Doblo: легковой грузовик
Чисто внешне Doblo, дожидавшийся меня на стоянке салона «Автомир» в Троице-Лыково, сумел произвести сильное впечатление. Объяснить его довольно сложно, так что извините за длинное отступление. Стилистически на машинах такого класса прослеживаются два подхода: откровенная тяга к однообъемности, как например, у VW Caddy или предпоследнего Citroen Jumpy, и придание машине специфического вида, как у Citroen Berlingo, Renault Cangoo, Peugeot Partner, Ford Connecto Transit… FIAT Doblo явно проектировали приверженцы именно этой школы.
Но… Италия! Не зря же эта страна прославилась своими кузовными ателье. И глядя на FIAT Doblo сразу видишь: стиль тот же, что у «французов», однако автомобиль абсолютно другой. И не просто другой, а настолько, насколько вообще это возможно в рамках одного стиля. Интересно, в какой степени внутреннее содержание подтвердит такое впечатление?
Обычно оформление бумаг требует времени, и я успеваю выпить в автосалоне чашечку кофе. Но теперь что-то буксует, кофе выпит, ключи и документы еще не принесли. Пытаюсь сэкономить последующие минуты и отправляюсь в демонстрационный зал. Здесь выставлен Combo в исполнении «фургон», то есть голое железо, перегородка и два места в кабине. Ну, хоть на регулировки руля и кресел глянуть… Здесь обнаруживаю, что у тахометра нет красной зоны. У-упс… Это «каблук» или спортбайк? Мол, крути хоть до 14 «тыщ» без ограничений… Или у «ФИАТа» фирменная «феня» такая? Пробегаюсь по легковушкам. Красная зона отсутствует везде. Выходит, «феня»…
Для теста досталась более комфортная грузопассажирская версия Panorama. Регулировки водительского кресла и руля – минимальные по европейским меркам, однако предъявить к ним претензий не могу. Все настроилось без вопросов. Причем не только под меня, но и позже под инженера-диагноста, комплекция которого гораздо ближе к среднестатистической, чем моя. Гораздо больше заинтересовал рычаг-джойстик переключения передач. На первых километрах пытаюсь понять: хорошо или плохо? С вопросом я поторопился. Ответ на него пришел к только концу теста: без разницы. То есть, когда имеются личные предпочтения, то пожалуйста, но в остальном…
По пути вклячиваюсь в очередную столичную «пробку». И тут обнаруживаю классную развлекуху под названием «бортовой компьютер». Признаться, ни на VW Caddy, ни на Peugeot Partner, ни на Citroen Berlingo его не было. Вообще-то все выводимые компьютером параметры, кроме текущего расхода топлива, вполне нормальные. Зато «текущий расход» – это такой «тетрис»! Компьютер обобщает довольно большой промежуток времени, потом все хорошенько обсчитывает, трижды перепроверяет, и только потом выводит данные на экран. Как результат: «газ в пол» – 10 л/100; едешь «внатяг» – 13, накатом – 23. Да-а… Для обучения экономичной езде эту штуку использовать явно не стоит.
В плане габариты Doblo близки к французам. Соответственно, у него очень похожая маневренность. Однако ехать на нем в толчее заметно легче. Во-первых, в городской тесноте здорово помогают здоровенные «лопухи» зеркал. А во-вторых, у него стопроцентно «грузовиковая» трансмиссия: сильно растянутый диапазон передаточных чисел в коробке, весьма «короткая» первая передача. Почти «ползучая». Во всяком случае, на холостых оборотах двигателя на «первой» машина по асфальту уверенно ползет даже в горку, не только ощутимую по накату, но и видимую невооруженным глазом. Скорость при этом потрясающе маленькая, что позволяет ехать там, где другим приходится останавливаться и снова трогаться с места. Что же до руля, тормозов и управляемости, то хочется воспользоваться словом «евростандарт» – уровень высокий, но ничем не выдающийся. Правда, это впечатление на асфальте и порожняком…
Хотя в плане габариты итальянца и близки к французам, изнутри машина кажется заметно более вместительной. С чего бы? Повыше? Ну да, на сантиметр… И еще примечательный момент. Возвращаясь из офиса домой, я попутно подбрасываю коллег. Если еду на тестируемом автомобиле, интересуюсь мнением пассажира. Оценки были очень разные, например, «сидишь, как в аквариуме». И начинают искать регулировки кресла… На Doblo пассажирская оценка переднего кресла меня озадачила: «табурет», – дружно объявила добрая полудюжина людей и… ни один не дернулся изменить настройки сиденья! То есть по их мировосприятию именно так в этой машине сидеть и надо.
В одном итальянцу не повезло: он пришел в редакцию под сдачу номера, а потому загрузить его не получилось. Но, несмотря на все текущие заморочки, несколько часов на прохождение диагностической линии НАМИ я все же выкроил. Тут удалось узнать немало любопытного. Как на стендах, так и просто осмотрев машину снизу, из канавы. По ходу дела капитально достает сигнализатор не пристегнутых ремней безопасности. Уж очень голосист! И если на дороге это, может, и неплохо, то здесь попросту сводит с ума. Ну не пристегиваться же на диагностическом стенде каждый раз, как запускаешь двигатель!
