О чем кричат шины
Согласно теории автомобиля, для движения требуется ровно столько энергии, сколько ее затрачивается на преодоление всевозможных сопротивлений все тому же движению. Стало быть, с одной стороны – чем эффективнее работает мотор, тем нам, транспортникам лучше. Вот только повлиять на это мы реально можем исключительно путем обновления парка. Что само по себе дело не быстрое. С другой стороны мы видим сопротивление движению, то самое, которое и призван преодолевать двигатель вместе с трансмиссией. Легко догадаться, что самый лучший двигатель с идеальной коробкой пожрут немереное количество топлива, если будут тащить стандартные тонны автопоезда волоком. Так ответьте, что больше в вашей власти: совершенство двигателя или обеспечение машине хорошего наката? Допускаю, что оценить накат в нашем местами тесном, а в остальном непригодном для этого мире не так уж и просто. Но ведь шины ставят этот эксперимент изо дня в день!
Не буду утверждать, что предложенная идея нова. В том или ином изложении ее можно найти в КАЖДОМ учебнике по эксплуатации автотранспортных средств. Беда лишь в том, что изложение сути в них: а) не привязано к реалиям жизни; б) подчинено интересам конкретной учебной программы, а значит, всем, о той программе не слыхавшим, малопонятно, и наконец, в) снабжено скверно исполненными черно-белыми схематичными иллюстрациями: имеете абстрактное мышление – поймете, а если нет? В общем, налицо информационный пробел, заполнить который мы и попытались. В одиночку такое дело не осилить, и мы обратились за помощью ко всемирным авторитетам – в московское представительство Michelin.
Так удалось получить проспект для дилеров. В нем рекомендовалось:
– выяснить условия эксплуатации;
– осмотрите все части шины – беговую дорожку, боковины. Зону бортового кольца, внутренние поверхности шины;
– осмотрите обод, вентиль, удлинитель, камеру (при наличии), уплотнительное кольцо.
Дальше идут графики – зависимости внутреннего давления и ходимости шины, а затем зависимости прочности от внутреннего давления. И наконец, «другие факторы»:
– крутящий момент (разгон–торможение);
– геометрия: углы установки колеси осей;
– профиль дорожного полотна;
– качество и тип дорожного покрытия;
– скоростной режим;
– температура окружающей среды.
Если вдуматься над сказанным применительно к эксплуатации, то получается занятная вещь. «Профиль дорожного полотна», «Качество и тип дорожного покрытия» и «окружающая среда» – вещи нам неподвластные. Однако, не отрицая их академической важности, зададимся вопросом: а так ли уж много они весят в повседневной жизни? И выходит, что не очень: и то, и другое, и третье в пересчете на несколько лет дадут примерно стабильное среднее влияние. И что остается? «Скоростной режим» и «Крутящий момент» по жизни означают стиль вождения. Но это отдельный большой разговор. А вот геометрия… С ней все просто и сложно. Но все вопросы снимает один: а какого расхода топлива и резины вы ждете, если на автопоезде – как на тягаче, так и на прицепе, все колеса катятся в свои стороны? В круге, как известно, 360 градусов, а колес на полноразмерной сцепке только десять (хотя шин и двенадцать). Есть, где разгуляться…
Может, я и зря трачу порох, рассказывая очевидные вещи. Но уж больно хочется достучаться до тех ребят, чьи машины ежедневно на трассе подают шинный SOS. Впрочем, к делу. Так о чем же рассказывают, точнее, что показываю шины, прежде, чем «заголосят»?
Строго говоря, подход шинников требует некоторой корректировки. В соответствии с ней можно заметить, что они различают «Ускоренный износ» вообще, и отдельные его виды. В первом случае они говорят «колесо катится с проскальзыванием» и настоятельно рекомендуют (цитирую): «проверить и отрегулировать геометрию подвески в соответствии с рекомендациями изготовителя [транспортного средства]». Собственно, и этот совет не плох, особенно для владельца или высших руководителей транспортной компании. Но людям реальным шины могут рассказать гораздо больше. А потому перейдем к частным случаям.
«Гребенчатый» или «Пилообразный» износ. Указывает на проворот или скольжение колеса. Здесь важно знать, что больше выедается та сторона, в которую происходит скольжение или проворот. Соответственно, направление «пилы» или «гребенки» позволит понять, в чем беда: подклинивание тормозов, перекос осей или неправильное схождение. Следует помнить, что при недостаточном давлении в шинах управляемой оси могут заметно измениться параметры геометрии управляемости – от плеча обкатки до углов стабилизации. Так что применительно к ней следует провести полноценную диагностику, начав ее с доведения давления в шине до нормы, а в остальных случая можно сразу делать выводы.
«Скошенный» износ. При нем одна сторона беговой дорожки протектора изнашивается больше другой. Классический пример износа при небольшой непараллельности плоскостей вращения правого левого колес. Например, немного увеличенного развала управляемых колес или небольшого прогиба балки оси прицепа. При большом развале или прогибе износ становитчся «пилообразным».
Износ центральной части протектора. Указывает на длительную эксплуатацию шины с повышенным внутренним давлением. В противоположность ему износ плечевой зоны показывает длительную работу с недостаточным давлением воздуха (часть его работы выполняют боковины).
«Циклический» или «волновой» износ появляется в случае дисбаланса, неправильного монтажа, неверно подобранной пары в сдвоенном скате. Так говорят шинники. Как автомобилист добавлю, что эллипсность тормозного барабана, и соответственно, пульсация тормозной силы при постоянном положении педали тормоза, просто обязана привести к точно таким же результатам. Так что при наличии на беговой дорожке «волны» не забудьте проверить тормоза. А заодно поблагодарить шинников, что не используют это обстоятельство в качестве «универсальной отмазки» по гарантии – она может оказаться весьма дорогостоящей!
Ускоренный износ одной из сдвоенных шин. Теоретически, его может вызвать и профиль дороги, и прогиб оси… Но практика почти всегда приводит к одной лишь причине: несоответствие размеров шин на соседних скатах. То есть в большинстве случаев все просто: смотри что и с чем спариваешь!
Дальше приведем чисто «шоферские» приметы. Известно ведь, что признаки износа появляются, а затем исчезают, «съеденные» последующим естественным износом. Есть понятие «рельсового» износа шины и «износа желобом». О разнице судите по фотографиям. Причины и того, и другого одни: неправильное внутреннее давление воздуха или несоответствие шины условиям эксплуатации.
При «пятнистом» износе одной лишь плечевой зоны. Неправильное внутреннее давление или колебательные воздействия на подвеску. Примечательно, что в этом случае шинники рекомендуют проверить не только давление в шине или переставить ее на ободе, но также продиагностировать состояние подвески и убедиться в отсутствии подвижности груза.
Под занавес оставим «износ при торможении» и «надрывы в основании протектора». Первый совершенно очевиден. Если кто не видел, тормозните «на юз» до остановки, а потом прокатите машину на метр и посмотрите. Картинка очень характерная. Что же до второго, то вот как шинники трактуют причины: «неоднократные наезды на проникающие объекты (бордюры, рельсы и т.п.), развороты «на пятачке». Более подвержены таким повреждениям нагретые шины».
А теперь скажите, так ли уж неразумна рекомендация «через каждые 100–250 км делать остановку и проводить осмотр автомобиля/автопоезда»? А ведь мы привели только те рекомендации шинников, которые могут быть полезны обычным транспортникам в повседневной жизни. Есть ведь и многие другие, правда, более специальные.