Лиссабон - Дакар: опять КАМАЗ! "КАМАЗ-мастер" выиграл ралли-марафон в седьмой раз
Регламент
Каждый год организаторы ралли «Дакар» стараются сделать гонку интереснее и одновременно безопаснее, причем как для участников, так и для многочисленных сопровождающих и зрителей. В этом году практика ограничения скорости еще больше расширена. В частности, в категории мотоциклов ее ограничили до 160 км/ч. Напомним, что скорость грузовиков была ограничена уже на прошлом ралли. Контроль скорости в деревнях теперь распространяется на все автомобили организаторов и прессы.
Изменения регламента коснулись и навигации. Прежде всего, это относится к технологии IriTrack. Напомним, что она позволяет следить за участниками в реальном времени, а в случае аварии передает сигнал бедствия в автоматическом режиме. Протестированная в прошлом году, система, согласно новому регламенту, теперь обязательна для всех гоночных автомобилей. Другие нововведения навигации:
— упразднен коридор XTE: теперь на экране GPS не отображается отклонение от идеальной оси, а его работа сводится к основной функции указателя курса;
— созданы скрытые дорожные точки (WPM) – пункты обязательного прохождения, которые будут появляться на экране GPS только в радиусе трех километров;
— применена активация кода разблокировки. Она влечет за собой наложение штрафа (вплоть до снятия экипажа с гонки), но позволяет заблудившимся участникам отобразить на экране GPS точки въезда/выезда из деревень и WPM.
В Лабе был предусмотрен этап без автомобилей технического сопровождения, а это значит, что профессионалы окажутся в тех же условиях, что и любители. При этом взаимодействие на данном этапе будет разрешено только между участниками.
Участники
По сложившейся традиции, по пути к месту старта команда «КАМАЗ-мастер» делает остановку в Москве, проводит пресс-конференцию, а затем все желающие провожают ее на Васильевском Спуске. Как обычно, в ралли участвовали три российских грузовика – два из них с прежними экипажами (пилоты Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров). На третьем «КамАЗе» место пилота занял Сергей Решетников, поскольку Мардеев не смог принять участие в нынешнем соревновании. Сергей в гонке «Вызов пустыне» в ОАЭ пилотировал гоночный грузовик и показал неплохой результат. Механиком в его экипаже стал один из самых молодых членов команды – Эдуард Николаев. Он также уже участвовал в гонках. Штурманом в новом экипаже выступил С. Конопко.
На нынешний «Дакар» заявились 748 (против 695 в прошлом году) мотоциклов и автомобилей (в т.ч. технического сопровождения). Грузовиков среди них – 80 против 75. Новичков среди мотоциклистов около 38%, а на легковых автомобилях – 8%. В этом году в гонке участвуют уже 23 женщины: 8 на мотоциклах и 15 на легковых и грузовых автомобилях.
Организаторы нынешнего ралли столкнулись с огромным потоком заявок на регистрацию. Максимальное количество участников было достигнуто в июне, и это заставило прекратить прием заявок для обеспечения нормальных условий гонки.
В этом году впервые на «Дакар» ездила Национальная сборная России по ралли-рейдам на полноприводных Mitsubishi и Nissan. Говорят, на следующий год на гонку снова вернутся и российские мотоциклисты.
Машины
Для поездки на 28-ой супермарафон «Лиссабон-Дакар» команда «КАМАЗ-мастер» подготовила три «боевых» КамАЗ-4911, три автомобиля технической поддержки – КамАЗ-635050 и один сопровождающий Toyota Land Cruiser. Главными соперниками перед стартом руководитель команды Семен Якубов назвал автомобили DAF и MAN. Как показали дальнейшие события, ошибся ровно наполовину.
На «боевых лошадках» камазовцы поменяли расположение топливного бака – теперь он установлен на платформе в задней части автомобиля; ящики с инструментом также расположили ближе к заднему мосту. Все это позволило улучшить развесовку, и как следствие – динамику грузовика, его плавность хода и способность преодоления тяжелых песков.
