PHILEAS, ТРАМВАЙ АВТОБУСНОГО ТИПА
Изготовителей больших и малых автомобилей давно и успешно побуждают улучшать показатели моторов и чистоту выхлопа. Экологически чистое топливо становится все более доступным и распространенным. Но ведь можно еще и аккумулировать энергию торможения (рекуперация). Реализующие эту идею системы позволяют сэкономить до 30% топлива, но для этого требуется установить гибридный привод и дополнительные аккумуляторные батареи. Рекуперация является обычным делом для трамваев, но пока почти не используется на автобусах и автомобилях. Это особенно заметно при движении по городскому трафику «разгон–торможение». Совмещением всех этих полезных идей и решением актуальных проблем занялись Нидерландцы и, похоже, достигли успеха.
Десять лет назад городской совет Эйндховена (Eindhoven) выбрал маршрут, начинающийся у северо-западной части городского центра и пролегающей по специальному коридору через район центрального вокзала, спортивный комплекс (Stadionkwartier), жилые районы и заканчивающийся у международного аэропорта Eindhoven. В 2003 г. инжиниринговая компания Advanced Public Transp Systems BV (APTS), входящая в автобусный холдинг VDL, выполняя заказ городского совета, выпустила первый образец уникального двухсекционного транспортного средства Phileas – городского трамвая автобусного типа. Это можно назвать High-Quality Public Transport Concept (HQPT), т.е. высококачественной концепцией общественного транспорта, которая гармонично сочетает в себе множество оригинальных технических решений: – современнейший, можно сказать, «футуристический» внешний вид; – щадящее отношение к окружающей среде; – высокую пассажировместимость; – высокую среднюю скорость движения; – превосходный комфорт для пассажиров; – наличие отличной системы информирования; – высокую гибкость маршрута; –прочность и долговечность конструкции.
Многоместный городской сочлененный автобус Phileas имеет модульную конструкцию и выпускается в двухсекционном исполнении длиной 18 м и в трехсекционном 24-метровом варианте. Эти машины уникальны по своей сути и не имеют аналогов в мире. Они были разработаны с чистого листа с привлечением лучших инженеров и дизайнеров Бельгии и Нидерландов.
Phileas имеет сравнительно небольшой вес, так как корпуса-модули сделаны из композитных материалов, плоский пол и потолок изготовлены из алюминиевых панелей. Ударная прочность и жесткость композитных материалов была доказана множеством аппаратов, выпущенных аэрокосмической и оборонной промышленностями. Краш-тесты Phileas доказали его превосходную прочность при опрокидывании. Так как автобусы созданы из материалов, не подверженных коррозии, то по утверждениям создателей, долговечность конструкции будет никак не меньше 20 лет.
На машине используется гибридная силовая установка. Она включает в себя небольшой двигатель внутреннего сгорания, работающий с почти постоянной мощностью в режиме максимальной эффективности. Мотор приводит электрогенератор, от которого ток поступает к управляемым электромотор-колесам и в аккумулирующую систему. Эта система накапливает также энергию, полученную при торможении машины или ее движении на скоростных спусках. Когда для движения машины используется часть мощности ДВС, другая часть пополняет запас электроэнергии. Некоторое время подобный транспорт в состоянии двигаться используя только электропривод.
Первое поколение автобусов Phileas имело гибридную систему, состоящую из дизеля, генератора и никель-мeдных аккумуляторов. Были созданы версии, снабженные мотором, работающим на природном газе, а также разрабатывался водородный вариант. Все силовые установки Phileas комплектовались топливными системами IMPCO. Эта американская фирма разрабатывает, производит и поставляет топливные системы и сопутствующие агрегаты для транспорта, промышленности и энергетики, где используются гибридные силовые установки, работающие на альтернативных видах топлива.
Следующее поколение Phileas будет иметь параллельный гибридный привод. Эта система по сравнению с первоначальной имеет меньший вес, еще меньшие выбросы вредных веществ с выхлопом, меньше потребляет топлива, содержит меньше аккумуляторов, но обеспечивает большую скорость и лучшую динамику.
Электромоторная сущность Phileas позволяет такому автобусу плавнее ускоряться и тормозить, что, безусловно, приятно пассажирам. Большие расстояния между осями в совокупности с независимой подвеской всех колес дают этому транспортному средству непревзойденную плавность хода.
Управление всеми колесами позволяет машине совершать почти боковое маневрирование, как краб. Радиус поворота – менее 12 м при общей длине – 18.
Phileas имеет электронную систему управления, которая сканирует магнитные метки, расположенные с интервалом 4–5 метров на дорожном полотне вдоль всего маршрута движения, и направляет по ним машину вплоть до конечного пункта. Эта же система позволяет автобусам прибывать к остановке и убывать с нее, а также двигаться по маршруту точно по расписанию. Добавлю, что информация о местоположении машины передается системой остановочным пунктам.
Конструкторы предусмотрели три варианта управления: – автоматический, в нем автобус сам разгоняется до 70км/час при любых погодных условиях, тормозит, когда необходимо, и останавливается; – полуавтоматический, при котором водитель управляет ускорением и торможением, остальные функции контролируются электроникой; – ручной, в этом варианте управление машиной очень похоже на управление троллейбусом.
