ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ заставит ДОБДД российских водителей
Судите сами: за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли свыше 300 тыс. (!) и получили травмы различной степени тяжести более 2 млн 200 тыс. человек. В 2005 г. в России произошло 223 342 аварии (это на 7% больше, по сравнению с прошлым годом), в которых погибли 33 957 и получили увечья 274 864 человек. Причем 20% пострадавших на всю жизнь останутся инвалидами. Наиболее аварийны города – в них ГАИ регистрирует до 70% всех аварий.
Что касается причин ДТП, то примерно в 40% происшествий виноваты водители, грубо нарушающие ПДД. 20% вины приходится на пешеходов, еще столько же ДТП случается из-за неудовлетворительного состояния дорог. Техническая неисправность авто приводит к авариям в 2% случаев.
По мнению генерала Кирьянова, сложившаяся ситуация в области безопасности дорожного движения близка к критической, поэтому ДОБДД совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработал федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», предусматривающую комплекс мер по устранению причин гибели граждан в ДТП. Цель программы амбициозна – к 2012 г. сократить число погибших в полтора раза к уровню статистики 2004 г.
Но не все эксперты разделяют оптимизм гаишников и задают генералу Кирьянову вопрос: мол, не провалится ли с треском упомянутая программа?
– У меня нет ни малейших сомнений, что к 2012 г. цифрами и фактами мы докажем эффективность программы, – заявил Виктор Николаевич. – Первые результаты нашей работы увидите уже 2007–2008 гг. Конечно, успех нашей программы во многом будет зависеть от финансирования и законодателей, но, как мне представляется, уже все осознали, что проблема безопасности на дорогах – острейшая социально-экономическая проблема, угрожающая национальной безопасности России.
К слову сказать, в апреле в Госдуме пройдут парламентские слушания, где специалисты обсудят законопроект (в нем 65 поправок!) по ужесточению ответственности за нарушения ПДД. Самые жаркие дебаты будут вокруг предложения вернуть балльную систему наказаний, но, по мнению генерала Кирьянова, вернуться к так называемым талонам предупреждений необходимо:
– Масса примеров, когда водителей за пьянку наши инспектора задерживали по 8-9 раз в год! – Негодует главный гаишник страны. – За подобное наплевательство на закон, считаю, надо пожизненно лишать «прав». Водитель, систематически нарушающий закон, превращается в преступника, а таковым не место в здоровом обществе!
Так же генерал Кирьянов в очередной раз подчеркнул необходимость внедрения автоматизированных систем контроля за дорожной обстановкой:
– Есть еще много проблем в части повсеместного внедрения фото- и видеотехники, – говорил глава ДОБДД. – К примеру, еще не отрегулировано законодательство в этом вопросе. Но то, что нарушения ПДД необходимо протоколировать с помощью техники – сомневаться не приходится, ведь все конфликты и поводы для взяток возникают в силу человеческого фактора. А с компьютером и фотографией нарушения не поспоришь. Нарушил – ответь. Именно так происходит во всех странах Европы. Там дорожная полиция давно перешла на почтовый образ жизни: рассылают нарушителям квитанции и фотографии их проступка. И главный плюс этой системы в том, что любой гражданин, от рядового водителя до чиновника, одинаково отвечает перед законом.
Неотвратимость наказания – один из самых мощных инструментов дисциплины. За примерами далеко ходить не надо. К примеру, сотрудники ГИБДД в Московской области провели тщательный анализ административной практики за 2005 г, и нашли весьма любопытные причинно-следственные связи. Так, количество возбужденных на участников дорожного движения дел за нарушение ПДД увеличилось без малого на 5% (в сравнении с 2004 г.). И вот благодаря усилению надзорной деятельности, связанной с выявлением нарушений правил обгона и выезда на полосу встречного движения (увеличение показателей на 9%), удалось добиться снижения на 5% количества ДТП по указанным причинам.
За 12 месяцев 2005 г. сотрудниками областной ГИБДД привлечено к административной ответственности 1 790 265 нарушителей ПДД. Для рассмотрения дел в суде Госавтоинспекция направила свыше 116 000 материалов на водителей. 69% шоферов, направленных в суд, были отлучены от руля на сроки от 2 мес. до 2 лет.
Многие водители, колесящие по дорогам Подмосковья, уже ощутили насколько строже стали спрашивать инспектора за нарушения ПДД, и, как свидетельствует статистика, это упреждает их от совершения по сути хулиганских поступков на трассе.