ИГРА НЕ ПО ПРАВИЛАМ. Неожиданно для автомобилистов ГАИ изменила ПДД. Тысячи водителей уже стали жертвами гаишного беспредела
Судите сами – в одночасье оказались вне закона все автомобили, у которых задние повторители указателей поворотов – красного цвета, а передние габаритные огни – оранжевого или желтого цветов. По оценкам Государственного таможенного комитета и Департамента ОБДД МВД РФ, около 12% всего российского автопарка состоит из таких машин. Более того, на Дальнем Востоке процент «краснофарных» авто дотягивает до отметки 99% – даже ГАИ поголовно колесит на запрещенных ныне «японках». Что касается грузовых автомобилей, то тягачи американской сборки тоже попали под запрет новых ПДД. В схожей ситуации оказались и владельцы стареньких ГАЗов и ЗиЛов – если помните, то на раритетах сзади всего два фонаря, которые играют роль и «стопарей», и габаритов, и «поворотников».
По утверждению гаишных законотворцев, ничего нового они не изобрели – просто привели «Правила дорожного движения» к ГОСТ. Дело в том, что государственный стандарт, распространяющийся на автомобили и дошедший до нас еще с начала семидесятых, прямо запрещал эксплуатацию на территории России автомобилей с красными «поворотниками». Однако когда писали ПДД, о ГОСТе напрочь забыли. А как же проводился техосмотр, спросите вы?
Да очень просто – в ПДД, в «Перечне неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», сказано, что тип, цвет, количество, расположение и режим работы внешних световых приборов должен соответствовать требованиям конструкции, которые определяет завод-изготовитель. Красные «поворотники» соответствуют требованиям конструкции, которые определены американским или японским автопроизводителем, а значит, техосмотр может быть пройден.
В новой редакции ПДД сей пункт остался, но есть существенное дополнение: черным по белому написано, что задние и передние повторители указателей поворотов должны быть желтого или оранжевого цветов, а передние габариты – белого цвета. Что показательно – два абзаца в одном пункте ПДД прямо противоречат друг другу, ведь, с одной стороны, цвет соответствует требованиям завода-изготовителя, а с другой – не соответствует российским ПДД.
Цвета тому не милы, у кого очи гнилы...
Этот парадокс пришелся по вкусу гаишникам, которые устроили облаву на автомобилистов. На дороге владельцев запрещенных машин штрафуют (читай – «разводят» на взятки), в регистрационных отделениях отказывают в постановке на учет, в пунктах техосмотра не выдают «лобовички».
Бесчинство инспекторов вынудило автомобилистов из различных городов страны (Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Магадана, Владивостока) устроить акции протеста. Стихийные митинги возникали то на оживленных магистралях, то бунтари пикетировали здания местных ГИБДД. Самодельные плакаты пестрили разнообразными лозунгами: «Руки прочь от моей машины», «Цвет лампочек на безопасность не влияет», «Цвета тому не милы, у кого очи гнилы». Над многими машинами развевались флаги с символикой американских марок.
Но пока люди пытались взывать к совести гаишников, служивые продолжали устраивать самую настоящую вакханалию на дорогах. В различных округах Москвы (в Юго-Западном, Юго-Восточном, Восточном, Зеленограде) и в целом по стране инспектора охотились на красные фонари. Доподлинно известно, что десяток транспортных фирм понесли крупные убытки из-за срыва поставок – виной тому сотрудники ДПС, продержавшие американские грузовики на своих постах, пытаясь «вздрючить» водителей за красные «поворотники».
Такой произвол творился несмотря на то, что Департамент ОБДД официально заявил, что первые месяцы какие-либо санкции к запрещенным авто применяться не будут. После затяжных новогодних праздников представители все той же ГИБДД выступили с другим заявлением, дескать, автомобили, ввезенные из США или Японии до введения новой редакции «Правил» могут безбоязненно передвигаться по дорогам и проходить техосмотр наравне с «правильными» машинами. А вот настоящие проблемы возникнут у тех, кто ввез авто после Нового года – будет отказано даже в постановке на учет. Однако заявления руководства не возымело действия на инспекторов, работающих на дорогах и в отделах по регистрации транспорта и по техосмотру, – они продолжали гнуть свою линию.
