ФАКТОР СМЕРТИ. Исследователи из разных стран мира попытались выяснить, почему люди погибают в ДТП
Англичане в течение нескольких лет скрупулезно изучали статистику смертей в дорожно-транспортных происшествиях, принимая во внимание десятки факторов. К концу исследования стало понятно, что ничто так не влияет на безопасность людей, находящихся в салоне машины, как размеры авто. В частности, специалисты Британского министерства транспорта установили, что в случае ДТП у водителя и пассажиров малолитражки вероятность погибнуть увеличивается в 50(!) раз по сравнению с теми, кто находится во внедорожнике. Исследователи даже составили пропорции риска для каждого вида машин. Так для водителей автомобилей мини и машин среднего размера при сильном лобовом столкновении шанс погибнуть составляет 1:200; для «рулевых» джипов или «паркетников» вероятность куда меньше – 1:10 000. А шоферов большегрузов специалисты британского Минтранса вообще назвали неуязвимыми – вероятность погибнуть в автоаварии для них составляет 1:1 000 000.
Неправильные запахи, по мнению английских исследователей тоже могут привести к аварии с летальным исходом. В своем научном труде специалисты озвучили список нежелательных ароматов для салона авто. Итак, запах гамбургеров и свежевыпеченного хлеба приводит к тому, что водители становятся более раздражительными и превышают скорость. Иными словами, отоварившись сэндвичами в Макдоналдсе, следует поглощать пищу вне автомобиля, а то данные запахи могут и до беды довести. Ну а что касается визита в пекарни и булочные, то перевозить приобретенную продукцию следует в багажнике.
Следующий аварийно опасные запахи в списке британцев – это ароматы ромашки, жасмина и лаванды. Они, окаянные, делают водителей чересчур расслабленными и притупляют их реакцию, так что от «вонючек» для салона из этих цветов рекомендуем отказаться.
Запахи свежескошенной травы и цветов также негативно сказывается на безопасности дорожного движения – они вызывают у водителей приступы ностальгии, что снижает внимание и скорость реакции.
Ароматы некоторых женских духов и мужских одеколонов вызывают у шоферов фантазии и заставляют их забыть о дороге. Поэтому, перед тем как посадить в салон своего автомобиля какую-нибудь незнакомку, как следует принюхайтесь к ней, ведь иначе случайная попутчица может вас угробить в ДТП.
А вот австралийские исследователи дорожной безопасности из университета Аделаида в ходе долгих наблюдений и анализа аварийной статистики пришли к выводу, что если водитель при скорости 60 км/ч прибавит газу на 5 км/ч (то есть будет ехать со скоростью 65 «кэмэ»), то он тем самым увеличит шансы попадания в аварию в два раза. Достигнет стрелка спидометра отметки в 70 км/ч, и риск увеличивается уже в четыре раза. На таких, на первый взгляд не самых опасных скоростях, водителю не хватает времени, чтобы среагировать на опасную ситуацию. И, вдобавок ко всему, увеличивается тормозной путь, а ведь этих самых метров может и не хватить для предотвращения ДТП. Особенно австралийцы подчеркнули, что превышение скорости чревато аварийными последствиями для водителей грузовиков, ведь остановить груженую фуру или совершить на ней маневр куда сложнее, нежели на легковушке.
Американские исследователи проблем аварийности из университета в Пардью (штат Индиана) сделали смелое заявление, упрекнув в дорожно-транспортных происшествиях… подушки безопасности и АБС (антиблокировка тормозов). Активные устройства безопасности с одной стороны, спасают в экстренных ситуациях жизни водителей и пассажиров, но с другой, они же становятся причиной аварий. А парадокс в том, что водители, зная о такой подмоге, начинают лихачить. Интересный факт: в США водители машин без АБС и подушек попадают в серьезные аварии реже, чем владельцы современных автомобилей. Американские ученые уверены, что шофера слишком доверяют системам безопасности, и перекладывают на них всю ответственность за дорогу.
Еще одна причина страшных аварий – это разговоры во время движения по сотовым телефонам и переговоры по радиостанциям (ими оборудованы грузовики всех американских дальнобойщиков). Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что водители, которые разговаривают по телефону или переговариваются по рации за рулем, в 4 раза чаще попадают в аварии. Такие данные опубликовала Администрация безопасности дорожного движения США. Причем, чем моложе водитель, тем он больше болтает, и тем чаще попадает в опасные ситуации на дороге. В десяти штатах Америки уже запретили молодым и начинающим автолюбителям пользоваться мобильниками за рулем даже при наличии «хэндс фри», ведь гарнитура хотя и освобождает руки шофера, однако внимание «рулевого» сосредоточено не на дороге, а на разговоре.
Японские умы, проанализировав статистику аварийности, однозначно заявили, что ремень безопасности – самое эффективное средство спасения в ДТП, с которым не может сравниться даже подушка безопасности. В случае аварии ремень увеличивает шанс выжить в четыре раза. Травматологи из Университета Токио изучили более 100 000 ДТП и провели несколько краш-тестов. Они показали, что непристегнутые водители и передний пассажир часто получают смертельные травмы при ударе о лобовое стекло, торпедо и руль. А вот пассажир заднего сиденья рискует не только своей жизнью, но и жизнью впереди сидящего: при сильном ударе он катапультируется вперед, врезаясь в голову и шею водителя. Если же манекен, изображавший пассажира, был пристегнут, то в 80% случаев все обходилось без последствий.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕСергей СЕРГЕЕВ, начальник Управления ГИБДД Московской области:
– Во всех цивилизованных странах мира применение ремней безопасности уже давно норма жизни. А те граждане, которые не желают пользоваться ремнем, рискуют получить от полицейского штрафную квитанцию. В ряде стран водитель, не пристегнувшийся ремнем, в случае аварии не получает страховки. Чем вызвано столь трепетное отношение к ремню безопасности? Статистика показывает, что 80% летальных исходов происходит при авариях на скорости 50 км/ч. Это связано с тем, что при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 «кэмэ» человек, весящий 75 кг, испытывает нагрузку в 3031 килограмм, что сопоставимо с весом легкого грузовика! Это равнозначно, если с высоты 6,5 метров сбросить человека на бетонный пол. Поэтому я призываю всех водителей и пассажиров обязательно пристегиваться ремнем – это мелочь реально спасает жизни людей и их здоровье.