СУПЕРТАНКОВОЗ
Начну с того, что идея этого автомобиля родилась в середине девяностых из желания минчан продвигать свою технику в аравийском регионе. В 1997 г. к тендеру в Объединенных Арабских Эмиратах был изготовлен опытный образец «пустынного» седельного тягача МЗКТ-74135 колесной формулы 8х8. Этот тяжеловоз имел совершенно новую, нарушающую заводские традиции капотную компоновку, ведь до этого на предприятии «капотников» вообще не выпускали. А дело в том, что в условиях жаркого климата Аравийской пустыни большую часть подкапотного пространства машины заняли очень мощные объединенные системы охлаждения двигателя и трансмиссии. Сделать тягач «традиционным» конструкторам просто не представлялось возможным. Также перед тендером заказчики намекнули, что в регионе уже работает немало американских капотных грузовых автомобилей, и тяжеловоз именно такой компоновки будет иметь преимущество.
Касаясь технической стороны, скажу, что автомобиль был укомплектован узлами и агрегатами собственного производства: надежная прочная рама; мосты, хорошо зарекомендовавшие себя на четырехосных тягачах семейства «Волат», и удлиненная кабина, разработанная для военного шасси МЗКТ-7930. Кроме проверенных собственных компонентов в оснащение машины добавили импортные комплектующие. В качестве силовой установки смонтировали дизель Deutz MWM TBD 234 V12 мощностью 788 л.с. Машина также получила гидромеханическую коробку передач Alison M6600 AR (6 передач вперед и 2 назад), широкопрофильные шины для пустынной эксплуатации Michelin 23,5R25 XLB TL 188E, кондиционер Konvekta KL-3AT/4 и две лебедки ITAG WPH-250-2.
Автопоезд в составе тягача МЗКТ-74135 и полуприцепа мог перевозить по песку танк массой до 70 т или два БМП. Поскольку к началу тендера минчане не успели изготовить собственный трейлер, то испытания в песках провели с полуприцепом фирмы LOHR (Франция). Стоит отметить, что конкурентами в первых тестах были всемирно известные производители: Tatra, Kynos, MAN, Mercedes-Benz и Oshkosh. После первого опыта по мнению организаторов автопоезд МЗКТ по всем оценочным показателям был лучше конкурентов, но заказчика не удовлетворили размеры платформы полуприцепа LOHR.
Следующий конкурсный этап прошел в 2000 г. и на этот раз уже тестировался автопоезд в составе того же тягача МЗКТ-74135 с полуприцепом МЗКТ-99942 и прицепом МЗКТ-83721. Такой трехзвенный автопоезд мог перевезти уже два танка Leclerc с экипажами в семиместной кабине или три гусеничные боевые машины типа БМП-3. По окончании этих испытаний военные признали преимущества белорусского тяжеловоза перед другими участниками: Tatra, Titan и Libcher. Арабским военспецам понравилось единственное в своем роде трехзвенное решение автопоезда, когда один автомобиль может одновременно транспортировать два танка и их экипажи, к тому же испытания прошли без поломок, а по проходимости и мобильности белорусский тяжеловоз не уступил конкурентам.
Конечно, когда информация об этом автомобиле попала в журналы и каталоги, то многие испытали гордость, так как были поражены этим мощным танковозом МЗКТ-74135. Но шли годы, контракта не было, и как-то стало казаться, что о машине просто забыли. Но терпение и труд все продадут, и вот в 2002 г. договор все-таки заключили. Согласно ему заводу необходимо было изготовить еще один предсерийный модернизированный образец и после его положительных испытаний вступит в силу заказ еще на 39 таких тягачей.
Два года назад Минский завод колесных тягачей изготовил второй экземпляр танковоза с тем же индексом МЗКТ-74135. Тягач предназначен для перевозки особотяжелых грузов в составе либо двухзвенного автопоезда: автомобиль МЗКТ-74135 и полуприцеп МЗКТ-99942, либо трехзвенного: та же сцепка работает с прицепом МЗКТ-83721 для транспортировки двух танков Leclerc или трех БМП-3.
Изменилась ли машина? Конечно. Прежде всего, это другая внешность, так как установлена новая кабина. Кроме того, у нее другой двигатель, обновленная трансмиссия и улучшенная установка кондиционирования воздуха для водителя и экипажа.
Итак, седельный тягач МЗКТ-74135 (2004 г.): колесная формула 8х8 с управляемыми колесами двух передних осей. Двигатель DaimlerChrysler. Замена мотора была вызвана тем, что за семь лет фирма Deutz поменяла свой модельный ряд и ранее использовавшийся минчанами дизель сняла с производства. Из-за этого машина (с учетом пожеланий заказчика) получила 12-цилиндровый турбодизель OM 444LA мощностью 585 кВт (796 л.с.) развиваемой при 2100 об/мин.
За прошедшие годы и американская Allison не теряла зря времени и внедрила новую систему управления своими трансмиссями. Коробка передач, установленная на МЗКТ-74135 «№2» – автоматическая M6610AR (шесть передач вперед и две назад).
Четырехдверная, стеклопластиковая, девятиместная кабина с кондиционером – также новая. Ее серийное производство началось только в 2001 г. Внешний вид автомобиля изменился полностью: тягач 1997 г. имел преимущественно рубленые формы, а контуры капота у образца 2004 г. скругленные, но у корпуса кабины – прямые. Не всем такой дизайн по вкусу. На мой субъективный взгляд – типичная дисгармония. Надо отметить удобный доступ к переднему и заднему рядам сидений. Он достигается благодаря тому, что двери кабины раскрываются в противоположные стороны. Такая схема открывания дверей на грузовиках мне вообще не встречалась. В салоне девять мест, в нем смогут разместиться экипажи двух транспортируемых танков, к тому же 5 мест для сидения могут быть трансформированы в одно спальное.
