ГОП-СТОП В СТИЛЕ БОЛЬШЕГРУЗ. Все популярнее среди автоворов становится кража грузовиков и спецтехники
Милицейская статистика хоть и косноязычна, но весьма наглядна – так в ушедшем 2005 г. автоворы совершили 1126 угонов большегрузной и строительной техники. Но далеко не всегда покушения были связаны с желанием угонщиков обогатить свои карманы, продав или разобрав на запчасти тяжеловес. Примерно в 30% случаев гангстеров интересовал перевозимый груз. О том, как можно защититься от дорожных бандитов обычному дальнобойщику, какие ноу-хау используют в своей криминальной работе преступники, – читайте только на страницах «Автотрак».
Как и следовало ожидать, в 2005 г. лидерами по количеству нападений на водителей-дальнобойщиков стали Московская, Ленинградская, Челябинская области, Краснодарский край и Республика Татарстан – согласно официальным данным на эти регионы пришлось до половины всех разбойных нападений. Милиционеры это связывают с высокой экономической активностью упомянутых субъектов РФ. С заметным отставанием идут Калужская, Тверская, Воронежская, Липецкая области, Ставропольский край. В 80% случаев налеты на большегрузы происходили на трассах, вдали от населенных пунктов. Оставшиеся 20% воровались с охраняемых автостоянок.
Но в истории с грузовыми автомобилями любопытен тот факт, что статистика раскрываемости таких преступлений крайне низка. Но по объективным причинам. Объясняется это спецификой работы автоворов. Что обычно делают угонщики с краденным легковым автомобилем? В 80% случаев перебивают номера, изготавливают поддельные документы и легализуют. С грузовиками картина совсем иная: супостаты даже и не пытаются «отмыть» краденное. В 60% случаев угнанные большегрузы разбираются на запчасти, после чего детали реализуются на авторынках и в автосервисах.
Ну а что происходит с оставшимися 40%? Как ни странно, но эта техника работает по прямому назначению. И что характерно: если легковушки автоворы пытаются сплавить как можно дальше от того региона, где похищен автомобиль, то грузовики, напротив, эксплуатируются на той же территории, с которой были похищены. Так, например, в Костромской области с лесопилки были похищены гидроманипуляторы для погрузки древесины. Сыщики быстро смекнули что к чему и принялись дотошно проверять все районные лесозаготовительные базы. Результат не заставил себя ждать – на одной из лесорубок техника была найдена. В свердловской области воры «свистнули» бетономешалку, которую местные милиционеры нашли на соседней от места похищения стройке.
Но как бы нам ни хотелось попинать родимую милицию и упрекать ее в бездействии, да, видно, не получится. В прошлом году «операм» удалось изничтожить десяток преступных групп, специализирующихся на краже грузов и тяжеловесных авто. Вот один из ярких примеров: у деревни Новинки Орехово-Зуевского района Московской области двое неизвестных, под видом сотрудников ДПС, остановили фуру, груженную импортными шинами. Угрожая пистолетом, бандюки пересадили дальнобойщика в свою машину, вывезли в лес, где привязали к дереву и оставили замерзать. К счастью, пленнику удалось освободиться от веревок и самостоятельно добраться до отделения милиции.
Сыщики довольно быстро вышли на организаторов и исполнителей дерзкого налета – одного за другим их арестовали в Егорьевском районе Подмосковья. Лидер преступной группировки Игорь Монахов отрицал свою причастность к преступлению, но улики говорили об обратном: в его гараже были обнаружены 220 ворованных из фуры покрышек. А во дворе дома одного из участников разбойного нападения был найден похищенный тягач с прицепом.
Чтобы не стать жертвой преступников, милиционеры рекомендуют старые как мир, но действенные способы. Например, отказаться от ночных поездок; останавливаться на отдых только на охраняемых автостоянках (хотя и там происходят грабежи, но все же не так часто); оборудовать грузовик сигнализацией.
РЕЙТИНГ УГОНЯЕМОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА1 место – Iveco
2 место – КамАЗ
3 место – строительный кран «Ивановец»
4 место – Renault
5 место – МАЗ