Еще один Cityliner
В ноябре прошлого года на заводе Neoplan в городе Пильстинг прошла очередная выставка NAA (Neoplan Autobus Ausstellung). Ее посетители были разочарованы: несколько новых модификаций старых моделей, и все. Присутствовал и Cityliner в версии HC-2006. Автобус выглядел архаично, а кое-кому он даже показался насмешкой. О чем они в своих отзывах и писали. Решение руководства было однозначным. Михаэлю Штрайхеру (иногда его называют Майкл, что неверно) – сегодняшнему главному дизайнеру NEOPLAN, было приказано практически с завтрашнего же дня со своей командой приступить к проектированию. Опытные образцы энтузиасты «засекли» в Европе уже в апреле. И они сразу вызвали мощные ассоциации с топ-моделью германского концерна. А в ней, то есть в последней версии Starliner (Соасh of the Year 2006), впервые показанной в Ганновере 2004. А в конце июня в Австрии на озере Вольфгангзее (Pre IAA) прошел первый показ специалистам автобуса Neoplan Cityliner HD’06. Представление началось уже в сумерки, паром был покрыт серебристой фольгой и освещался цветными прожекторами на берегу, действо сопровождалось фейерверками. Все было очень красиво и эффектно. Правда, из всего семейства показали только двухосный HD.
Теперь об этой новинке известно почти все. Она предстала перед широкой публикой во всей красе на Ганноверской выставке IAA, а окончательная широкомасштабная презентация планируется в ноябре 2006 г.
Самая маленькая версия – двухосная модификация Cityliner HD (HochDecker) длиной 12 240 мм. Трехосный Cityliner HDC длиной 12 990 мм, как видите, несколько крупнее. И, наконец, самый большой вариант – 13,99-метровый Cityliner HDL. У всех автобусов одинаковые высота (3700 мм) и ширина. Стиль нового автобуса выдержан в уже известном направлении. Он продолжает основную идею, заложенную в Starliner – передок и задняя панель очень похожи. Такое же расположение фар и задних блоков фонарей, такая же их форма. Многие запоминающиеся стилевые элементы попросту перенесены с одного автобуса на другой.
При этом в оформлении боковых поверхностей дизайнеры явно потрудились сохранить стилистику самого первого Cityliner, дебютировавшего в Монако в 1971 г. Вдоль всего автобуса продолжаются окна пассажирского салона, а в передней части боковины под ними имеется отдельное окно рабочего места водителя. Именно это и есть главное отличие Cityliner всех лет. Так что преемственность поколений налицо. Тот же подход и к интерьеру. Панель приборов очень похожа на панель предшественника. А потолочные багажные отделения высотой 215 мм очень напоминают «старлайнеровские». Под полом находятся багажники объемом от 9,4 до 11,4 м3 (HD – HDL).
Пассажировместимость у одной и той же модели может иметь варианты. Например, Cityliner HD может иметь 46 пассажирских кресел (четырехзвездочная версия) или 51 (три «звездочки»), Cityliner HDC вмещает уже от 50 до 55 чел., а Cityliner HDL – от 54 до 59 туристов. Все автобусы, независимо от классности оснащены химическим туалетом. Кроме того, новый автобус имеет встроенную двухсекционную климатическую установку – 30 кВт на подачу холодного воздуха и 36 кВт расходуются на обогрев. Вторая секция штатно устанавливается только на две 3-осных модели (HDC и HDL). Климатическая установка устанавливается на крыше в задней части автобуса.
Силовая схема пространственного каркаса Cityliner та же, что и у Starliner. Даже несущие элементы расположены примерно в тех же местах. При исследовании кузова HD на кручение (эти испытания для автобуса имеют первостепенное значение) приборы показали удивительно результаты настолько хорошие, что их можно использовать как резерв при работе над облегчением кузова.
Автобус HD серийно оснащается 10,5-литровым рядным 6-цилиндровым турбодизелем MAN D 2066 LOH 03/04 с системой Сommon Rail, отвечающим нормам Euro-4. Двигатель развивает 400 л.с., но за дополнительную плату можно установить 440-сильный мотор. 440-сильные и особенно 480-сильный MAN D 2676 LOH 02 CR объемом 12,4 л понравятся водителям трехосных модификаций. Все моторы агрегатируются с шестиступенчатыми коробками передач TipMatic c преселекторным переключением. По желанию заказчика может устанавливаться 12-ступенчатая коробка. Все тормоза – дисковые с электронным управлением.
Вот, собственно, и вся основная техническая информация. Людям знающим многое скажут наши иллюстрации. С появлением самого первого Cityliner планета словно сошла с ума. Сотни автобусных фирм на самых разных континентах начали копировать этот автобус, порой пропуская его дизайн сквозь свое национальное видение, а то и без этого. И так уже 35 лет. Причем во многих азиатских и малазийских странах и сегодня массово изготавливают варианты Cityliner 20-летней давности с минимальнейшими поправками, обусловленными современными требованиями…
И неудивительно. Ведь в свое время Готтлоб Аувертер и Боб Ли смогли разглядеть в мировой массе автобусов свободную нишу, которую и заполнил Cityliner. Примечательно, что многие европейские автобусные энтузиасты уверены: основную компоновку со многими, совершенно оригинальными элементами нового фирменного стиля предложил инкогнито именно Боб Ли. Не может он покинуть до боли родную фирму, которую поднял до небывалых высот! Ведь мозг дизайнера такого масштаба не останавливается ни на минуту. Он работает и ищет всю жизнь без сна и отдыха до самого конца… Естественно, его почерк заметен и в новейшей модели Cityliner. Не будем оспаривать или подтверждать это мнение. Приводим его как точку зрение многих европейских знатоков автобусов. В настоящее время проходят дорожные испытания трех автобусов европейских производителей на звание Coach of The Year 2007. Но нам почему-то кажется, что этот титул вновь (и заслуженно!), получит Neoplan Cityliner’06. Безо всяких испытаний и несмотря на некоторые недоделки. Без шуток, есть за что…