие-то неопытные пограничники, наверное курсанты, согнанные по случаю моего приезда со всей страны, подходят с отвертками к «уазику-буханке» с намерением разделаться с ним подобным же образом.
Вообще, советских автомобилей тут довольно много. Посмотреть, как «погранцы» будут искать несуществующую обивку, мне не удалось. Началась Венгрия. Самое обидное, что нас вообще не проверяли, только проштамповали паспорта и пожелали счастливого пути. Наверное, «день пограничника» у венгров закончился. Спасибо, было весело. Ведь редко кто может похвастаться тем, что полусуток свободно разгуливал перед пулеметными гнездами по нейтральной полосе и ничего ему за это не было. Жалко только, что пограничники не заставили разбирать автобус, ведь посмотреть в нем есть на что…
ЕДЕМ ПО ВЕНГРИИ
Несмотря на то, что называется это чудо «Дрогмоллер» и, судя по табличке, собрано в Германии, на передней панели красуется «вольвовская» эмблема. Машина скомпонована неплохо. Пол салона плавно повышается, как в кинотеатре, и все пассажиры могут свободно смотреть, как рулит дяденька-водитель, а самое главное, регулярно проверять, не заснул ли он. Контроль этот взаимный. Водителю через салонное зеркало отлично видно, чем занимаются пассажиры и не вступили ли они в заговор с целью на время свергнуть его и порулить самим. Ведь со стороны кажется, что управлять автобусом – сплошное удовольствие.
Автобус со скоростью 80–90 км/ч на «автопилоте» плывет по автобану, пересекающему всю Венгрию с востока на запад. Справа вдалеке видны невысокие отроги Карпат, слева – Среднедунайская равнина. Километров через 200 характер местности начинает меняться: появляются невысокие холмы, мы приближаемся к Дунаю. Если ехать по этой же дороге дальше, то через 120 км будет озеро Балатон. 80 километров вдоль него, и Венгрия кончается. Вот и вся география! Ну а мы въезжаем в Будапешт.
В отличие от задунайской горной Буды, Пешт лежит на равнине. Через весь город проходят полукольцом несколько бульваров, начинающихся и заканчивающихся на берегах Дуная. Самый длинный и далекий от центра превращен в некое подобие московского третьего кольца и соединяет все основные автомагистрали, отходящие от города. Въезд внутрь запрещен для автомобилей массой более 7,5 т., но время действия отнюдь не драконовское: въезжать на больших машинах можно с 8 вечера до 7 утра. Ограничение, надо признать, вполне оправданное. Дороги в Будапеште самое большее четырехполосные, и если хоть один большой автопоезд сломается, хана всему городскому движению настанет, как минимум, часа на два. Ведь держится оно только на полном запрете стоянок на улицах.
Крайняя правая полоса в городе всегда свободна, и по ней могут свободно перемещаться автобусы и троллейбусы. Могут, но, как в Хельсинки и Праге, народ отдает предпочтение трамваям. Аппараты эти довольно солидные. Шестивагонные, сорокаметровые составы, носящиеся со скоростью 60 – 70 километров в час даже по самым узким улочкам, напоминают электрички и не оставляют никаких шансов уцелеть раззявам, выехавшим на своих машинах на пути.
НЕМНОГО О ТЕХНИКЕ
Следующее утро начинается с техосмотра нашего автобуса. Вот тебе и раз: под капотом я ожидал увидеть рядную «шестерку» «Вольво», ведь вчера работу двигателя было почти не слышно даже при резких ускорениях. Но оказалось, что в моторном отсеке расположилась V-образная «мерседесовская» «восьмерка».
– Все одно и то же, что «Мерседес», что «Вольво», что «Неоплан», – машет рукой Иштван. – Но, у «Неоплана» семь передач, а у нас только шесть.
Я все пытаюсь найти «10 отличий».
– На «Неоплане 116» я на крутой подъем ползу на второй передаче и думаю о том, как на ходу буду включать первую, а на этом могу спокойно заехать даже на третьей. Завтра поедем в горы, сам убедишься.
Горы не горы, а 500-метровые обрывистые холмы по берегам Дуная смотрятся вполне солидно. Хотя узкая двухполосная дорога в излучину Дуная сначала идет по равнине, все равно приходится часто снижать скорость в населенных пунктах. До 70 км/ч шестая все еще тянет, но, если приходится сбрасывать до 65, ее уже не хватает, приходится включать пятую. Бывает, перед деревнями в Венгрии устраивают что-то вроде круговых развязок, только без съездов в стороны. После прохождения таких штуковин наша скорость падает ниже 50, и для нормального ускорения пятой недостаточно. Что касается третьей, то это самая удобная передача для дергания в пробках, поскольку перекрывает диапазон между 10 и 35 километрами в час. Трогались мы почти всегда на второй передаче, и только один раз, на крутом подъеме, – с первой.
Незаметные поначалу подъемы становятся все круче и круче, но слова нашего водителя о полном безразличии нашего автобуса к ним вроде бы подтверждаются. Если в начале горы скорость 70 на шестой передаче, то и в конце подъема все остается как есть. Как ехали, так и едем, даже тембр работы двигателя не меняется. Все-таки нет у этой машины души. Как-то я ездил на «Неоплане» в Чехию, так там, несмотря на сходный силовой агрегат, все было по-другому. Шумоизоляция была похуже, и когда водитель пропускал передачи, чувствовалось, как автобус сначала с трудом, а потом со все большим и большим ускорением устремляется вперед. Звук работающего двигателя, меняющийся от почти холостых до почти максимальных оборотов отнюдь не мешал, а доставлял удовольствие. Здесь же вообще ничего не чувствуется. Неправильно все это! Но подъем к старинной крепости на 300-метровую горку ставит все на свои места. В ход идет и четвертая, и третья передачи. А вот без второй мы как-то обошлись, в точности, как и было обещано.
