Кто-то теряет, кто-то находит. В Москве прошел крупнейший в СНГ автомобильный форум, теперь под маркой ММАС-2006
Смена места сама по себе создала множество трудностей для постоянных посетителей всех столичных автосалонов, будь они Российскими или MIMS. Привыкнув к планировке Красной Пресни, где автомобильные экспозиции завоевывали павильоны год за годом, эти постоянные посетители с большим трудом ориентировались на новом месте. Не способствовало лучшему пониманию происходящего и множество одновременно проводимых на одной территории выставок, различающихся по длительности. В итоге информация по экспонентам и мероприятиям оказалась разбита на куски, размещенные в разных местах, и попасть в нужное время на нужный стенд стало заметно сложнее.
Удобство расположения Крокус Экспо во время Московского автосалона никак не проявилось. Во всяком случае, попасть туда было ничуть не проще, чем на Красную Пресню. И наружная и внутренняя стороны МКАД перед Волоколамским шоссе хронически стояли, соответственно стояло и Волоколамское шоссе внутри Москвы. В результате хоть на автобусе от метро Тушинская, хоть на автомобиле по МКАД, хоть пешком откуда-нибудь – скорость продвижения получалась одинаковой.
Десятки тысяч машино-мест на парковках также не порадовали. Но тут, сдается, виной отсутствие не места, а разума у парковочной службы. Думаю, парковщики свою зарплату не заслужили. А вот многочисленные матюги в свой адрес – вполне, и они их получило. В морду парковщикам не били, но по-моему, это они заслужили тоже. Все же цивилизованный у нас народ! Меры безопасности также не всегда выглядели продуманными. Понятно, взрываться никому не хочется, но и многократное хождение через металлоискатели в течение дня не вызывает энтузиазма. В общем, все, что «вокруг салона», заслуживает гораздо большего внимания и гораздо лучшей организации.
Камни в огород организаторов, несомненно, бросить нужно. Но выставка – это не площадка, не организаторы. Выставка – это участники или, выражаясь выставочным языком, «экспоненты». А потому давайте присмотримся к тому, кто же и что именно демонстрировал на ММАС-2006 (вот ведь аббревиатурка, и не выговоришь!). Сначала оглядим, разумеется с нашей, грузо-пассажирской точки зрения, «лес», а уж потом перейдем к «деревьям». Солидные европейцы столичный автосалон дружно проигнорировали. Американских производителей грузовиков на нем отродясь не видывали. А потому вся грузовая экспозиция оказалась отданной на откуп отечественным, точнее «эсэнговым» производителям, а также Индии и китайским дилерам. «Наши» конечно же старались изо всех сил, но…
Об индусах разговор особый, а вот китайцам, похоже, малость не повезло. Во всяком случае, солиднейшие отечественные торговые фирмы, представляя продукцию сильнейших китайских заводов, особо не напрягались. Типа, «гони бабки и хватай тачилу (в натуре!)». Ну да, ну да… где еще найдешь столько машины за такие деньги? А если не хочешь хватать, то гуляй себе. Ах, ты «пишущий»? Ну, мы не знаем… Ну, пойди туда… Ну, не знаю куда! При этом в «легковой» сфере и на стыке «легковушек» и «грузовиков» все вкалывали без дураков: с девушками в серебристых комбинезонах, пресс-папками, проспектами и музыкой. Обидно, да?
Рынок комплектующих. Такое впечатление, что за него дерутся все. То есть в Индии, Китае и Турции с руками все в порядке. И только наших раз-два и обчелся. То ли дело китайцы. В английском не силен, но, случайно забредя на стенд производителя печатных плат, главным образом, для коммуникационных устройств (шины CAN и CAM), даже я уразумел, что означают five- и six-level (пяти- и шестислойные), а также surface mounting, то есть планарный (поверхностный) монтаж. М-н-да… У наших при таком монтаже проблемы начинаются после третьего слоя. Силиконовая долина если еще и не отдыхает, то скоро будет. В области автоэлектроники – без сомнения.
