Невыдуманная история в рисунках Александра Захарова
ЗИС 13(21) 1936
Первый советский серийный газогенераторный автомобиль ЗИC-13 был спроектирован под руководством инженера А. Скерджиева с использованием генератора конструкции А. Пельтцера. Он базировался на шасси ЗИС-11, длиннобазной модификации грузовика ЗИС-5. Двигатель машины имел повышенную (с 4,8 до 7,0) степень сжатия, газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето. Газогенератор расходовал 80-85 кг древесных чурок на 100 км пробега. Запас хода ЗИС-13 составлял 90 км. Завод изготовил около 900 грузовиков ЗИС-13, а в 1939 году заменил эту машину более совершенной моделью ЗИС-21.
Годы выпуска — 1936-1939; колесная формула — 4x2; число мест — 2; грузоподъемность — 2500 кг; двигатель: число цилиндров — 6, рабочий объем — 5555 см3, мощность — 45 л.с. при 2400 об/мин; число передач — 4; размер шин — 34x7 дюймов; масса в снаряженном состоянии — 3700 кг; длина — 6670 мм; ширина — 2235 мм; высота — 2180 мм; база — 4420 мм; скорость — 45 км/ч.
ГАЗ 05-193 1936
Штабной автобус, созданный на шасси трехосного грузовика ГАЗ-ААА с использованием реконструированного кузова 17 местного автобуса ГАЗ-03-30. Автомобиль комплектовался двумя запасными колесами. В годы Великой Отечественной войны ГАЗ-05-193 выпускался в упрощенном варианте (на рисунке). За все годы было изготовлено 237 автобусов этой модели.
Годы выпуска: 1936-1945; колесная формула — 6x4; число мест — 9; двигатель: число цилиндров — 4, рабочий объем — 3285 см3, мощность — 50 л.с. при 2800 об/мин; число передач — 8 вперед и 2 заднего хода; размер шин — 6,50-20 дюймов; длина — 5300 мм; ширина — 2100 мм; высота — 2590 мм; база: между передней и средней осями - 2730 мм, задней тележки — 940 мм; клиренс — 230 мм; масса в снаряженном состоянии — 3140 кг; скорость — 65 км/ч.
ЗИС 15 1938
Эта машина была новой моделью, которой предстояло сменить на конвейере «трехтонку» ЗИС-5. Начавшаяся война помешала этому, и опытный образец ЗИС-15 после серьезных усовершенствований стал моделью ЗИС-150 в 1947 году. ЗИС-15 имел цельнометаллическую кабину, дисковый трансмиссионный тормоз, но его коробка передач оставалась еще четырехступенчатой, а привод тормозов — механическим, с вакуумным усилителем.
Год постройки — 1938; число мест — 3; грузоподъемность — 3500 кг; двигатель: тип — четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров — 6, рабочий объем — 5555 см3, мощность — 82 л.с./60 кВт при 2600 об/мин; число передач — 4; главная передача — цилиндрические и конические шестерни; размер шин — 36x8 дюймов; длина — 6560 мм; ширина — 2235 мм; высота — 2265 мм; база — 4400 мм; колея колес: передних— 1630 мм, задних— 1780 мм; масса в снаряженном состоянии — 3300 кг; наибольшая скорость — 65 км/ч.
НИИГТ 1937
Первый отечественный автобус вагонной компоновки — опытная конструкция научно-исследовательского института городского транспорта (НИИГТ). Машина базировалась на удлиненной раме автобуса ЗИС-8. Собранный на деревянном каркасе кузов со стальной обшивкой построен вагоноремонтным заводом СВАРЗ, изготовление шасси и сборку единственного образца вел 2-й автобусный парк Москвы. Особенности конструкции: двигатель справа от водителя, шины передних колес увеличенного сечения, в приводе тормозов вакуумный усилитель, сиденье водителя регулируемое и отделенное от салона стеклянной перегородкой.
Год постройки — 1937; число мест: для сидения — 32, общее — 47; двигатель: тип — четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров — 6, рабочий объем — 5555 см3, мощность — 73 л.с./54 кВт при 2300 об/мин; число передач — 4; длина — 8950 мм; ширина — 2200 мм; высота — 2760 мм; база — 4420 мм; размер шин: спереди — 36x8, сзади — 36x7 дюймов; масса в снаряженном состоянии — 8100 кг; наибольшая скорость — 50 км/ч.