еMercedes-Benz выходит в тяжелый класс
По заявлению Mercedes-Benz Trucks, компания в 2016 г. стала первым производителем в мире электрического грузовика тяжелого класса. Теперь компания делает следующий шаг: выводит электрические большегрузы на дороги. Происходить это будет в формате длительного клиентского теста в условиях реальных грузоперевозок. В тестировании примут участие 10 перевозчиков из Германии и Швейцарии: компании Dachser, Edeka, Hermes, Kraftverkehr Nagel, Ludwig Meyer, Pfenning Logistics, TBS Rhein-Neckar и Rigterink из Германии и Camion Transport и Migros из Швейцарии. Электрические грузовики будут находиться в опытной эксплуатации 12 месяцев, после чего будут переданы другим клиентам, также для эксплуатации в течение года. Цель испытаний состоит, по словам Стефана Бухнера, главы Mercedes-Benz Trucks, в том, чтобы «добиться серийного производства и рыночной зрелости ряда экономически конкурентоспособных электрических грузовиков для использования в большегрузных транспортных перевозках с 2021 года».
Осенью 2016 г. компания представила на международной выставке коммерческих автомобилей IAA в Ганновере свою концепцию тяжелого электрического развозного грузовика для городских районов. После презентации eActros только от клиентов из Германии было получено около 150 очень серьезных запросов на электрические грузовики.
eActros представляет собой электрогрузовик, спроектированный на раме Actros. Трехосный автомобиль имеет пневматическую подвеску, а ведущими являются колеса второй оси, на которой установлены одинарные широкие шины. Шасси оснащены подъемным бортом и оборудованием для сменных кузовов. По сравнению с представленным на выставке прототипом, было сделано довольно много технических изменений. Электропитание обеспечивают 11 батарейных блоков, а за основу трансмиссии взят портальный мост ZF AVE 130, доказавший свою надежность многолетней эксплуатацией на низкопольных автобусах Mercedes-Benz с комбинированной силовой установкой и топливными ячейками. Конструкция оси для использования на eActros была принципиально переработана. Корпус был изменен полностью с тем, чтобы мост можно было установить в более высоком положении, тем самым увеличив дорожный просвет, который у eActros превышает 200 мм. Схема системы привода осталось прежней и состоит из двух электродвигателей, расположенных в ступицах колес — это трехфазные асинхронные моторы с жидкостным охлаждением, работающие при номинальном напряжении 400 В. Двигатель развивает максимальный крутящий момент 485 Н×м и имеет мощность 125 кВт (170 л.с.). На выходе из редуктора крутящий момент увеличивается до 11 000 Н×м — величины, соответствующей крутящему моменту на полуоси тяжелого грузовика с дизелем. Максимальная допустимая нагрузка на ось составляет обычные 11,5 т.
eActros на одном заряде батарей может проезжать до 200 км. Энергия для движения запасается в двух литий-ионных аккумуляторных батареях емкостью 240 кВт×ч. Такие батареи уже прошли апробацию при эксплуатации автобусов EvoBus GmbH — дочерней компании Daimler AG, известной своей продукцией под брендом Setra.
Батареи размещены в 11 пакетах: три из них расположены в раме, остальные 8 находятся снизу. По соображениям безопасности батареи не защищены стальными кожухами. В случае столкновения структура крепления батарей деформируется, поглощая энергию и защищая батареи. Высоковольтные АКБ снабжают энергией не только систему привода, но и транспортное средство в целом: вспомогательные агрегаты, такие как компрессоры для пневматических систем и системы кондиционирования воздуха в кабине, насос гидроусилителя руля или холодильные установки специализированных кузовов.
Батарея может быть полностью заряжена в течение 3-11 часов зарядным устройством мощностью от 20 до 80 кВт, имеющим стандарт коммутационного оборудования CCS (Combined Charging System). Для бортовой низковольтной сети автомобиля используются два обычных 12-вольтовых аккумулятора. Они заряжаются от высоковольтной батареи с помощью конвектора DC-DC. Такая система гарантирует работоспособность обычных систем транспортного средства (световые приборы, индикация, управление узлами тормозной системы и пневматической подвески) в случае выхода из строя высоковольтной сети. Для безопасной эксплуатации электрического грузовика высоковольтная сеть может быть активирована только в том случае, если заряжены оба 12-вольтовых аккумулятора.
Тестирование клиентами будет продолжаться, как минимум, до середины 2020 г. Будет установлена энергетическая потребность для ряда конкретных случаев применения электрических грузовиков, их экономическая эффективность, а также экологические показатели в сравнении с дизельными грузовиками. Результаты будут опубликованы.
Mercedes запустит электрические версии своих фургонов Vito и Sprinter и электрического автобуса в течение следующих двух лет. Производство eActros планируется начать с объема 1000 автомобилей в год.