КамАЗ-4911 тяжелее конкурентов примерно на тонну, частью из-за ярославского двигателя. Сам дизель не претерпел практически никаких изменений. Его мощности вполне хватает. Кроме того, увеличение массы грузовика связано с обеспечением безопасности экипажей. Инженеры команды сознательно пошли на этот шаг и установили целый ряд дополнительных элементов безопасности внутри кабины и в кузове.
Автомобили технического сопровождения – это уже третья версия «технички». Как и прошлогодний вариант, нынешний совмещает в себе мастерскую, оснащенную необходимым оборудованием и снабженную запчастями, с секцией отдыха гонщиков, включающей в себя кухню, душ и четыре спальных места. Помнится, в прошлом году авария в начале гонки оставила команду без «технички». Не потому ли теперь на «Дакар» их отправилось целых три? Ну а медицинскую поддержку команды обеспечил знаменитый доктор Сергей Михайлович Бубновский.
Перед стартом
Организаторы в этом году сменились. Возможно, поэтому трасса стала сложнее, а регламент жестче. Еще одна яркая особенность нынешней трассы – большое количество горных этапов.
29 декабря команда «КАМАЗ-мастер» прошла административную и техническую комиссии. А вот части главных соперников «КАМАЗ-мастера» – голландским командам DE ROOY-2006 и Hans Bekx team sport, выступающим на DAF, не повезло. Их даже не допустили к прохождению комиссии. Основная причина – отсутствие у автомобилей DAF омологации. DAF должен был предъявить партию (не менее 15 серийных грузовиков) – это обязательное требование регламента «Дакара». Но такого количества машин построено не было. Команды пообещали, что к февралю партия будет собрана. DAF заняла выжидательную позицию, но возмутилась французская автомобильная федерация. Ситуация стала скандальной, и рано утром 31 декабря было официально объявлено о том, что DAF не допущен к соревнованиям. Старт ралли был дан в тот же день в 6 часов 30 минут по лиссабонскому времени.
На поле боя
Итак, общая длина маршрута ралли «Лиссабон–Дакар- 2006» 9043 км, из которых 4813 км – спецучастки. Стартовав в Португалии, «караван» через Марокко, Мавританию, Мали и Гвинею дошел до Дакара, столицы Сенегала. Всего в борьбу за победу вступило 484 участника: 177 в классе легковых автомобилей, 233 мотоцикла и 74 грузовика, которых сопровождало в общей сложности 240 машин. На маршруте в распоряжении экипажей находилось только три источника информации: скрытые дорожные точки (WMP), дорожная книга и собственный курс.
Гонка началась с полноценного этапа, и никаких «прологов». В первых этапах две победы подряд одержал экипаж Владимира Чагина. Правда, его отрыв от соперников на момент въезда в Африку был минимальным. Отстав от товарища по команде почти на полчаса, Ф. Кабиров завершил первый этап лишь 32-м. Второе и третье места на первом этапе заняли соответственно итальянец Массимо Биазона на IVECO и бразилец Де Озеведа на Tatra.
На втором этапе ралли потерпел аварию один из главных претендентов на «дакаровские» награды чех Томаш Томичек. Его Tatra на одном из крутых виражей перевернулась и заблокировала дорогу следовавшим за ним грузовикам, в том числе и «КамАЗам» Кабирова и Решетникова. Организаторы решили так: первые 8 экипажей, ехавшие перед Tatra, сохраняют показанное время, а остальным записывается одно время прохождения этапа – 2 ч. 17 мин.
Не обошелся второй этап без приключений и у наших «КамАЗов». Так, за семь километров до финиша грузовик Ф. Кабирова пришлось остановить из-за неполадок со сцеплением. На решение проблемы ушло около получаса. Решетников потерял почти час на вызволение своего грузовика – Сергей не смог с ходу преодолеть грязевую ловушку. В Африку гонщики въехали так: Чагин первый, за ним Де Озеведа, затем Биазон. Кабиров – тридцать второй, Решетников – сорок девятый.
