РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ – ГОД НЫНЕШНИЙ И ГОД МИНУВШИЙ
ГРУЗОВОЕ АВТОСТРОЕНИЕ
Российское грузовое автомобилестроение не знает спадов уже с 2002 г., а в последнюю пару лет темпы его развития находятся на уровне 15–20%. Положительная конъюнктура рынка грузовой техники, обусловленная общим подъемом экономики страны, ростом грузооборота, повышением покупательной способности юридических и физических лиц, увеличением государственного заказа способствовала подъему производства грузовых автомобилей в 2007 году до 288,5 тысяч единиц, или на 16,0% больше по сравнению с 2006 годом. Положительный индекс производства имели практически все российские заводы, производящие грузовую автотехнику.
Стабильный экономический рост, рост объемов строительства и грузооборота в стране ведут к изменению структуры перевозок. Логистика крупных розничных объектов требует более вместительного (по грузоподъемности и объему грузового отсека) и экономически эффективного транспорта, что положительно отражается на объемах реализации в сегменте грузовых среднетоннажных автомобилей. В частности, рост выпуска грузовых автомобилей в АМО «ЗИЛ» составил 46,5%, в особенности востребованными оказались среднетоннажные автомобили ЗИЛ-43336 (+38,3%), ЗИЛ-4329 (+265,7%).
По-прежнему высоким спросом пользуются грузовые автомобили Горьковского автозавода, как малотоннажные, так и среднетоннажные: прирост их производства в 2007 году составил 11,1%, а общий выпуск перевалил за 160 тыс. единиц. Рост объемов реализации грузовиков ГАЗ в сегменте легких коммерческих автомобилей в 2007 году превысил 9%. Основными факторами являлись увеличение оборота розничной торговли и реальных денежных доходов населения, а также государственная политика в области реализации национальных проектов в сфере коммунального и сельского хозяйства. Кроме того, со стороны коммунальных и специализированных служб увеличился спрос на специальную легкую коммерческую технику – автофургоны различного назначения, самосвалы, автогидроманипуляторы, эвакуаторы и прочую автомобильную технику с повышенной долей добавленной стоимости. Рост спроса на фургоны составил 12% к аналогичному показателю 2006 года и обусловлен повышенным спросом на цельнометаллические автомобили в связи с неудовлетворенной потребностью в автомобилях бортовой группы.
По итогам 2007 года рост консолидированного объема реализации Горьковского автозавода в этом сегменте превысил 12% к уровню 2006 года. Увеличение объемов реализации среднетоннажного автомобиля ГАЗ-3310 «Валдай» в городах и пригородах в 2007 году превысил 22% к уровню прошлого года. Значительный рост по группе внедорожных грузовых автомобилей ГАЗ-3308 (порядка 50%) связан со стабильным ростом таких отраслей, как строительство, ЖКХ, а также распространением финансово-кредитных услуг на село и национальным проектом по сельскому хозяйству. По итогам 2007 года, доля ГАЗа в сегменте среднетоннажных грузовиков (полной массой до 9 т) выросла до 60%.
Производство малотоннажных автомобилей ОАО «УАЗ» выросло на 21,9%, а шасси ISUZU, выпускаемых на территории Ульяновского автозавода, – в 5,4 раза. Особое развитие в последние годы получило производство на основных заводах, выпускающих большегрузные автомобили. Так, ОАО «КамАЗ» в 2007 году увеличил их производство на 23,3%, ОАО «АЗ «Урал» на 56,7%, ОАО «Брянский автомобильный завод» – в 3,7 раза.
В сегменте большегрузных автомобилей 2007 год характеризуется резким ростом спроса, вызванным увеличением объемов инвестиций и строительства, расширением банковского кредитования, реализацией национальных проектов. Ряд производителей не смог увеличить производство в соответствии со спросом, и в феврале – октябре прошедшего года на рынке наблюдался существенный дефицит тяжелых грузовых автомобилей.
