У FREIGHTLINER НОВАЯ CASCADIA
Новейшая серия, относящаяся к самому тяжелому 8-му классу, базируется на существующем сегодня грузовом шасси Freightliner Columbia/Century Class и, как планируется, полностью заменит эти автомобили до конца 2010 года. При создании нового магистрального тягача были проведены обширные проектные работы, длившиеся почти 16 месяцев. В них было задействовано приблизительно 640 специалистов фирмы, которые потратили на разработку Cascadia один миллион человеко-часов. Натурные испытания опытного образца длились почти 150 000 часов плюс 2500 часов продувки в аэродинамической трубе, добавьте сюда 220 000 хлопков дверьми, а также проезд 25 000 миль по «стиральной доске». То количество ударов, которое выдержала рама и подвеска тестируемой Cascadia за эти 25 000 миль, равносильно числу толчков, которые они получили бы за два миллиона миль реального пути (наверняка американцы дороги стран СНГ в расчет не брали).
Думаю, это абсолютно верный подход - сообщить будущему покупателю, какие испытания выдержал его будущий «кормилец». От наших же постсоветских автопромовцев только и слышишь сообщения о создании очередного грузовика нового поколения аккурат к началу ежегодного автосалона. А потом водилы колесят на них и чертыхаются, замечая очередную «обезьяну».
Для новой Cascadia характерно:
1) Улучшенная аэродинамика, приводящая к сокращению расхода горючего.
2) Увеличенные внутренние размеры кабины без увеличения ее массы.
3) Увеличение периодичности технического обслуживания с одновременным увеличением срока эксплуатации.
4) Гибкая электронная архитектура автомобиля, готовая к монтажу новых, более совершенных силовых агрегатов в будущем.
Начиная по порядку, замечу, что специалисты Freightliner, похоже, зря ветер в трубе не гоняли, а долго и упорно доводили аэродинамические формы новинки до новых достижений. А им было с чем сравнить. Как сказал президент Freightliner LLC Крис Паттерсон: «Магистральный тягач Freightliner Cascadia обладает меньшим на 20% коэффициентом сопротивления и, следовательно, будет потреблять на 3% меньше топлива, чем его предшественник Century Class, который и до этого никогда не считался «троечником» по аэродинамике».
К другим техническим нововведениям Cascadia, которые также позволяют экономить топливо, относятся полностью интегрированная вспомогательная система HVAC, имеющая батарейное питание, оригинальная конструкция привода вентилятора охлаждения, которая минимизирует использование мощности двигателя, и новый компрессор кондиционера.
Использование двигателя на холостом ходу для того, чтобы дать тепло в кабину в то время, когда водитель спит или отдыхает, или погонять генератор для выработки тока, необходимого бортовым электроприборам, – это неоправданная расточительность, примерно, как если топить камин банкнотами. Чтобы этого избежать, Cascadia будет оборудована дополнительной системой HVAC, которая может снабжать все электроприборы грузовика током в течение 10 часов без подзарядки.
Далее, компания Freightliner впервые в тяжелых грузовиках класса 8 предусмотрела установку новой опции – реечного рулевого механизма. Этот узел, весящий на 20 кг меньше обычного, повышает долговечность машины, так как в нем используются более низкое давление и температура. Также, благодаря использованию этой опции, появляется возможность более быстрого реагирования при управлении тягачом, уменьшаются толчки и люфты при вождении и, естественно, значительно сокращаются усилия шофера по управлению грузовиком. Последнее, что хотел добавить, применение этого механизма делает равномерным износ шин всего автомобиля, а затраты на резину, кстати, являются вторыми среди эксплуатационных расходов в транспортном бизнесе после топлива.
Проект Cascadia был разработан под установку новых силовых агрегатов, соответствующих американскому экологическому стандарту EPA 07, а также под возможность монтажа моторов уровня EPA 10. Сейчас покупатель нового Freightliner Cascadia может выбрать двигатель Detroit Diesel Series 60 мощностью 455 л.с., MBE 4000 (DaimlerChrysler) мощностью от 370 до 450 л.с. или Caterpillar C15 мощностью от 435 до 550 л.с.
Посмотрев на внешность нового автомобиля, можно обратить внимание на увеличенную на 20% решетку радиатора. Сделано это для лучшего охлаждение двигателя, так как все новые моторы, выполняющие нормы ЕРА 2007, обладают значительно большими радиаторами. К примеру, тягач Freightliner Century Class 2004 года имел стандартный радиатор площадью 0,77 м2, тогда как для Cascadia нормальным будет охладитель с размером 1,05 м2, а если заказчик захочет двигатель мощностью более 500 л.с, то придется установить под капот радиатор площадью 1,13 м2.