Машина наша, хоть выпущена в 1998 г., совсем не гнилая; разумеется, нет и намека на позорные резиновые накладки над лобовым стеклом, как часто бывает у престарелых «икарусов». Только крыша слегка пожелтела. А вот давление масла на холостых оборотах непрогретого двигателя было чуть больше 1 атмосферы. Скоро в капиталку? Я знаю один хороший заводик, могу порекомендовать.
СТРАНА ДЕНЬГОПРОСОВ
– У вас один час, – спешит обрадовать экскурсовод. Все ясно, наш автобус находится на платной стоянке, где неполный час оплачивается как полный. Вообще, венгры – большие любители организовывать всякого рода поборы со своих автомобилистов. Смешно сказать, но даже наша страна еще во многом отстает от них. Во-первых, все наши стоянки были платные. Даже если при остановке не было видно ни одного деньгопроса, через пару минут человек с синей повязкой подкатывал на велике, и обмен форинтов на квитанции начинался.
Сколько просят? С автобуса за час стоянки – от 850 до 1400 форинтов, что равно 200 – 300 рублям. Это притом, что живет венгерский народ несколько беднее, чем мы. На лето некоторые бесплатные дороги, что ведут к Балатону, превращаются в платные. Прямо на трассе стоит кунг-касса и любимая спецмашина всех водителей – «матрица-контроль». Будь любезен, оплати! Хочешь в метро (кстати, построенном еще в 1896 г.!) перейти с ветки на ветку – плати. Но окончательно меня добили платные туалеты в ресторанах для их же посетителей. Такого я не видел даже в «капстранах». Что же касается топлива, то, несмотря на социалистическое прошлое страны, и здесь все в порядке. В переводе на наши литр солярки продают за 40 руб.
45 ТУРИСТОВ, 2 РАБОТЯГ
Именно так охарактеризовали состав нашей группы водители на пограничном посту, отвечая на вопрос служивых: «А сколько вас сюда набилось?» Хотя украинские водители, работающие на «южном» направлении, обычно дальше Хорватии не ездят (в Италию и Австрию, как правило, идут через Брест), их работу легкой не назовешь. Про многочасовые очереди на границе вы уже знаете. Еще из «прелестей» южных маршрутов – Плицкие озера в Хорватии, дорога к которым узка и обрывиста, колейность приграничных шоссе и изнуряющая 36-градусная жара. Недавно на нашем автобусе ломался кондиционер, так для немецких туристов срочно пришлось вызывать резервную машину. Но как главный враг Российской армии – ее солдат, так и самые главные «враги» водителей – туристы.
Например, в одной из поездок один глупый турист заказал в ресторане очень дорогое блюдо и не смог расплатиться. Поскольку только Иштван знал венгерский язык и выступал посредником, именно ему и пришлось нести все расходы. С тех пор водители едят отдельно от своих пассажиров. На всякий случай. Но эта осторожность не помогла избежать ему очередной неприятности. Еще одна женщина решила погулять на ходу по автобусу, упала и вывихнула ногу. Наверное, вы уже догадались, кто платил 192 доллара по счету, выставленному страховой компанией.
– Когда вам в следующий раз ехать?
– Обратно в Чоп мы вас привезем в 2 часа ночи. День, ночь и еще один день отдыхаем, а следующей ночью снова в рейс, в Хорватию.
– Зимой легче?
– Легче тем, что ездить надо меньше. Мы вешаем лыжный ящик, отвозим народ в горы и неделю там стоим, пока они катаются. Только иногда свозим их куда-нибудь недалеко на экскурсию.
– А вот у нас на Измайловском рынке летом все автобусы тоже с лыжными ящиками. Только они уже не лыжные, а багажные.
– Такого безобразия у нас нет, мы все-таки туристов возим, а не челноков.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НОВИЧКА
На обратном пути за руль садится второй водитель, Иван. Это его первая поездка на «Дрогмоллере», но привыкание происходит достаточно быстро. Пару раз он не сразу попал в передачу (коробка у нас ручная), один раз тормознул чуть резче, чем следовало, вот и все «грехи». Через 15 минут стиль его вождения был внешне неотличим от стиля Иштвана, пробывшего за рулем всю сознательную жизнь. Но это только с виду.
– Как тебе машина? – спрашиваю его на одной из остановок.
– Тяжеловато работать, через огромное лобовое стекло постоянно напекает, не спасают даже два самодельных вентилятора. Пот заливает глаза, а вытереть его нельзя, туристы смотрят. А еще на колеях вблизи границы автобус плавает. Приходится его все время отлавливать. Но самый главный враг – это жара. Я раньше на электровозе работал, так даже там в смысле комфорта летом было получше.
Эх, знать бы раньше, что когда-то мы были коллегами! Иван наверняка бы высадил пассажиров и дал бы мне прокатиться пару кружков по какому-нибудь венгерскому городку. А так мы уже приближаемся к границе. За четыре километра до нее нас встречает очередь из грузовиков. Я насчитал больше 180 штук. Нам-то в ней теперь не стоять…