На положено – вето наложено?
Ситуацией не на шутку обеспокоились депутаты Госдумы. Они направили письмо на имя премьер-министра Михаила Фрадкова с предложением приостановить действие «Изменений в Правила дорожного движения»: «Владельцам транспортных средств потребуются время и дополнительные материальные затраты на реализацию нововведений. Неисполнение же новых правил уже сегодня влечет за собой серьезные меры административного наказания вплоть до лишения права управления транспортными средствами», – говорится в обращении к Фрадкову.
Депутаты решили защитить автомобилистов от внезапного введения изменений в ПДД, по которым американские и японские машины оказались запрещенными к эксплуатации. Также парламентарии поручили профильным комитетам выяснить у Правительства РФ и ГИБДД, как происходило информирование населения о внесении изменений в «Правила дорожного движения».
В целом, по мнению депутатов, сами изменения в «Правила» вполне разумны, и претензии вызывает их внесение без предупреждения, что отражает наплевательскую политику государства на граждан страны: за последние несколько месяцев точно по такому же принципу – без предупреждения и информирования – таможенники пытались изменить пошлины, а правительство исправляло тарифы по ОСАГО.
После того как Госдума вступилась за моторизованных граждан, гаишники тоже решили примазаться к лагерю депутатов и сказали, что также не в восторге от внезапного введения новых «Правил»:
– Данные изменения были приняты к исполнению слишком поспешно, – сообщил депутатам представитель от ДОБДД МВД РФ. – Ни наша служба, ни сами водители не успели перестроиться на новый лад. Поэтому мы разослали во все регионы телеграмму, в которой местным руководителям предписывается учитывать сложившиеся обстоятельства и не наказывать водителей по новым «Правилам дорожного движения», а только разъяснять, что именно они нарушили.
Впрочем, как мы уже говорили, гаишники на местах чихать хотели и на телеграммы, и на свою совесть. Их главной задачей стало выуживание у водителей дензнаков.
К счастью, на депутатский запрос председатель Правительства Фрадков все же отреагировал. На одном из недавних заседаний он пообещал на год отложить запрет на разноцветные поворотники и нормы о перевозке детей в специальных креслах.
– Поправки были опубликованы 27 декабря 2005 г., а вступили в силу уже 1 января 2006 г., – соглашается Фрадков, – так что большинство автомобилистов стали нарушителями, даже не подозревая об этом.
Новые требования к световым сигналам Фрадков обещал применять только к тем автомобилям зарубежного производства, которые будут приобретаться после 1 января 2006 г. На сегодняшний день в Россию уже запрещено ввозить автомобили с нестандартной оптикой, а если таковые проникнут нелегальным способом на ее территорию, то неизбежно возникнут сложности с постановкой на учет и техосмотром.
Но пока Правительство не приостановит действие изменений, у инспекторов есть все полномочия продолжать обирать население. Есть ли выход? Законного, увы, не существует. Но некоторые правозащитники предлагают пойти на хитрость: попытаться в суде доказать, что инспектор… дальтоник. Ведь, действительно, гаишники определяют цвет фонарей на глазок, а не при помощи специальных измерительных приборов, и то, что они называют красным, на самом деле может быть желтым или того хуже – зеленым…
В светлый путь
Но попавшими под запрет красными «поворотниками» обновленные ПДД не ограничиваются – в своде дорожного закона появилось еще много норм. К примеру, обязательное включение ближнего света фар в любое время суток вне населенных пунктов (за невыполнение штраф 50 руб. – «неправильное использование световых приборов»). Данное изменение внесено, чтобы снизить количество ДТП с участием пешеходов. Хотя весьма трудно представить, как горящие фары отразятся на сознательности пешеходов, ведь бросаются под колеса «безлошадные» граждане с мыслью, что машина – не трамвай, объедет. За рубежом законодательно уже давно предписано днем ездить с ближним светом, но когда вводилось это правило, разработчики преследовали иные, не связанные с пешеходами цели, – заботились исключительно об автомобилистах, которые из-за грязных стекол или яркого солнца не замечали днем другие машины.