Фирма Freightliner в своем пресс-релизе сообщает, что Cascadia предлагает водителям грузовиков комфорт и удобство управления автомобилем такие, которые они заслуживают. Так чего же удостоились американские трудяги дорог?
Изучив анкеты водителей, инженеры спроектировали более широкую кабину, имеющую улучшенную звукоизоляцию с обширным внутренним освещением, большим количеством полок, ящиков и бардачков. Новая кабина действительно вместительна, ее внутренний объем стал значительно больше. Размер от подлокотника до подлокотника составляет 1905 мм, а высота от подушки сиденья до потолка кабины – 2134 мм. Большое и комфортабельное водительское кресло, больший по размеру на 29% дверной проем для более удобного входа и выхода, больше пространства для головы шофера и его пивного, как правило, живота, а также более удобное расположение органов управления климата. Сиденье с подогревом имеет собственный амортизатор, настроенный под подвеску всего грузовика. Даже притом, что в Cascadia установлены большие по размеру сиденья, но расстояние между креслами все равно выросло до 61 см.
Как утверждают специалисты фирмы Freightliner, интерьер Cascadia будет выглядеть хорошо каждый день, неделю, месяц и так в течение многих лет, потому что внутри отсутствуют окрашенные поверхности. Двери, подлокотники, приборная панель и другие, особенно натираемые детали и места кабины выполнены из прессованных деталей. Таким образом, их цвет останется таким, каким он был до установки в кабину. Интересная деталь, американские конструкторы отказались от использования флуоресцентных ламп внутри кабины, а установили обычные лампочки накаливания, они стоят дешевле и прослужат дольше, чем «сто щелчков» до замены.
Исследования показали, чем выше звукопроницаемость кабины, тем хуже сон водителя и утомляемость во время движения. Поэтому новинку тщательным образом оснастили дополнительной изоляцией, добившись в итоге снижения дорожного шума и вибраций во внутреннем пространстве на 50%.
Новый грузовой автомобиль проектировался с целью максимизировать полезную загрузку. Ее алюминиевая кабина, капот, бампер и крылья весят существенно меньше по сравнению со стальными аналогами у сопоставимых моделей. То есть, чем меньше кабина грузовика весит, тем больше полезного груза автомобиль перевезет и больше дохода получится с поездки.
Кроме экономии топлива на аэродинамике и увеличения полезной нагрузки, деньги можно заработать и на сокращении издержек при обслуживании и ремонте. Специалисты фирмы внедрили в конструкцию Cascadia больше сотни изменений, которые помогут водителям или механикам без помощи специальных инструментов отремонтировать грузовик, особенно если несерьезная поломка произошла в рейсе. Кроме этого были использованы решения, позволившие сократить трудоемкость по другим видам ремонтных работ, из-за которых водители теряли много времени и нервов. Основная идея заключается в оптимальном использовании меньшего количества частей и деталей, а также в продуманном доступе к ним. Здесь уместно вспомнить упрощенный монтаж лобового стекла, которое может быть заменено в течение нескольких минут. Новый передний бампер состоит из трех частей – это значит, что при деформировании замена потребуется только для поврежденной части, а не целого бампера.
Встроенная электрическая система Cascadia является современным проектом, в который вмонтированы новые средства диагностики автомобиля. Выдаваемая ей информация о техническом состоянии грузовика наверняка поможет инженерам по эксплуатации заранее планировать ремонт и сервисные работы.
Что касается безопасности нового автомобиля, специалисты фирмы Freightliner протестировали кабину Cascadia на прочность. Результаты краш-тестов превзошли все существующие американские и европейские нормативы. Как сказали проектировщики, эта кабина оказалась самой прочной из всех, которые когда-либо создавали на Freightliner.
На пресс-конференции, посвященной представлению Cascadia, главного босса компании Криса Паттерсона ожидал вопрос: «Почему фирма запускает новую модель грузовика в то время, когда продажи тяжелых автомобилей идут медленно, а бизнес перевозок становится менее рентабельным?».
«Потому что клиенты просили снизить издержки», – сказал он. «Наши покупатели сталкиваются с невыгодными для них последствиями введения новых экологических стандартов, возросших цен на топливо и серьезным дефицитом техников по обслуживанию. При этом надо получать прибыль и не забывать добавлять заработную плату водителям. А ведь более сложные технические задачи от внедрения экологического стандарта ЕРА 2010 только усугубят проблемы», – добавил он.
Закачивая этот материал, можно сказать, что новый Cascadia – это, вероятно, лучший на сегодня грузовой автомобиль фирмы Freightliner. Он, возможно, будет дороже предыдущих моделей компании, но его передовой технический уровень и новый стандарт комфорта наверняка будут замечены автотранспортниками.