Внимания заслуживают показатели работы Камского автозавода. Даже недавнее падение финансового рынка не поколебали его позиции на фондовой бирже ММВБ, где его акции подорожали на 6,8%. Так отреагировала биржа на сообщения о результатах работы предприятия за 2007 год: объем продаж ОАО «КамАЗ» вырос на 22,75% до 85,2 млрд. рублей, а за 2008 год он должен увеличиться до 127,8 млрд. рублей, автомобилей запланировано выпустить 65 тыс. единиц, или на 29,3% больше, чем в 2007 году.
Являясь лидером в сегменте полноприводных грузовых автомобилей, «Группа ГАЗ», увеличила к концу года свою долю в этом сегменте до 61%. При этом рост объема реализации в 2007 году составил свыше 40% к аналогичному показателю 2006 года. Фаворитом в данной области стал автомобильный завод «Урал», в ушедшем году предприятие увеличило объем производства на 58,3% – до 15 751 грузовика. Такой существенный рост не в последнюю очередь объясняется благоприятной ценовой конъюнктурой, увеличением доли спецтехники на базе шасси «Урал», выходом в более дорогой сегмент. Впервые за последние полтора десятилетия автозавод «Урал» вернулся к двусменному режиму работы, увеличив ежесуточный темп сборки до 70 грузовиков против 35 автомобилей в январе 2007 года. Существенно больше на конвейере стало представителей новой гаммы – дорожных автомобилей. Ныне их собирается от 70 до 100 штук ежемесячно. За два года выпущены более 1200 дорожных грузовиков «Урал». Стали появляться первые образцы спецтехники на базе «дорожников»: автобетоносмесители, цистерны и автокраны.
Высокие темпы прироста производства зафиксированы на предприятиях, организовавших выпуск грузовых автомобилей импортных моделей в России. В 2007 году таких автомобилей изготовлено около 16 тыс., или на 76,1% больше, чем в 2006 году. Их доля в общем объеме выпуска грузовых автомобилей составила 5,5% (в 2006 году эта доля составляла 3,6%). В частности, ОАО «УАЗ» увеличило выпуск шасси ISUZU в 5,4 раза, ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) – выпуск автомобилей индийской фирмы ТАТА в 2,4 раза, Группа компаний «Автотор» – выпуск китайских грузовиков в 2,7 раза, ЗАО «ВТС Зеленоград» – выпуск автомобилей фирмы Volvo на 23,9%, ООО «ИВЕКО-УралАЗ» – выпуск большегрузных автомобилей в 1,8 раза, Таганрогский автозавод (ТаГАЗ) – выпуск малотоннажного южнокорейского автомобиля Hyundai Porter в 1,4 раза. В 2007 году начал выпуск седельных тягачей Hyundai HD450 ООО «Ростовский завод грузовых автомобилей».
В 2007 году в секторе грузовых автомобилей продекларированы намерения по реализации нескольких проектов организации сборки импортных моделей грузовых автомобилей в России. В связи с этим создаются предпосылки для дальнейшего замещения отечественных автомобилей производством импортных, что, в конечном счете, будет увеличивать зависимость российского грузового автомобилестроения от зарубежных фирм и государств.
АВТОБУСОСТРОЕНИЕ
В секторе российского автобусостроения после некоторой стабилизации уровня роста производства в 2003–2006 годах (он составлял в эти годы 3–4%) наступил в 2007 году более существенный подъем. В прошедшем году выпуск автобусов в России превысил 88 тыс. единиц и увеличился на 8% по сравнению с 2006 годом, превзойдя темп среднемирового роста производства (6,8%).
В классе особо малых автобусов (ОМ1) появился новый производитель – Таганрогский завод грузовых автомобилей (ООО «ТагЗГА»), резво взявший старт. В 2007 году он произвел почти 3 тыс. микроавтобусов Hyundai County. На 7,3% снизился выпуск автобусов «Соболь» и «Газель» в ООО «Автомобильный завод «ГАЗ». В то же время изготовление микроавтобусов в ОАО «УАЗ» увеличилось на 18,5%.
