Невыдуманная история в рисунках Александра Захарова
ЗИС 16 1938
Городской автобус на базе узлов ЗИС-5. У него был кузов с деревянным каркасом, обшитым стальным листом, довольно тяжелый. Поэтому ЗИС-16 оснащался вакуумным усилителем в механическом приводе тормозов и более мощным двигателем, чем предшествующая модель автобуса (ЗИС-8). Двигатель с алюминиевыми поршнями вместо чугунных являлся модификацией мотора ЗИС-5, форсированной увеличением степени сжатия с 4,8 до 5,7 и изменением фаз газораспределения. Среди технических особенностей ЗИС-16 — дисковый стояночный тормоз, рычажные амортизаторы передней подвески, механический привод управления дверями.
Годы выпуска — 1938-1941; колесная формула — 4x2; число мест: общее — 34, для сидения — 27; двигатель: тип — четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров — 6, рабочий объем — 5555 см3, мощность — 85 л.с./63 кВт при 2800 об/мин; число передач — 4; главная передача — конические и цилиндрические шестерни; размер шин — 36x8 дюймов; длина — 8490 мм; ширина — 2430 мм; высота — 2820 мм; база — 4970 мм; колея колес: передних — 1560 мм, задних — 1710 мм; масса в снаряженном состоянии — 5100 кг; наибольшая скорость — 65 км/ч.
ГАЗ 42 1939
Газогенераторная модификация ГАЗ-ММ носила индекс ГАЗ-42. Топливом служил газ — продукт перегонки древесных чурок в смонтированном на автомобиле газогенераторе. Эта установка, а также очиститель и охладитель газа и запас древесных чурок сделали ГАЗ-42 на 240 кг тяжелее базовой модели, в результате чего он имел на 300 кг меньшую грузоподъемность. Из-за низкой теплотворной способности газа мощность двигателя снизилась на 40%, хотя для компенсации степень сжатия в нем подняли с 4,6 до 6,2. Запаса древесных чурок хватало на 80 км пробега. Общее число газогенераторных ГАЗ-42 довольно велико — 33 840 экземпляров.
Годы выпуска — 1939-1946; число мест — 2; грузоподъемность — 1200 кг; колесная формула — 4x2; двигатель: число цилиндров — 4, рабочий объем — 3285 см3, мощность — 30 л.с. при 2400 об/мин; число передач — 4; размер шин — 6,50-20 дюймов; длина — 5335 мм; ширина — 2040 мм; высота — 1970 мм; база — 3340 мм; снаряженная масса — 2050 кг; скорость — 50 км/ч.
ЯГ 7 1939
Опытный образец грузовика, который должен был сменить «пятитонку» ЯГ-6, выпускавшуюся Ярославским автомобильным заводом, ЯГ-7, оснащенный автобусным двигателем ЗИС-16, рассматривался как переходная модель к ЯГ-8, новому дизельному грузовику. ЯГ-7 получил трансмиссию с двухступенчатым демультипликатором, пневматический привод тормозов, современные цельнометаллические кабину и оперение, У двигателя ЗИС-16 по сравнению с мотором ЗИС-5, на котором он базировался, была увеличена (с 4,6 до 5,7) степень сжатия, изменены фазы газораспределения и применены алюминиевые поршни вместо чугунных.
Год постройки — 1939; грузоподъемность — 5000 кг; число мест — 3; двигатель: тип — четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров — 6, рабочий объем — 5555 см3, мощность — 82 л.с./60 кВт при 2600 об/мин; число передач — 4x2; главная передача — конические и цилиндрические шестерни; размер шин — 10,50-20 дюймов; длина — 6695 мм; ширина — 2500 мм; высота — 2315 мм; база — 5200 мм; колея колес: передних — 1900 мм, задних — 1860 мм; масса в снаряженном состоянии — 5300 кг; наибольшая скорость — 52 км/ч.
НАТИ А 1938
Экспериментальный городской автобус НАТИ-А был спроектирован с «чистого листа» и обладал множеством необычных для своего времени конструктивных особенностей. Прежде всего, это несущий кузов вагонной компоновки, заднее расположение силового агрегата, алюминиевая наружная обшивка кузова. У автобуса был верхнеклапанный карбюраторный двигатель МБ-27 конструкции НАТИ, пневматический привод тормозов. При создании машины впервые нашел применение на практике метод расчета несущих кузовов, предложенный институтом. НАТИ-А, построенный в единичном экземпляре, в 1940 году курсировал в Москве по маршруту площадь Свердлова — Большая Сетунь.
Год постройки — 1938; колесная формула — 4x2; число мест: общее —70, для сидения — 40; двигатель: число цилиндров — 6, рабочий объем — 10 300 см3, мощность — 155 л.с. при 2200 об/мин; число передач — 3; размер шин — 10,50-20 дюймов; масса в снаряженном состоянии — 8000 кг; длина — 10000 мм; ширина — 2520 мм; высота — 2825 мм; база — 5930 мм; скорость — 65 км/ч.
Текст Льва Шугурова
По материалам книги А. Захарова «Рисунки автомобилей», ЦДТС, 2003 г.
Приобрести книги издательства ЦДТС можно по тел.: (495) 263-0118, 763-8264.
С вопросами и за консультацией обращаться к Павлу Куликову, представителю издательства в Москве и Московской области.