Обратив взгляд от «леса» в целом к отдельным «деревьям», первыми мы увидим российских нынешних «грандов»: ГАЗ, КамАЗ и АМО ЗИЛ.
Большую часть экспозиции ОАО «ГАЗ» составляла спецтехника на шасси «Газелей» и «Валдаев». Главной же реальной новинкой нижегородцев стал очередной рестайлинг «Соболей» и «Газелей». Машины получили обновленный интерьер и несколько измененную в соответствии с новейшими веяниями внешность. «Волги» также получат новый интерьер, но к салону его сделать не успели, хотя подготовка производства уже запущена на полную мощность. Жаль, что все это несколько потерялось на фоне множества спецавтомобилей на газовских шасси. Еще один ход нижегородцев стал бы сильным, если бы… Если бы его серийное производство просматривалось хотя бы на горизонте. Речь идет о CityVan, горьковском варианте Ford Connect, разумеется, на «волговских» агрегатах. Ну что тут скажешь? Connect или Caddy, которые в салонах уже есть, намного лучше, чем ГАЗ-CityVan, которого нет пока не только в салонах, но и в производстве. Что еще? Порадовал длинный «Соболь». Эта машина, судя по всему тоже реальная.
Остальные члены «Группы ГАЗ» столь ярких новинок не показали. Уральцы намерены всерьез осваивать рынок дорожной техники уже известными моделями. Автобусостроители выставили полный диапазон пассажирских машин, среди них ПАЗ-3204 и курганскую машину среднего класса. Судя по экспозиции, «Группа ГАЗ» вовсе не намерена отдавать ни одного сегмента автобусного рынка без боя. Что же до ярославцев, то их экспонаты только подтвердили объявленные ранее новости.
ОАО «КамАЗ» также основную ставку в подготовке экспозиции сделало на спецтехнику. Привлекло внимание, что очень многое смонтировано на среднетоннажном шасси КамАЗ-4308. Похоже, татарские автостроители всерьез намерены ускорить похороны «Бычка» и столичного ЗИЛа. Правда, несколько удивил размер установленной на среднетоннажнике резины: 19,5 дюйма. Мы, конечно, не конструкторы, а транспортники. Наверно потому и недоумеваем: отчего же у машины такая маленькая грузоподъемность? По резине автомобилю положено иметь 12–15 т полной массы!
Полноразмерный седельный тягач «Стайер» был призван стать «гвоздем» экспозиции. С характеристиками у него все в порядке: 400 сил, нормальная бескамерная низкопрофильная резина, высота седла 1150 мм. Также, как и расход топлива в 36 л/100 км. Все на уровне европейских «пакетников», а кое-что даже чуть лучше. Сомнения начинаются с цены: 1 417 180 руб. – это больше $50 тыс. При этом по отечественным нормативам за такие деньги мы имеем право рассчитывать на ресурс в 600 тыс. км. «Пакетники» реально выхаживают миллион и более. А покупателю «КамАЗа» миллионный ресурс обеспечат только две машины. Не правда ли, есть, над чем задуматься?
Порадовали своими автобусами нефтекамцы. Особенно междугородным. Удобный спальник для водителя, запирающиеся полки над головами пассажиров. Здорово! И все это на агрегатах DAF.
АМО ЗИЛ, старейший автозавод страны постарался продемонстрировать новизну на фоне легенды. В качестве последней выступал ЗиЛ-431410, видимо, потому, что как две капли воды похож на легендарный ЗиЛ-130. Новизну олицетворяли две бескапотные машины (Зил-4362 и Зил-4329), в кабинах которых шоферская братия углядела серию L2000 немецкого концерна MAN. Сказать о них чего-либо худого невозможно: даже панель приборов выглядит непривычно цивильной для отечественных грузовиков. Но… Ожидать в будущем году таких кабин не приходится. А проживет ли АМО ЗИЛ дольше – известно только Богу. Что же до остального, то на всех выставленных автомобилях «Бычьего» размера порадовала только одна вещь: резина с посадочным диаметром 17,5 дюйма. А значит, если отечественная резина окажется таким же …, как 16-дюймовая, то можно хотя бы «буржуйскую» попользовать. И то хлеб! Что же до остального, то… «каким ты был, таким ты и остался» – казак может и лихой, да вот работник… гм-м, известный – во всех отношениях.