В Марокко первый африканский этап всем нашим гонщикам принес наконец-то удачу. В третий раз подряд победил экипаж В. Чагина.
Ф. Кабиров завершил гонку четвертым, а С. Решетников – восьмым. Между российскими экипажами на втором и третьем местах пристроились соответственно IVECO итальянца Массимо Биазона и MAN голландца Ганса Стейси. Потери в классе грузовиков исчислялись двумя машинами: Tatra Томаша Томечека и Mercedes Давида Оливераса, чей «железный конь» не выдержал испанского темперамента пилота.
На четвертом этапе ралли напор трех российских «КАМАЗов» поразил всех. В. Чагин снова не дал противникам пробиться к первому месту. За ним, уступив второе место Гансу Стейси, на третьем и четвертом местах финишировали Ф. Кабиров и С. Решетников, уступивший лидеру чуть меньше получаса. Главная интрига разворачивалась в борьбе Чагина и Стейси. Надо отдать должное настырности голландца – до самого финиша он буквально «висел на хвосте» «КамАЗа»-лидера, экипаж которого ехал на предельной скорости. При этом экипажу Чагина пришлось поволноваться: пробили колесо и 300 км ехали на подкачке.
А вот для итальянца Массимо Биазона это был «черный» этап. Из-за технических неполадок уже к середине спецучастка он отставал от Чагина более чем на полтора часа, а к финишу подвеска IVECO экипаж так и не донесла.
К последнему бивуаку в Марокко первым пришел В. Чагин. За ним пятый этап завершил Ф. Кабиров. Чех Карел Лопраиз на Tatra показал третий результат, проиграв лидеру 23 мин. Эта победа российского экипажа еще более укрепила его позиции в общей квалификации в классе грузовиков. На второе место в общем зачете вышел шестикратный победитель «Дакара» чех Карел Лопраиз. Он проигрывал лидеру чуть более полтора часа. И всего 39 с. Лопраизу уступает ворвавшийся в группу лидеров Ф. Кабиров.
Не повезло на этапе экипажу С. Решетникова. Он финишировал уже поздно вечером сорок четвертым, а в общем зачете опустился на 23 место. На скоростной трассе, прыгнув с дорожного трамплина, грузовик приземлился в яму, Решетников получил компрессионную травму позвоночника и не смог дальше управлять грузовиком. Поскольку это не запрещено правилами, за руль сел механик Эдуард Николаев, который и привел автомобиль на бивуак. По правилам неполный экипаж с гонки снимается. Но доктор Бубновский в очередной раз совершил чудо, и на следующий день Решетников вновь сел за руль.
5 января, день своего рождения, Владимир Чагин традиционно отметил победой (шестой подряд!) на шестом этап ралли. 17 мин. 23 с. проиграл ему экипаж голландского пилота Ганса Стейси на MAN. Еще через 10 мин. заглушил мотор своего «КамАЗа» Ф. Кабиров. Теперь обе высшие строчки общего зачета в классе грузовиков заняли экипажи Чагина и Кабирова. Их разделяют ровно 2 часа. Tatra Карела Лопраиза отстает от Кабирова на 7 мин. 43 с.
Ночь с 6 на 7 января выдалась очень напряженной для механиков команды «КАМАЗ-мастер». Кроме профилактических работ на всех грузовиках, пришлось заменить редуктор на «кабировском» автомобиле.
На седьмом этапе впервые с начала ралли-рейда победил голландский экипаж Г. Стейси на MAN, на 2 мин. 29 с опередивший на спецучастке протяженностью 499 км экипаж Ф. Кабирова и на 10 мин. 14 с экипаж Де Азеведы на Tatra. А у В. Чагина возникли проблемы. На 290 км неудачно преодолев дюну, их «КамАЗ», зарывшись в песок, почти лег на бок у самого края огромной воронки. Сначала поставить на колеса, а потом вызволить из песчанного плена силами трех человек многотонную машину – и задачка, и работенка те еще. Экипаж на них потратил почти два часа. За 15 км до финиша разлетается в лохмотья резина на заднем левом колесе. Доехали на ободе, а на финише у них еще и солярка из перебитого топливного шланга фонтаном била. Но несмотря на все это, экипаж первого места в общем зачете грузовиков не утратил.
