БАБЛО, КАК ПАНАЦЕЯ ОТ СМЕРТИ Гаишники и законодатели решили, что дикие штрафы спасут страну от смертности
Итак, уже с 11 августа автомобилистам, колесящим без техосмотра, грозит штраф 200 руб. и, само собой разумеется, скручивание номеров (доселе штраф составлял «полтинник»). На 100 «деревянных» попадут те, кто не зарегистрировал в установленном порядке свою «ласточку» (ну, скажем, слишком долго ехал от автосалона до ГИБДД или настолько увлекся обмыванием купленного «коня», что трезвый день, когда стало возможным сесть за руль и доехать до регистрационного подразделения, выдался лишь две недели спустя). Значительно возросла в цене езда без номеров. Если до 11 августа можно было еще отделаться 2500 руб., то уже сейчас нарушителям следует готовить «пятак» (но это в лучшем случае, ведь по решению суда можно и на 1 – 3 мес. остаться без «прав»). Кроме того, в рамках статьи 12.2 КоАП РФ законодатели дали разъяснение на тему, что считать нестандартным или нечитаемым номером: «Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям ГОСТ. А нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего номера, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего номера». Впрочем, за «нестандарт» и «нечитаемость» штраф не вырос, так и оставшись на уровне 50 рублей.
За неподачу сигналов поворота перед началом маневра, а равно и за невыполнения требования ПДД занять перед поворотом (разворотом) крайнее соответствующее положение «светит» штраф 100 «деревянных».
Езда по велосипедным дорожкам и тротуарам отныне будет стоить 2000 рублей (напомним, что сейчас это деяние закон оценивает в жалкие 50 руб.). Решите обогнать кого-то по резервной полосе, влезть в организованную транспортную колонну – рискуете раскошелиться на 500 «рэ» (вместо прежних 200). Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно и просто выезд на «встречку», для того чтобы развернуться, повернуть налево или объехать препятствие, обойдется от одной до полутора тысяч рублей. Хотя эта статья работать не будет, ибо за любое пересечение черты гаишники норовят «припаять» статью 12.15 часть 3 (выезд на «встречку» там, где это запрещено ПДД), которая, к слову сказать, существенно ужесточилась: штраф за это нарушение не предусмотрен, а есть только лишение «прав» на срок от 4 до 6 месяцев.
Примечание к статье 12.19, которое запрещало применять блокираторы и эвакуаторы, кануло в Лету. Как и статья 12.36, карающая должностных лиц за применение такого рода техники.
Зато появилась 300-рублевая статья 12.361, которая должна карать водителей, болтающих по мобильному телефону без специального устройства hands-free (дословно «свободные руки»).
Кроме того, законодатели в статье 32.7 обязали водителей, лишенных по суду «прав», сдавать в ГИБДД временные разрешения. Причем на все про все шоферам-лишенцам отводится 3 дня. Принятие этой нормы было вполне ожидаемым, ибо до этого Административный кодекс не обязывал водителей сдавать «времянки». И на деле получалось следующее – суд лишил уличного хулигана «прав», предположим, на четыре месяца, но при этом не забрал «времянку». И весь срок лишения наказанный шофер почти легально колесил по «зеленому талончику». А когда срок лишения «прав» истекал, хитрец являлся в ГИБДД и забирал водительское удостоверение. С 11 августа эта лазейка прикрыта.
Движение по велосипедным, пешеходным дорожкам, а равно и тротуарам карается отныне штрафом 2000 «деревянных». Безусловно, езда по тротуарам, когда пешеходы, дабы не быть задавленными, вынуждены шарахаться от авто в лужи, а то и лезть на деревья, заборы и т.д., – это хамство, достойное самого строгого наказания.