В Эйндховене для маршрутов, где работают автобусы Phileas, выделены свободные участки дорог. Это позволяет такому общественному транспорту иметь высокую среднюю скорость и беспрепятственный проезжать весь путь. Если сравнивать с трамваем, то инвестиции значительно ниже, поскольку нет нужды прокладывать рельсы, линии электропередач и другое сопутствующее оборудование.
Из-за того, что большая часть городской инфраструктуры (жилые дома, офисы, торговля, обслуживание и зоны отдыха) соединяются маршрутом, то и число пассажиров, перемещающихся Phileasами весьма значительно. Сеть остановок была продумана так, чтобы у людей имелись прекрасные возможности для пересадки на другие виды транспорта.
Люди, которые регулярно пользуются маршрутом Phileas, испытывают ощутимый комфорт, так как они знают, что интервал между машинами на линии довольно короткий (примерно 10 минут), а время всей поездки от «Центральной станции» до «Аэропорта Эйндховен» менее 25 минут.
По маршруту оборудованы остановочные пункты с приподнятым основанием, которые позволят пассажирам заходить в салон автобуса без необходимости поднимать ноги.
Остановки автобусов имеют современный вид и оборудованы информационными системами, которые сообщают, через какое время прибывает ближайшая машина. Множество автобусных остановок в районе Меерховен имеют отдельные стоянки для автомобилей и велосипедов.
Находящимся на борту Phileas пассажирам также доступна информация относительно маршрута, очередности остановок и ожидаемого времени прибытия в конечную точку маршрута.
Внутри салона абсолютно плоский пол. Отсутствуют даже какие-либо ступеньки и постаменты, обычные для низкопольных автобусов и зачастую мешающие пассажирам. Широкие входные двери (1,2 метра) и минимальные перепады между уровнем остановки и полом автобуса позволяют пассажирам быстро входить или покидать салон на остановках, а инвалидам на колясках заезжать в Phileas без посторонней помощи.
Высокий комфорт в машинах Phileas обеспечивается также наличием в салоне обогревателя и кондиционера, а также пространства для багажа и держателей для инвалидных кресел.
Безопасность тоже не забыта. Даже когда Phileas управляется электроникой без вмешательства человека, водитель все равно присутствует, чтобы контролировать и гарантировать работу машины и выполнение маршрута. Для поддержания общей безопасности пассажиров транспорт оснащен внутренними и наружными камерами видеонаблюдения.
Phileas является высококачественной системой общественного транспорта. Она совмещает в себе преимущества трамвая и метро с гибкостью и низкими эксплуатационными расходами автобусов.
Желающим внедрить такую транспортную концепцию придется потратить большую часть средств на подвижной состав, но все же рекомендуется выделить и освободить участки улиц для подобных маршрутов; адаптировать остановки – приподнять на 300 мм; снабдить остановочные пункты информационной системой о движении транспорта и установить на них стационарные места для сидения и козырьки.
Название проекта с собственным именем Phileas возникло у менеджеров от воспоминаний и каких-то ассоциаций с путешественником по имени Phileas Fogg из книги Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Хотя поначалу я вспомнил электротехнический концерн Philips, основанный родным дядей Карла Маркса, и подумал, что Phil-образующие названия – это чисто Нидерландская тема.
Из последних новостей стало известно, что власти города Douai, что на севере Франции, заказали у фирмы APTS двенадцать 18-метровых транспортных средств Phileas. Машины будут поставлены в 2007 г., цена контракта составила 16 млн. евро.
Технические данные |
||
Наименование |
Phileas 18м |
Phileas 24м |
Радиус поворота, м |
11,8 |
11,2 |
Максимальный преодолеваемый подъем на сухом твердом грунте, % |
10-13 |
10-13 |
Количество управляемых колес |
6 |
8 |
Клиренс, мм |
180 |
180 |
Длина, м |
17,99 |
24,00 |
Ширина, м |
2,54 |
2,54 |
Высота, м |
3,12 |
3,12 |
Внутренняя высота, м |
2,25 |
2,25 |
Колесная база передней секции, м |
7,70 |
7,70 |
Колесная база средней секции, м |
- |
6,01 |
Колесная база последней секции, м |
7,57 |
7,57 |
Высота пола, мм |
340 |
340 |
Высота ступени, мм |
320 |
320 |
Снаряженная масса, т |
16,8 |
21,7 |
Количество дверей |
3 |
4 |
Ширина входной двери, м |
1,2 |
1,2 |
Высота входной двери, м |
2,03 |
2,03 |
Размер передних шин |
275/70 R22,5 |
275/70 R22,5 |
Размер других шин |
385/65 R22,5 |
385/65 R22,5 |
Двигатель |
Ford V10 (6,8 л) |
Ford V10 (6,8 л) |
Мощность, л.с. при об/мин |
219 при 3600 |
219 при 3600 |
Количество электромоторов |
4 |
6 |
Их суммарная мощность, л.с. |
329 |
401 |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
80 |
Количество мест для сидения |
30 |
38 |
Максимальное количество пассажиров при плотности (4 чел/м2) |
120 |
180 |