Экипаж С. Решетникова приехал уже затемно. И хотя он проиграл лидеру более трех часов, но уложился в отведенное для прохождения этапа время. Под вечер организаторы обнародовали список участников, покинувших гонку из-за аварий, неисправности техники или подорванного здоровья: 57 мотоциклов, легковых автомобилей – 31, шесть грузовиков. Итого 94 из 475, стартовавших в Лиссабоне неделей раньше.
Восьмой этап – последний перед долгожданным днем отдыха. Ф. Кабиров приехал в Нуакшот первым. Через пять с хвостиком минут финишировал Г. Стейси на MAN, третьим стал В. Чагин, второй день подряд теряющий время: на 230 км он не смог с ходу преодолеть песчаную западню, и почти час экипаж разгребал песок... Кстати, в классе грузовиков пройти этот этап и уложиться в отведенное для него время удалось только этим гонщикам. Все остальные получили штрафное время.
На момент дневки В. Чагин – лидер в общем зачете грузовиков. Ф. Кабиров отставал от него на 30 мин. 32 с, а Г. Стейси – на 44 мин. 54 с. Дебютанты ралли – экипаж С. Решетникова – идут шестнадцатыми. На отдыхе «КАМАЗ-мастер» чуть не лишилась спортивного грузовика. Поздно вечером А. Мокеев поехал мыть «КамАЗ» Фирдауса. А в городской мойке под машиной проломился бетонный настил, и машина провалилась одной стороной в яму для стока. Более двух часов под руководством Кабирова освобождали грузовик из плена. Пришлось задействовать портовый подъемный кран и еще один грузовик. Хорошо еще, что на мойке не было крыши! Механикам на бивуаке пришлось заниматься обшивкой правого борта.
После отдыха у В. Чагина открылось «второе дыхание» – он первым пересек финишную черту, привезя своему экипажу седьмую победу на этапе. Следом за ним с отставанием в 33 мин. 44 с финишировал бразилец Де Азеведа на Tatra. Третьим приехал чех Мачик Мартин на LIAZ, уступивший лидеру 1 ч. 7 мин. 43 с.
В течение нескольких этапов перед отдыхом нашим гонщикам активно противостоял экипаж Ганса Стейси – его MAN буквально «висел на хвосте» камазовцев, а на седьмом этапе он даже сумел их обойти. После дневки от него ждали того же напора. Однако первыми оба контрольных пункта прошли грузовики Кабирова и Чагина с разницей в одну минуту. За ними – Tatra Де Азеведы. И только через три часа – MAN Стейси. Это означало, что один из главных соперников российских гонщиков сильно ухудшил свою позицию в общей квалификации грузовиков.
Серьезные неприятности постигли на 340 км грузовик Ф. Кабирова: лопнула продольная рулевая тяга, причем в безобидной ситуации – при спокойном пересечении вереницы дюн. Экипаж не пострадал, но пришлось довольно долго ждать помощи. Грузовик С. Решетникова «пожертвовал» свою тягу, а когда «работавший на подиум» Кабиров умчался дальше, экипаж «КамАЗа»-донора, имея сварочный аппарат, восстановил тягу и продолжил гонку. Кабирову «приключение» обошлось недешево: он проехал третий контрольный пункт через 3 часа 16 мин. после Чагина. Поздней ночью успешно финишировал и С. Решетников.
Незадолго до этого MAN Стейси резво обогнал экипаж Кабирова. А чуть позже российские гонщики обнаружили соперников лежащими на боку. Помогли гонщикам выбраться из кабины. Они не пострадали – это главное. «КамАЗ» продолжил гонку, а «мановцы» остались ждать «техничку».