Езда по обочинам отныне стоит 500 руб. Вроде бы правильный штраф, ведь умники, объезжающие «пробки» по пыльным обочинам, раздражают не по-детски. Но в этой статье есть подковырка, которая может ударить по карману водителей-дальнобойщиков. Судите сами: большинство дорог в нашей стране имеют по одной полосе движения в каждую сторону, и, чтобы не создавать заторов, водители-профессионалы смещают свои фуры на обочину, чтобы пропустить поток легковых машин. И если раньше дальнобойщиков гаишники не чмарили за езду по обочине, ибо штрафчик был плевый, то сейчас это может стать для трассовых гайцов чуть ли не главной статьей нетрудовых доходов и зарабатывания «палок». Таким образом, легковушки будут вынуждены обгонять большегрузы по встречной полосе, что опять-таки на руку инспекторам ДПС. Правда, начальник Управления правового регулирования и межведомственного взаимодействия ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин заявил, что за езду по обочине будут штрафовать только тех, кто обгоняет, а не тех, кто уступает дорогу. Да вот загвоздка – голову господина Кузина не пришьешь каждому инспектору, а значит, «дорожный царек», наделенный, по сути, безграничной властью, будет творить все, что его душонке заблагорассудится. И это настоящая беда.
Еще ряд поправок, вступивших в силу 11 августа, затрагивают исключительно «рулевых» грузовиков, например статья 12.21.1, которая предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Часть 1 этой статьи за перевозку «крупногабаритки» или «тяжеловеса» без специального разрешения и специального пропуска, а равно перевозка такого рода груза с отклонением от указанного в спецразрешении маршрута движения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 2000 до 2500 рублей. Но это в лучшем случае. А при худших раскладах шофер может остаться без «прав» на срок в 4–6 месяцев. Должностные лица, ответственные за перевозку, рискуют нарваться на штраф 15 000–20 000 «рэ», а сама фирма-перевозчик получит штраф на сумму от 400 000 до 500 000 руб.
Часть 2 вышеупомянутой статьи. Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в спецразрешении, более чем на 10 см влечет наложение штрафа на водилу в размере 1500–2000 руб. или ему «светит» лишение «прав» на срок от 2 до 4 месяцев. Должностные лица, ответственные за перевозку, нарвутся на штраф 10 000–15 000 руб., а юридические лица вынуждены будут раскошелиться на 250 000–400 000 «рэ».
Часть 3 статьи 12.21.1. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15% влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 1500 до 2500 руб., на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от 10 000 до 15 000 руб., на юрлица – от 250 000 до 400 000 руб.
Часть 4 упомянутой статьи карает нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1–3, влечет наложение штрафа на водителей от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц, ответственных за перевозку – от 5000 до 10 000 руб. Ну а фирме-перевозчику грозит штраф от 150 000 до 250 000 руб.
На этом список изменений от 11 августа в принципе исчерпан. Теперь самое время поговорить о том, что будет 1 января 2008 г. С нового года непристегнутый ремень, а равно и езда на мотоцикле без шлема будет обходиться водителям не 50 руб., как сейчас, а целых 500. Вообще, надо заметить, гаишники хотели ввести более суровое наказание за не пристегнутые ремни (минимум 1000 руб.), однако по-настоящему шоферам «всыпать ремня» труженикам свистка и жезла не дали парламентарии, посчитав, что «полтыщи» – это та цена, которая заставит пристегиваться поголовно всех.
Увеличится с января наказание для тех, кто садится за «баранку» без «прав». Особенно не поздоровится тем, кто рулит, будучи лишенным водительских «корочек», – для таких сорвиголов предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток либо штраф 5000 «деревянных». Правда, штраф «светит» далеко не всем – на него могут рассчитывать беременные женщины, матери, возраст детей которых меньше 14 лет, а также инвалиды I и II групп. Всем же остальным КоАП сулит «небо в клеточку и друзей в полосочку». Эта законодательная инициатива была ожидаема, ведь водители, лишенные «прав» на 1,5–2 года за пьянку, продолжали ездить без оных, ибо с точки зрения закона они были неприкасаемы (лишать их уже нечего, а штраф 500 руб. страха ни в кого не вселял). К счастью для законопослушных водителей, эту лазейку прикрыли.
