ВОЕННЫЕ ГРУЗОВИКИ НА EUROSATORY-2006
Какие же тенденции в современных военных автомобилях продемонстрировала Парижская выставка? Главное направление, которое можно заметить после просмотра экспозиции, – это реакция автоконцернов на серьезные проблемы военных из стран НАТО, которые выявились во время проведения операций в Афганистане и Ираке.
Военная компания «Иракская свобода» началась почти два года назад и закончилась блестящими военными результатами в первой своей фазе. Американские вооруженные силы совместно с коллегами по коалиции менее чем за три недели достигли всех целей, которые были намечены, и победили. Этот потрясающий успех был получен за счет точного и эффективного предварительного планирования; профессиональной подготовки войск; технического превосходства всех систем вооружений; абсолютного контроля воздушного пространства. Наконец последний и очень скромный фактор – полное отсутствие сопротивления иракских вооруженных сил.
Но легкая победа не привела быстрому решению всех проблем, сумма которых в последнее время нарастает, как снежный ком. И основной проблемой стало отсутствие необходимой безопасности в перевозке армейских и других грузов по дорогам и магистралям страны. Колоны военных частенько обстреливают по пути их следования и безо всякого предупреждения. Бомбисты-смертники на легковых машинах врезаются в армейские машины. Добавьте к тому придорожные фугасы, взрывы которых способны принести немало вреда солдатам и автомобилям. Защита просто необходима!
Бронезащита экипажа и транспортного средства – вот основной лейтмотив всех недавних мировых нововведений в области военных грузовых автомобилей. Именно тема усовершенствования бронирования стала одной из самых актуальных на Eurosatory в этом году.
Подавляющее большинство перевозок грузов, необходимых для снабжения армии, приходится на грузовые автомобили. Как правило, военные машины имеют достаточную грузоподъемность и хорошие ездовые качества, так как снабжены полным приводом, но редкие экземпляры армейских грузовиков имеют бронирование, так как это или снижает их грузоподъемность или приводит к превышению полной массы машины, чреватым запретом на проезд по дорогам общего пользования. Поэтому, исходя из опыта миротворческих операций, американские и европейские военные сейчас хотят получать автомобили только с улучшенными системами защиты, которые могли бы перевозить достаточное количество груза, и в то же время не «выпадать» из дорожных ограничений.
Автомобильный раздел Eurosatory-2006 прекрасно продемонстрировал, как американские и европейские изготовители грузовиков отреагировали на растущие требования военных. Среди новинок, показанных во Франции, были варианты с модульным бронированием кабины, недорогие легкие грузовики с локальным бронированием для экипажа. Добавим к ним новые проекты транспортных средств с броневой защитой, сделанной из карбида бора, а также другой керамики, которая обеспечивает очень высокий уровень защиты при небольшом собственной массе, поскольку обладает низкой плотностью. Эти последние технические решения в области бронирования обладают большой долговечностью и предохранят солдат и груз от взрыва придорожного фугаса, от бомбиста-камикадзе или партизанского обстрела. Модульный вариант защиты позволяет проводить быструю замену поврежденных броневых модулей даже в полевых условиях, а также выполнять оперативную модернизацию на новейшие броневые элементы.
Следует заметить, что некоторые изготовители защиты предлагают использовать в автомобилях усовершенствованные элементы с активной броней.
Французская фирма Renault показала на выставке специально разработанное для военных нужд тактическое семейство грузовиков Sherpa, в которое входят автомобили грузоподъемностью от 2 до 20 т.
На демонстрационной площадке можно было увидеть бронированный Renault Sherpa 15 Cargo (6x6) грузоподъемностью 16 т. Тяжеловоз предназначен для транспортировки металлических цистерн или 20-футовых контейнеров, а также систем вооружения по дорогам и бездорожью. Также рядом находился тяжелый грузовой автомобиль материального обеспечения Renault Kerax 8x8 (грузоподъемность 20 т) без бронирования, по заявлению представителя фирмы эта машина также может быть оборудована защитой.
Техасская компания Stewart & Stevenson Services, Inc. выставила новый бронированный автомобиль из серии средних грузовиков (Family of Medium Tactical Vehicles - FMTV). Диапазон FMTV состоит из 14 вариантов машин, созданных на шасси 4x4 и 6x6.
A1 – самая последняя версия в семействе FMTV обладает современной техникой, применявшейся до этого только в гражданских грузовых автомобилях. Stewart & Stevenson FMTV A1 (6X6), кроме мощного двигателя Caterpillar и автоматической коробки Allison, оборудован антиблокировочной тормозной системой (ABS) и центральной системой накачки шин (CTIS). Рама и кабина автомобиля выполнены из нержавеющей стали и прослужат как минимум 20 лет. На Eurosatory-2006 выставлялся грузовой автомобиль FMTV A1 с системой LHS, предназначенной для самозагрузки и разгрузки 20-футовых контейнеров. Американский грузовик FMTV LHS можно транспортировать самолетом C-130 без дополнительной подготовки.
Автогигант DaimlerChrysler никогда не отказывался от военных заказов, а для укрепления своих позиций в этом секторе рынка недавно выпустил серию капотных полноприводных грузовиков «S». Легкая двухосная версия S 1623 комплектуется дизелем OM906LA мощностью 280 л.с. и имеет грузоподъемность 6 т, а трехосная S 2633 снабжена мотором OM926LA мощностью 326 л.с. и способна перевозить 10 т. Кроме капотных армейских автомобилей на стенде выставлялся MB Actros II 3341 (6X6) бронезащиту которого разрабатывала и выполняла немецкая фирма Rheinmetall Landsysteme.
Итальянская компания ARIS производит десантные, тактические грузовики и тягачи-буксиры для нетяжелых самолетов, а также автоматические дизель-генераторы для итальянского министерства обороны и заказчиков из НАТО.
Транспортер AGC 170 (тягач+трейлер) предназначен для переброски по воздуху вместе с грузом транспортным самолетом НАТО – «Геркулес» C-130. Тягач AGC 170 имеет конфигурацию привода 4x2 или 4x4, независимую подвеску и мощный двигатель, а его гидравлический подъемник погрузит и разгрузит «авиапосылку» без посторонней помощи. В 20-футовом контейнере, который перевозит ARIS AGC 170, находится зенитно-ракетный комплекс с ракетами «земля-воздух», хотя этот вариант доставки может быть использован для перевозки других систем. Такие сцепки уже находятся на вооружении в итальянских военно-воздушных силах и в силах быстрого развертывания блока НАТО.
Финская фирма SISU показала новейшее пятиосное шасси SISU HMV 10X10 PT, несшее на себе 26-метровую раскладывающуюся мостовую переправу. На тяжеловозе с бронированной кабиной установлен дизель Саterpillar С15 мощностью 550 л.с. и автоматическая трансмиссия Аllison.
Итальянская фирма TESMEC – мировой лидер в производстве траншеекопателей для прокладки труб любого диаметра и назначения, выставляла новую военно-инженерную машину – траншеекопатель TESMEC TRS 800 4X4 TP. А Шведская фирма BOFORS, показала необычную артиллерийскую систему, установленную на шасси шарнирно-сочлененного транспортера Volvo.
Выставка EUROSATORY-2006 наглядно продемонстрировала современные тенденции в военном автомобилестроении, тут также хотелось бы отметить, что российская армия, получив немалый опыт в контртеррористических операциях, также проявляет значительный интерес к новым бронированным отечественным грузовикам.