Или вот еще одно новшество во имя пешеходов: за городом они теперь должны ходить в одежде со светоотражающими нашивками, чтобы водители могли их видеть издалека.
Еще одно изменение: отныне водители обязаны возить с собой талон техосмотра и передавать его для проверки сотруднику ГИБДД. Раньше ПДД предписывали возить его на лобовом стекле, но за его отсутствие инспектора не могли толком ничего сделать, ведь отсутствие «лобовичка» не означает, что машина не проходила ТО, как не означает отсутствие у гаишника при себе справки из психдиспансера, что он отвязный сумасшедший. Теперь же непредоставление гайцу заветного талончика приравнивается к его отсутствию.
Новые правила коснулись и дорожных знаков. Так, круглая табличка «Обгон запрещен», при котором раньше все же позволялось обгонять трактор или повозку, едущие медленнее 30 км/ч, теперь читается по-новому. Выезд на полосу встречного движения отныне и впредь запрещен при любых обстоятельствах.
Новые правила сильно пошатнули авторитет черных «мерсов» с джипами сопровождения, которым раньше нужно было уступать дорогу. Теперь неприкосновенностью могут пользоваться только те «членовозы», которых сопровождает машина ГАИ с красно-синей «мигалкой». В ГАИ уверены, что это еще один шаг в борьбе с незаконными кортежами и спецсигналами.
В этом же перечне изменений в ПДД дана ссылка на ГОСТ Р 52231-2004, устанавливающий требования к уровню внешнего шума транспортных средств. Это означает, что при проведении техосмотра владельцам тюнингованных авто с эффектными прямоточными глушителями придется непросто.
Изменения в ПДД затронули интересы детей – теперь перевозить ребенка до 12 лет в машине разрешено только при наличии детского сиденья или специального удерживающего устройства. Исключение сделано только для машин, где таковые приспособления установить невозможно. Но помните, что штатные ремни безопасности проходят как раз на уровне шеи малыша, поэтому при ДТП ремни могут попросту «повесить» ребенка или сломать ему шею. Если нет денег на покупку специальных устройств, рекомендуем сажать чадо выше, на дополнительную подушку (тогда ремень пройдет там, где положено). Однако если ваш отпрыск – непоседа, подушка довольно быстро выскользнет из-под него.
Госдума хочет диктовать правила
В Госдуму был внесен законопроект, предлагающий сделать Правила дорожного движения федеральным законом. При таких условиях вносить изменения в ПДД смогут депутаты, а не правительство. По мысли парламентариев, поправки в ПДД, вступившие в силу с 1 января, показали, насколько несовершенна сия процедура. Автор законопроекта лидер «Движения автомобилистов России», депутат Виктор Похмелкин уверен, что существующая процедура внесения изменений в дорожные «Правила» противоречит основному российскому закону – Конституции:
– Власти позволяют себе принимать законы, не информируя об этом граждан, – негодует Похмелкин. – Согласно Конституции, любой закон, ограничивающий права и свободы граждан, должен приниматься Госдумой и Советом Федерации, а «Правила дорожного движения» – как раз этот случай. Конечно, работа Госдумы гораздо неповоротливей, зато более прозрачна, чем деятельность Правительства РФ. Мы принимаем законы медленно, все разъясняем и рассказываем, а кабинет министров об этом совершенно не заботится. Всем будет удобнее, если ПДД будет устанавливать Дума.
В случае если похмелкинский проект будет принят, парламентарий обещает разработать другие законы, устанавливающие правила автомобильной жизни. Например, правила регистрации и прохождения ТО, которые устанавливает МВД, или методики освидетельствования на состояние опьянения, утверждаемые Минздравом.
– Необходимо объединить все законы, касающиеся безопасности на дорогах, в «Кодекс безопасности дорожного движения», который будет принимать Госдума, – уверен депутат Похмелкин. – Только это позволит избавиться от бардака в законодательстве.