МЯСО, «БАБКИ» И ЗЕРНО
Гаишники брали мзду во все времена. Наверное, профессия у них такая. Причем брали как вновь поступившие на службу прыщавые юнцы, так и матерые полковники. А простые водители и руководители автотранспортных предприятий этим «торговцам с полосатыми палочками» во все времена заносили «бабло». Ну, или кто чем был богат. И так, похоже, будет всегда. Видать, таковы особенности русской езды.
Во времена застоя гаишники были честнее. Не честными, а именно честнее. То есть и тогда имели место взятки за несоставление протокола и непроделывание дырки в талоне предупреждений; за удачное прохождение техосмотра; за успешную сдачу экзаменов на права… Но в те стародавние времена коррупция в гаишных рядах не носила столь массового, если не сказать, поголовного мздоимства, как сейчас.
Когда настал период безвременья – «лихие девяностые», – сотрудники придорожной милиции быстро сориентировались и стали получать от жизни все, что хотели. Это стало возможным благодаря крышеванию бесчисленных шашлычных, выросших вдоль трасс, что грибы после дождя; благодаря дружбе с братвой, крутые «тачки» которых инспектора с мигалками сопровождали на «стрелки» (кстати, были не редки случаи, когда гаишники «сливали» браткам информацию о перевозимом фурой грузе, за что и получали долю от награбленного); в конце концов, благодаря простым водителям, коих нещадно «обували» как на деньги, так и на продукты и шмотье.
Кто крутил баранку в девяностых, прекрасно помнит, как инспектора влегкую могли ополовинить фуру с арбузами или банками тушенки… Понятное дело, что «конфискат» менты не жрали. Столько съесть, сколько они брали, – из ушей полезет. Арбузы, консервы, одежду они отвозили в крышуемые ими дорожные магазины (если помните, тогда маленькие магазинчики называли «комками» – сокращенно от «коммерческий магазин») и превращали продовольствие и текстиль в живые деньги.
Впрочем, длилась эта гаишная «малина» не очень долго. Бандиты быстренько отодвинули от дел рядовых инспекторов, подмяв все объекты торговли под себя. Но сколоченных за три-четыре года денег некоторым гаишникам хватило, чтобы отгрохать себе многоэтажные особняки, купить погоны с большими звездами у покровителей и в ус не дуть…
А вот главный тюменский гаишник Валерий Смолин (правда, теперь о его должности можно говорить только с приставкой экс), видать, не успел вкусить все прелести начала девяностых. Или, может, банально истосковался по тем славным временам. А как иначе объяснить проворачиваемые им делишки?!
Будучи начальником отдела внутренних дел города Заводоуковска, что в Тюменской области, г-н Смолин 12 августа 2002 г. продал коммерческой организации за 140 000 руб. стационарный пост ГИБДД, расположенный на 93-м километре федеральной дороги Тюмень–Омск. Вырученные от продажи гаишной будки деньги ушлый милиционер прикарманил.
Дальше – больше. В период с августа 2003-го по июнь 2006 г. Валерий Смолин незаконно направлял в адрес сельскохозяйственных предприятий от имени Заводоуковского ГРОВД письменные обращения с просьбами об оказании материальной помощи зерном и мясом, а также об оплате счетов за товары и услуги, выставляемых Заводоуковскому ГРОВД сторонними организациями. Фермеры не хотели портить со Смолиным отношения, ведь милицейский начальник легко мог устроить самую настоящую травлю. В итоге руководители сельхозпредприятий вынуждены были регулярно «подгонять» Валерию Смолину зерно и мясо, а также деньги на оплату счетов, которые никак не отражались в бухгалтерской отчетности.
За три года фермеры отсыпали Смолину более 2,5 центнера зерна и поделились с ним тонной мяса и перевели на счета кучу денег. По самым скромным подсчетам, в результате своих махинаций милиционер разжился на 830 000 руб.
В 2007 г. Смолин пошел на повышение. Он возглавил Управление ГИБДД по Тюменской области. И едва успев приступить к исполнению своих обязанностей, тут же стал гнобить неугодных ему людей. Так, в марте 2007 г. он организовал провокацию взятки в отношении одного из работников ДПС Заводоуковского ГРОВД. Желая отвести от себя подозрения, Смолин предложил своим знакомым – начальнику ОВД по Мокроусовскому району Курганской области Валерию Васильеву и заместителю начальника ОГИБДД Заводоуковского ГРОВД Тюменской области Тимуру Мулкоманову – принять участие в совершении указанного преступления, на что последние согласились.
В реализацию преступного плана в качестве непосредственного исполнителя провокации взятки Васильев вовлек бывшего сотрудника милиции Алексея Смольникова. 12 апреля 2007 г. около 14 часов в районе 124 км автодороги Тюмень–Омск Смольников подъехал к инспектору ДПС и под надуманным предлогом передал без согласия последнего коробку с двенадцатью бутылками водки, оставив ее около служебной автомашины. В тот же день Смольников обратился с заявлением о совершенном преступлении – получении взятки – к прокурору Тюменской области, в котором указал заведомо ложные сведения о получении инспектором ДПС взятки в сумме тысячи рублей и двенадцати бутылок водки за несоставление протокола об административном правонарушении.
Прокурору показалась рассказанная история не совсем гладкой. Началось следствие. Лишь к 17 мая 2007 г. подставу против невиновного гаишника удалось разоблачить и взять под стражу виновных. В ходе распутывания этого клубка прокурорские выявили и другие махинации Смолина, что и послужило поводом для его ареста.
В настоящее время отделом по расследованию особо важных дел Следственного комитета при прокуратуре Тюменской области проводится комплекс мероприятий, направленных на завершение расследования по смолинскому делу и передаче его в суд. Валерию Смолину инкриминируется аж пять статей Уголовного кодекса. В сумме это может потянуть на 10 лет с конфискацией имущества. Подельникам Валерия Смолина также грозят длительные тюремные сроки.
А ведь сколько по стране подобных смолиных трудится в рядах ГИБДД?! И посадка одного мздоимца, увы, это лишь капля в море, от которой никому ни горячо, ни холодно.