Рестайлинговый среднетоннажник внешне понравился. Но… С лица, как известно, воды не пить. И внешность может стать решающим фактором для дамочки, выбирающей себе легковую машину, но никак не для транспортника, зарабатывающего на ней деньги. То есть приятнее, конечно, работать на красивой машине, но за неимением гербовой пишем, как известно, на простой. А вот с начинкой не так хорошо, как со внешностью. Минский шестицилиндровый дизель? Может и неплох. На салоне уже было, только где он на трассе? Так что все упирается в извечный вопрос, озвученный, к слову, не вашим покорным слугой журналистом, а прохожим шоферюгой. «Завтра на дороге увидим? Нет? Ну, ребята…»
Минчане показали машины последнего «евро». Как по экологии, так и по цене. Круто, конечно. Только для кого они? Для Европы и наших международников? Дай то Бог, дай то Бог! Нашим-то, тем, кто испокон века ориентировался на марку «МАЗ», Euro-4 без надобности. Тем более, что стоит такой МАЗ практически столько же, сколько Scania, Volvo или Mercedes, лишь немногим дешевле, чем Griffin или Acsor. Когда же братья-славяне порадуют нас настоящим недорогим «трудягой»?
Кременчуг показал две машины. Полноприводный трехосник с иностранным двигателем и автоматической коробкой трудно назвать полной новинкой – он уже засветился раньше. Отмечу, как и прошлогодний экспонат столичного автосалона, он полностью соответствует дорожным нормативам по габаритам. Радует, что это становится доброй традицией. Вторым автомобилем был самосвал с несколько измененной вместимостью кузова. Право, на фоне сравнительно недавнего положения завода и это немало, но мне, как транспортнику нужно больше. Прежде всего, по качеству исполнения.
Сумел удивить «Волжанин», выставив первый отечественный городской автобус с полностью алюминиевым кузовом. Благодаря этому машина стала легче почти на тонну.
Калининградский АвтоТор выставил гамму собираемых на заводе автомобилей грузоподъемностью от одной до пяти тонн. Смотрелись они неплохо. А учитывая, что завод имеет собственную конструкторскую службу, не удивлюсь, если их «копия» кое в чем окажется даже получше оригинала. Впрочем, что-то подсказывает, что про эти машины мы еще не раз напишем.
Из иностранных компаний очень мощно выступила индийская TATA. И выставляли они уже не лицензионные «Мерседесы» поза- и запозапрошлого поколения, а вполне современные машины. Да и о себе крупнейшая в Индии частная промышленная группа, не так давно прикупившая грузовое отделение южнокорейской Daewoo, потрудилась рассказать. Похоже, индийцы вовсе не собираются отдавать огромный нашинский рынок в китайские руки. Что ж, посмотрим, какими будут следующие шаги.
Приятный сюрприз преподнес транспортникам Citroen. До последнего времени «легковые гранды» как-то без особого энтузиазма продвигали на наш рынок свои коммерческие модели. Тот же Citroen еще этой весной продавал Berlingo и только собирался попробовать продавать Jumper… А тут нате вам: все три семейства: Berlingo, чуть больший Jumpy, и наконец новейший Jumper!
В заключение замечу: хотя и не обошлось без некоторых организационных просчетов, первый Московский Международный АвтоСалон (ММАС-2006) прошел успешно. Будем надеяться, что высказанные здесь замечания позволят избавиться новой площадке от «детских болезней».