Европеец, собранный по-американски
Европа не ограничивается только континентальной частью. В нее входят еще и Британские острова. Они – сердце Великобритании, «Страны незаходящего солнца», славящейся своими традициями, в том числе и техническими. Давайте присмотримся к английской фирме ERF, традиционно ориентирующейся на внутренний рынок, и потому малоизвестной за пределами Великобритании.
Основанная в 1933 г. компания в последнем десятилетии ХХ века оставалась последним независимым национальным изготовителем грузовиков. Но ориентация на внутренний рынок не способствовала финансовым успехам, и с 1996 г. компания стала подразделением заокеанской Western Star, а в начале 2000 г. перешла к германскому многопрофильному машиностроительному концерну MAN, превратившись в филиал его автостроительного подразделения MAN Nutzfahrzeuge. Новые владельцы сохранили очень популярную у английских транспортников марку. Более того, уже в августе, всего через несколько месяцев, она украсила кабины двух новых серий грузовиков на основе MAN F2000, но с традиционными для английской компании агрегатами. Это были ERF ECS с немного измененной кабиной MAN и ERF EMC с оригинальной стеклопластиковой кабиной собственной разработки. Из-за отсутствия леворульного аналога такой кабины переделка оснащенных ею грузовиков проблематична, из-за чего ERF EMC для нашего рынка интереса не представляет. А потому вернемся к ERF ECS.
Эти автомобили с колесными формулами 4х2 и 6х2 собирались на ходовой части MAN F2000 еще некоторое время после снятии модели с производства в Германии. На них устанавливали двигатели «Камминс» (Cummins), оснащенные сцеплением и коробкой передач «Итон» (Eaton). Согласно прайс-листу мощность двигателей грузовиков ERF могла достигать 525 л.с., что соответствует американским стандартам, однако англичане люди практичные, и на вторичном рынке наиболее реальным предложением являются машины с мотором вполне европейской мощности: от 340 до 410 «лошадей».
Напомним, что американцы закладывают в свои грузовики и соответственно, агрегаты для них, примерно вдвое больший срок службы. Но все же ERF, собранный в Европе, выгодно отличается от американских машин нормальной европейской эргономикой. И, прежде всего, это относится к усилию на педали сцепления и переключению передач. Добавим, что подержанные праворульные грузовики ERF намного дешевле своих континентальных собратьев, а потому даже после переделки на левый руль сохраняют ценовое преимущество перед своими континентальными аналогами. Как видим, англичане сумели -таки соединить достоинства европейских и американских грузовиков.
По сравнению как с «американцами», так и с «европейцами» у подержанных «англичан» имеется и еще одно достоинство. Ведь и у первых, и у вторых основной рабочей дверью является левая. Зато у англичан после перестановки руля происходит «смена» основной рабочей двери. То есть после перестановки руля водительской становится та дверь, которая почти не использовалась. В общем-то, мелочь, но приятная.
Из-за специфического положения английской компании появляются и дополнительные возможности в обеспечении запчастями. К примеру, грузовики ERF являются «своими» как для официального представительства MAN, так и для представительства Cummins. Понятно, что мало кто из тех транспортников, которые ищут максимум полезных свойств за минимальные деньги, стремиться работать с официальными представительствами – слишком дорого. Но факт остается фактом: обе марки в нашей стране уже известны, а значит, по крайней мере, с «расходниками» (тормозные колодки, фильтрующие элементы всех родов и прочее) проблем возникать не должно.
Возможность переделки диктуется принципом унификации. И право- и леворульные кабины в основном изготавливаются из одинаковых деталей. То есть разработчик изначально закладывает в комплект деталей обе возможности. В идеале оба варианта не должны различаться по цене, а значит, уникальные «правые» и «левые» детали просто не имеют права быть дорогими. И вроде вся переделка сводится к тому, чтобы потратить немного денег на соответствующие детали и немного труда на их установку. Но в жизни, как водится, не обходится без «подводных камней».
Например, в «праворульных» панелях вовсе не обязательно пробиваются отверстия, необходимые в «леворульных» кабинах. А значит, его необходимо прорезать. А «неправильное», располагающееся с другой стороны, соответственно закрыть технологической заглушкой. И если это сделать небрежно, кому-то придется даже по осени попросту вымерзать. Но ведь здесь приведен только самый простой и наглядный пример! Есть и другие сложности. Потому-то переделка «праворульных» грузовиков «на левый руль» остается в немалой степени искусством. Ведь дело-то хлопотное.
В заключение приведем девиз ERF: The World`s Best Oil Engined Lorries. То есть «лучшие в мире грузовики с нефтяным мотором». И знаете, с некоторых точек зрения они действительно лучшие в мире.
Компания ERF, историческая справка
Аббревиатура ERF означает Эдвин Ричард Фоден (Edwin Richard Foden), что само по себе наводит на мысль о родственных связях этой компании с другим легендарным британским изготовителем грузовиков – Foden. И таковые действительно имеются. В 1929 г. Эдвин Ричард, трудившийся на основанной его дедом и носившей его имя фирме, начал работу над дизельным грузовиком. Но, не найдя поддержки в совете директоров, для завершения работы покинул семейное предприятие и в 1933 г. основал собственное, назвав его E.R. Foden Ltd. Оно расположилось всего в полутора километрах!
Любопытно, что совет директоров Foden спохватился о рыночной ошибке, начатая Эрвином Ричардом работа была завершена, и на рынке появился дизельный грузовик. В результате на Британских островах продавались два грузовика, трудноотличимых как по внешности и техническому содержанию, так и по марке: на одном красовалась надпись Foden, а не другом – E.R. Foden. Потом Foden сменил внешнее оформление машин, а E.R. Foden, оставаясь верным семейной стилистике, сократил название своей фирмы до ERF. С тех пор компании шли собственными путями. Но ERF оказалась более удачливой. В последнем десятилетии ХХ века она оставалась последним национальным производителем грузовиков.
Все же в 1996 г. ее купила канадская компания Western Star. А в феврале 2000 г. ERF за 340 млн. DM перешла к германскому концерну MAN. Но марка ERF, несмотря на все перипетии, сохранилась. Ведь за долгие годы носившие ее грузовики сумели завоевать столь большую любовь транспортников, что отказаться от марки для новых владельцем фирмы означало отказаться от немалого объема продаж. Чего стоит один только девиз на эмблеме фирмы!