На тормозных стендах Doblo удивил. Когда-то наставники говорили мне: «технически исправных автомобилей в эксплуатации не встречается». Они опирались на опыт, приобретенный на отечественной технике. Новые импортные машины обычно укладываются в формулировку «требованиям стандарта соответствует», но не более! FIAT Doblo стал первым автомобилем, тормоза которого работали «как учили», а не «в пределах допуска». Я, конечно, не инженер-диагност, но загоняю машины на линию НАМИ достаточно часто, чтобы оценить редкость такого явления. Впрочем, инженер-диагност тоже подивился…
А вот со «сцепляемостью колес с дорогой» все оказалось не так радужно. Передок с его независимой подвеской выдал стандартные результаты. Зато подвешенный на однолистовых рессорах задок показал всего лишь 40%. А это значит, что подобно многим авто с рессорной подвеской заднего моста, Doblo на скользкой дороге будет «закидывать» задок. Как человек, некогда занимавшийся подвесками, я бы попробовал поставить амортизаторы пожестче… Впрочем, это проблема изготовителя. Эксплуатационникам же остается принять к сведению эту особенность машины. На вибростенде вдруг «прорезается голос» у распашной задней двери. Странно, по внутреннему шуму итальянец показался едва ли не лучшим в классе. Оказалось, дверь попросту не закрыта. Легкое нажатие руки, и «пение» исчезает.
Низ автомобиля выглядит на удивление грамотно. Интересно, и где бы итальянцы могли такого набраться? Может, прошлое сотрудничество с АВТОВАЗом на пользу идет? Но, как бы там ни было, а никаких «кошачьих яиц», никаких не у места проложенных жгутов. Зато есть защита картера, довольно интересно устроенная: две могучих «лыжи» по краям и между ними отнюдь не тонкий стальной лист.
Помнится, как-то возвращаясь на «шахе» с полигона по «второй бетонке», я «поймал» защитой картера нехилый кусок глины, выпавший из идущего впереди самосвала… От такого «приключения» подобная защита не спасет – лист прогнется. Но если принимать удар не точно по центру, а хоть сколько-нибудь сбоку, то проблем не будет. Остальное – вне критики: в обледенелой колее ничего не зацепится, и ничто не «загребет». Да и отрываться нечему. Браво, Италия! Или у них там тоже буераков хватает?
Теперь попробую подвести итоги. Посадка предельно вертикальная, отсюда и впечатление «табуретки» у пассажиров, и ощущение вместительности. Конструкторы постарались по максимуму использовать высоту, соответственно, вся эргономика – бескапотная. Педали с небольшими ходами и скромным усилием полного выжима перемещаются почти вертикально. Расположены они довольно близко, в общевойсковом защитном костюме лезть за руль Doblo не стоит – одним махом нажмете все три. Но в туфлях, как в прочем, и в аккуратных зимних сапогах, проблем не возникает.
Возможности трансформации салона несколько озадачивают. Вот, к примеру, пытаешься сложить только правую пару задних сидений, и ничего не выходит. При ближайшем рассмотрении выясняется, что всему виной единственный крючок на одиночном левом сидении, не позволяющий поднять правую «двойку», пока не поднята левая «одиночка». А потому сложить можно или одно сиденье, или все. При наличии только правой задней пассажирской двери этот алгоритм уже знаком. Но возникает вопрос: а зачем предусмотрено смещение вперед водительского кресла, если задние сиденья все равно приходится начинать складывать с того, доступ к которому открывается? Продавцы говорят, проще к ребенку, там сидящему, добраться… Имея двоих детей и одного внука, ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение не возьмусь. Но право, не проще ли убрать крючок?
На стоянке автосалона бортовой компьютер показал общий пробег 727 км. За время теста машина прошла 418,4 км, расчетный запас хода до заправки 137 км – это на десяток-другой километров меньше, чем было, когда я брал машину. Что ж, почти угадал. Средний расход топлива составил 7,1 л/100 км. Прикидываю объем залитого бензина, получается похоже. Двигатель проработал за несколько дней 12 час. 23 мин., а средняя скорость составила 33 км/ч. Правда, это только потому, что в день сдачи машины почти половину МКАД удалось проехать без «пробок». До этого компьютер выдавал менее 30.
Ну вот, добравшись до конца, я, наконец, знаю, как назвать статью. Ведь что ни говори, а Doblo – грузовик. И по эргономике, и по характеру, и по трансмиссии. Правда, в «легковых» размерах. И хотя у нашей машины грузопассажирское исполнение, возить в ней VIP-персон я, пожалуй, не стал бы. Зато все прочие чувствуют себя вполне комфортно. Правда, не всегда привычно. Остается добавить, что в минимальной комплектации (то есть с одной подушкой безопасности и самыми простыми сиденьями) FIAT Doblo Panorama стоит 430 тыс. руб.