Младший брат "Газели"
Первое, что я увидел, прибыв на площадку одного из дилеров «ГАЗа» компании «Автофристайл», огромное скопление «Газелей» всех модификаций. Ряды «Соболей» и «Валдаев» смотрелись на их фоне очень скромно.
– Неужели после всех запретов «Газели» в Москве еще кому-то нужны? – интересуюсь у продавцов.
– Еще как, берут настолько хорошо, что мы сейчас работаем по предоплате, как в старые добрые времена.
– А что с «Валдаем» ?
– Полная масса 7,1 тонны, вот что, – отвечают продавцы.
Но несмотря на это, продается и «Валдай», и что еще более удивительно, большие «ГАЗоны» тоже находят себе хозяев. Нет в наличии только вездехода ГАЗ-3308 – уж больно специфический товар. Ведь внедорожники ездят мало, и их парк обновляется медленно. Да и Москва – асфальтовый регион. Но пора идти на стоянку.
Первой на глаза попадается «Газель» с дизелем Газ-560 (бывший «Штайр»). Слухи о его скорой кончине оказались преувеличенными. Спрос на него, хотя и маленький, но не иссякает. Надо с этой машиной разобраться, ведь точно такой двигатель может ставиться и на «Соболь». Здесь очень интересная конструкция, головка у него отлита заодно с цилиндрами. С одной стороны это хорошо, ведь прокладка между ними – потенциальный источник неприятностей. А с другой – интересно, что делать, если прогорит клапан. Еще из нетрадиционных (для нашего автопрома) решений – микропроцессорная система управления, и насос-форсунки, приводимые в действие распредвалом. Хотя лично мне интересно было бы иметь мотор, не как у всех.
Все развивается по кругу? Подкачивающий насос – электрический. Может, для кого-то все это значит, что моторостроение в нашей стране идет дорогой прогресса, а для меня – только то, что современные дизели потеряли способность работать при полном отказе электрооборудования. Но электроника бывает и полезна. Например, теперь можно месяцами ездить с неисправным турбонаддувом. Черного дыма не будет. Просто блок управления двигателем, получив сигнал о падении давления наддува, ограничит количество топлива, подаваемого в цилиндр, а мощность упадет на 30%.
Дизель, хоть и имеет те же 4 цилиндра, чисто визуально занимает в моторном отсеке больше места, чем бензиновый ЗМЗ 4063, которым комплектуется большинство «Газелей» и «Соболей». Еще замечаю, что аккумулятор здесь емкостью 75 ампер-часов, зато электрооборудование осталось 12-вольтовым. Никаких «двойных стандартов», как на «Бычках». Интересно, как здесь работают тормоза? Оказывается, так же, как и на бензиновых машинах, только вакуум для усилителя (он здесь один, объединен с главным тормозным цилиндром) создается специальным насосом. Такую систему я уже видел на переделанном ГАЗ-66 из Смоленска. Еще у дизельной и бензиновой машин немного отличается сцепление, а все агрегаты, что расположены за ним – одинаковые.
Направляемся к «нашему» «Соболю». Обычная бортовая машина, в самой дешевой комплектации, как я и просил. Под капотом стоит двигатель ЗМЗ-4063. От «Волговского» он отличается наличием карбюратора, хотя зажигание оставлено микропроцессорным. Такое странное сочетание еще можно встретить на «Оке». Кстати, «151-й» карбюратор – устройство, довольно совершенное. Здесь удобно контролировать уровень топлива в поплавковой камере, ведь при демонтаже верхней крышки поплавок и запорный клапан остаются внизу. А если уровень все-таки повыситься, то дренажная трубка сольет излишки обратно в бак. Короче говоря, залить свечи с ним довольно сложно.
Передняя подвеска на «Соболе» с пружинами и рычагами, как на легковой машине, задняя – на малолистовых рессорах. Спереди и сзади – стабилизаторы поперечной устойчивости.
Однако пора узнать, каков «Соболь» в действии. Путь из салона на улицу пролегает через подземный гараж, но благодаря малым размерам грузовичок уверенно чувствует себя на автостоянке. Нет никаких затруднений и с выездом, высота не мешает. В характеристиках машины, в графе «радиус разворота» написано 6 м. Для меня это такая же загадочная надпись, как и 3-икс на рычаге переключения передач. «Давайте, покрутитесь тут на нем, а я поснимаю» – обращаюсь к продавцам. Интересно, сколько полос нужно этому головастику, чтобы развернуться?
Находим участок двухполосной дороги, руль «лево на борт», пошел! Останавливает наш эксперимент довольно высокий бордюр. Повторяем попытку, выкрутив руль заранее. Обидно, но чтобы развернуться на двух полосах, нам не хватило какого-то десятка сантиметров. Впрочем, поднатужившись, пустой «Соболь» бордюр все-таки одолел… Несмотря на это геометрическую проходимость машины можно считать отличной. Ведь на большом «Газоне», для того, чтобы развернуться, нужно 4 полосы, из которых 2 крайние должны быть широкими. А в его характеристиках написано: радиус разворота – 7,9 м. Так что производителям этот параметр стоило бы указывать в «полосах».
Во время попытки вывернуть машине колеса до упора послышался характерный звук работающего гидроусилителя. Зачем он нужен такой козявке? Наверняка на нем можно сэкономить. Еще пару сотен долларов можно было бы сберечь, если бы дуги и тент не входили в обязательную комплектацию. Ведь если человек постоянно возит боящиеся осадков грузы, он выберет фургон. А ведь все это хозяйство надо где-то хранить, да и постоянно ставить-снимать тент – тоже радости никакой.