В сегментах автобусов малого и среднего класса наблюдался рост (в сегменте средних автобусов он превысил 30% по отношению к уровню предыдущего года). Факторами роста являлись активный переход традиционного потребителя микроавтобусов в сегмент автобусов малого класса и увеличение спроса в конце года в ожидании роста цен в 2008 году, связанного с введением норм Евро-3. В связи с привлекательностью сегментов (особенно сегмента средних автобусов) в 2007 году наблюдалось значительное усиление конкуренции, в первую очередь со стороны производителей КНР. В классе малых автобусов (М1) снизилось производство модели ЗИЛ-3250 на АМО «ЗИЛ» на 26,6% и несколько увеличилось (+3,5%) автобуса КАвЗ-3976 на Курганском автобусном заводе.
В 2007 году Павловский автобусный завод изготовил рекордное количество машин – 15 031 единицу, что является абсолютным рекордом послесоветских лет. Это на 816 автобусов больше, чем за 2006 год. План производства на 2008 год – 15 297 автобусов в широкой гамме модификаций. В 2007 году с конвейера сошел 600-тысячный автобус марки ПАЗ. Определены и главные задачи 2008 года. Из них стратегической остается освоение новых моделей и уход от монопродукта. Будут продолжены работы по новым машинам, в первую очередь ПАЗ-3204 и продуктовой линии на базе платформы ПАЗ-3237 в соответствии с тремя главными параметрами: затраты, качество и график. В 2008 году в Группе ГАЗ будут продолжены работы по рестайлингу базовой модели ПАЗ-3205 и созданию новых машин, в первую очередь ПАЗ-3204 и продуктовой линии на базе платформы ПАЗ-3237. В сегменте средних автобусов на рынок выходят КАВЗ-4238 и модификации КАВЗ-4230 с улучшенным силовым агрегатом.
Переход потребителей микроавтобусов в сегмент автобусов малого класса активизировал продажи автобусов 3-рядной компоновки в ценовом сегменте 0,95 – 1,1 млн. руб. В этом сегменте в 2008 году в рамках совместного производства с Marcopolo (СП «Русские автобусы – Марко») на рынок выводится новый продукт – городской автобус Real общей вместимостью 29 мест. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. почти в 9 раз увеличилось производство особо больших (ОБ1) и больших (Б1 и Б2) автобусов в ООО «Ликинский автобус» и в ОАО «ГолАЗ», в 2,5 раза в ЗАО «Тушино-Авто», в 1,8 раза в ЗАО «Мичуринский автобус».
В 2007 году продолжался процесс активного замещения отечественных моделей автомобильной техники на зарубежные модели, производимые на территории России. Ощутимо это проявилось и в секторе автобусостроения. При общем подъеме производства автобусов в России на 8% отечественные модели приросли лишь на 4,2%, в то время как иностранных собрано в 7,32 раза больше, чем в 2006 году. Доля автобусов иностранных моделей в общем объеме производства в России составила в 2007 году 4,1%, а в 2006 году она находилась в пределах 0,6%. Только ООО «Скания-Питер» снизила выпуск автобусов большого класса OmniLink, OmniLine почти вдвое, что объясняется реконструкцией предприятия. Остальные производители иномарок на российской территории имеют очень высокий прирост объемов выпуска. Так, ООО «ЕвоБус Русслэнд» увеличило выпуск микроавтобусов Sprinter в 1,88 раза, ОАО «ГолАЗ» микроавтобусов Ford почти в 1,3 раза, а вновь введенное в строй ООО «ТагЗГА» уже в первый же год своей работы вышло на уровень сборки микроавтобусов Hyundai County в 3000 единиц. Очевидно, что атака на российский автобусный рынок начинается в классе микроавтобусов, и эта тенденция должна заставить отечественных производителей автобусов этого класса принимать действенные меры по повышению конкурентоспособности их продукции. Обстоятельства обострения конкуренции должны учитываться и федеральными органами исполнительной власти при выработке промышленной политики, так как рынок микроавтобусов составляет 90% рынка всех автобусов, выпускаемых в России.