Заказчики особо отметили слабость кондиционера кабины у первого образца МЗКТ-74135, поэтому на второй машине конструкторы МЗКТ установили более мощную климатическую установку. Новой системе надлежало поддерживать температуру в салоне не более +20?С даже тогда, когда вокруг воздух прогревается до +55?С.
МЗКТ-74135 имеет снаряженную массу 29 900 кг. Минимальный радиус поворота машины – 16 м. Тягач оборудован седельно-сцепным устройством JOST (JSK 38G-1), которое расположено на высоте 2050 мм. Максимальная нагрузка на седло 26 т. Шины широкопрофильные, MICHELIN 23,5R25XLB TL 188E. Колеса тягача оснащены специальными устройствами «Бедлок». Они предотвращают разбортирование колес тягача, при движении автомобиля по песку, когда необходимо снизить давление воздуха в шинах.
Полная масса трехзвенного автопоезда 205,4 т. Объем топливных баков автомобиля 1210 л. Максимальная дальность с одной заправки составляет 750 км. Максимальная скорость двухзвенного автопоезда (тягач + полуприцеп) 82 км/ч, а трехзвенного (тягач+полуприцеп+прицеп) 50 км/час. Дополнительным оборудованием тягача является лебедка ITAG WPH-250-2 (длина троса 100 м) двухскоростная, двухбарабанная с гидроприводом и тяговым усилием каждого барабана 200 кН. Она предназначена для затаскивания на полуприцеп и стаскивания с него тяжелой гусеничной техники. Габариты автомобиля: длина 10 510 мм, ширина 3180 мм, высота 3950 мм. Длина тягача с полуприцепом 26 300 мм. Длина трехзвенного автопоезда 38 700 мм.
Тягачи МЗКТ-74135 рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 30°С до плюс 50°С, при относительной влажности воздуха до 98%, его запыленности до 1 г/м3 и скорости ветра до 25 м/с, в районах, расположенных на высоте до 2500 м над уровнем моря и способны преодолевать перевалы высотой до 3000 м. Высокие технические параметры автомобилей обеспечивают двигатель DaimlerChrysler и трансмиссия Allison с электронным управлением. Системы охлаждения двигателя и трансмиссии машин объединенные. Проведенные испытания показали удовлетворительную работоспособность системы охлаждения даже при температуре окружающего воздуха +50°С.
Высокую проходимость танковозов обеспечивают традиционные для МЗКТ системы и узлы, модернизированные с учетом региона эксплуатации:
– мощная рама с лонжеронами Z-образного профиля, связанными трубчатыми поперечинами с усиленными литыми кронштейнами. При значительной прочности рамы на изгиб она позволяет шасси лучше приспосабливаться к неровностям дороги;
– передняя независимая двухрычажная торсионная подвеска, а задняя – тоже независимая двухрычажная, но рессорно-балансирная. Они обеспечивают совместно с рамой оптимальное приложение тягового усилия через каждое колесо при любых неровностях дороги.
Крутящий момент от моторно-силовой установки к колесам передается узлами трансмиссии собственного производства МЗКТ:
– раздаточной коробкой, представляющей собой двухскоростной трехвальный редуктор с блокируемым дифференциалом и механизмом отбора мощности для привода дополнительного оборудования;
– всеми ведущими мостами в составе центральных редукторов с межколесными дифференциалами на всех осях и межосевыми блокируемыми принудительно, полуосевых карданных передач, колесных планетарных редукторов.
Достаточную маневренность автомобилям обеспечивает рулевое управление колес двух передних осей. Рулевой привод гидравлический с основным и дублирующим усилителями руля. Тормозные свойства автотехники соответствуют международным стандартам по эффективности. Тягачи МЗКТ-74135 оборудованы эффективным вспомогательным тормозом, обеспечивающим равномерное движение на затяжных спусках.
Несколько слов о полуприцепе МЗКТ-99942, входящем в состав автопоезда. Его снаряженная масса составляет 26,4 т, а грузоподъемность – 70 т, иначе говоря, на него грузятся один танк Leclerc или два БМП-3. Сварная рама полуприцепа имеет коробчатые лонжероны, она изготовлена из низколегированной стали. В конструктивную прочность рамы включены настилы платформы с боковой обвязкой. Выглядит полуприцеп как-то необычно. Но «нестандартная» ломаная рама, состоящая из двух плоскостей, позволила оптимально перераспределить нагрузки и уменьшить габаритную длину трайлера и всего автопоезда.
На полуприцепе установлен автономный двигатель Kubota (Япония), обеспечивающий работу компрессора и гидронасоса. Управление всеми перечисленными устройствами осуществляется из кабины водителя или с выносного пульта. Гидрооборудование полуприцепа поднимает и опускает трапы, а компрессор связан с электропневмосистемой централизованной накачки шин, управлять которой также можно, как из кабины, так и с выносного пульта. На каждой оси прицепа установлены четыре колеса с шинами Michelin, суммарно их получается двенадцать.
Последнее и неслабое звено автопоезда – прицеп МЗКТ-83721, его грузоподъемность – 60 т.
Испытания автопоезда МЗКТ-74135+99942+83721 (2004 г. выпуска) закончились положительно, и заказ на изготовление остальной части контракта был получен. Сегодня «серийный» статус машины полностью подтвержден, работы по изготовлению оставшейся части тягачей идут в Минске полным ходом.
Пустынный танковоз едва ли мы увидим на наших дорогах, ведь он изначально проектировался для заказчиков с Ближнего Востока. Но минчане не прочь показать свои достижения в создании трехзвенного танковозного автопоезда российским военным: может, они заинтересуют возрождающуюся армию.