Сама же ответственность за употребление спиртного перед посадкой за руль осталась без изменений – все те же 1,5–2 года пешей жизни. Зато появилась новая статья, благодаря которой пьяницу-рецидивиста можно оставить без «прав» аж на три года. То есть если водителя лишили удостоверения за «зеленого змия» на 2 года и, скажем, лет через пять он вновь попадется гаишникам в состоянии полного нестояния, то его лишат «прав» уже на 3 года. А это, как понимаете, – срок, и не малый.
Любителям быстрой езды с января 2008 г. придется себя сдерживать, ибо за превышение скорости на 20–40 км/ч можно схлопотать штраф три сотни «деревянных». Ежели разогнаться на 40–60 км/ч больше дозволенного, то в этом случае семейный бюджет обеднеет на 1000–1500 руб. (напомним, что пока это нарушение обходится 300–500 «рэ»). Ну и самых лихих водителей, превышающих скоростной лимит на 60 км/ч, ждет кара в виде 2000–2500 руб. или лишения «прав» на срок от 4 до 6 мес. Правда, для чего законодатели сделали эту «вилку», нам не совсем понятно. Куда эффективнее было бы «шумахеров» безапелляционно лишать на полгодика «прав».
На год остаться без водительского удостоверения рискуют те, кто повторно нарушит правила пересечения железных дорог. Ну а если вы под закрытый шлагбаум или мигающие красные семафоры проскочите в первый раз, то наказание более гуманное – штраф 500 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.
Проезд на запрещающий сигнал светофора пока все еще стоит 100 рублей, но с нового года данное деяние возрастет в цене в 7 раз! Будут ли от этого реже нарушать? Наверное, да. Но тут возникает другой вопрос: а что считать запрещающим сигналом светофора? Мигающий перед включением «красного» сигнала «желтый» – тоже вроде как запрещающий, но в Правилах сказано, что если водитель должен прибегнуть к экстренному торможению, дабы остановиться перед стоп-линией, то он имеет право проехать на «желтый». Но ведь гаишнику, у которого в голове, как заноза, будут сидеть 700 рублей, это не докажешь. И все это закончится тем, что водителей будут «отоваривать» протоколами даже за проезд под мигающий «зеленый». (И слава Богу, потому как мне видится резкий рост статистики попутных столкновений. – Ред.) Особенно эта статья актуальна для водителей грузовиков, ведь чтобы остановить многотонную махину на неожиданно замигавший зеленый, потребуется тормозной парашют, которого, как известно, нет на автомобилях.
Усилится ответственность за оставление места ДТП. С января всяк «дезертир» будет лишаться «прав» на 1–1,5 года. За все прочие невыполнения обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с дорожно-транспортным происшествием водителям грозит штраф 1000 руб.
Кроме того, со 100 до 500 руб. подорожали нарушения правил движения в жилых зонах.
Это, пожалуй, весь основной перечень карательных санкций за нарушение ПДД, который вступит в силу 1 января 2008 г. Теперь напрашивается резонный вопрос: «А чего же нам всем ждать от 1 июля 2008 г.»? С этой датой связаны не менее значимые изменения в КоАПе.
С 1 июля 2008 г. вступит в законную силу та часть поправок, «благодаря» которой всю ответственность за нарушения ПДД, зафиксированные камерой, будут нести собственники транспортных средств. Тогда же в Административном кодексе появится и расшифровка термина «состояние опьянения». Так, согласно тексту принятых всеми ветвями власти поправок под «состоянием опьянения следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ». Таким образом, с 1 июля 2008 г. российским шоферам разрешат садиться за руль под легкой «мухой». Любопытно, а задумывались ли творцы законов о последствиях снятия алкогольного табу? Ведь это может обернуться не только гаишным беспределом, но и девятым валом пьяных аварий.