Десятый этап окончился победой Г. Стейси, который всего на 1 мин. 44 с опередил Кабирова. Третий результат – за Чагиным. Одиннадцатый этап оказался насыщеннее. Места в нем распределились так: Стейси – победитель, за ним – Де Азеведа и В. Чагин. Эта победа подняла Стейси на второе место в общем зачете грузовиков. Ф. Кабиров перешел на третье место, проигрывая лидеру и товарищу по команде 3 час. 41 мин. 34 с.
Кстати, на одиннадцатом этапе даже видавшие виды штурманы хватались за голову, получив «легенды» – увесистую книжицу со множеством пометок, читать которую, даже не изучая детально, требовалось всю ночь. Подобных трудностей с навигацией с начала гонки еще не было. Борьба в классе грузовиков чуть не прекратилась на 28 км спецучастка: MAN лихого немца Клауса Лейхнера лег на бок поперек дороги. Объехать его могли только мотоциклы и легковые автомобили. Организаторам срочно пришлось все грузовики, попавшие в эту ловушку, возвратить на старт и отправить по магистрали к Бамако с одинаковым зачетным временем – 5 ч. Впрочем, те, кто ехал быстрее злополучного немца, продолжали бороться.
«КамАЗу» Фирдауса в этом этапе снова досталось: пробито два колеса – правое и левое, на замену которых ушло 32 мин. Дело не обошлось без «помощи» телевизионщиков – их вертолет завис над машиной и поднял пыль, в которой Фирдаус и зацепил правым колесом камень. А когда Фирдаус решил «срезать» маршрут, то в кустах налетел на пень, теперь уже левым колесом. Снова остановка. После всего, уже без торопливости, завершили гонку.
На двенадцатом этапе, в Бамако-Лабе, в третий раз подряд побеждает Стейси. На втором и третьем местах соответственно Ф. Кабиров и В. Чагин.
Этот и следующий этапы (Бамако – Лабе – Тамбакунда) назвали марафонскими, ведь на промежуточном бивуаке в Лабе не было технического сопровождения. Экипажи должны сами заниматься профилактикой и ремонтом техники. Это один из труднейших участков ралли. Он окончательно определил расстановку участников перед финишным «забегом» в Сенегале. Здесь «КАМАЗ- мастер» несколько изменила тактику. Чагин должен удержать лидерство в общем зачете, то есть доехать без приключений. И его «КамАЗ» принял на борт партию запчастей. А Кабиров сражается со Стейси, и его машину максимально облегчили, оставив только два запасных колеса. Что касается С. Решетникова, то его задача осталась прежней: всячески обеспечивать лидерство двух первых грузовиков.
Победа на тринадцатом этапе снова досталась Г. Стейси. Вторым стал экипаж Кабирова. Третьим завершил гонку В. Чагин, уступив Стейси чуть более получаса. Технику приводили в порядок только усилиями тех, кто на ней едет. Но благодаря грамотной езде пилотов особых технических проблем этап нашим грузовикам не принес, и работа не затянулась надолго.
На предпоследнем, четырнадцатом этапе команда «КАМАЗ-мастер» не могла позволить Стейси победить пятый раз подряд, и первым финишировал Кабиров. Следом за ним с разницей в 2 мин. 57 с подошел MAN Г. Стейси. Третьим стал Андре Де Азеведа, а В. Чагин показал четвертый результат, финишировав через 12 мин. 20 с после Кабирова.
Вечером стало известно, что последний этап гонки пройдет без контроля времени. Такое решение было продиктовано гибелью зрителей под колесами раллийных автомобилей. А потому российский экипаж в составе пилота Владимира Чагина, штурмана Семена Якубова и механика Сергея Савостина, ехавший на КамАЗ-4911, стал победителем ралли «Лиссабон-Дакар-2006» в классе грузовых автомобилей. Это пятая подряд победа команды «КАМАЗ-мастер» в супермарафоне, и седьмая – за всю историю гонки. Такого рекорда не добивалась ни одна команда! Второе место, впервые в своей спортивной жизни, завоевал экипаж грузовика MAN, ведомого голландским пилотом Гансом Стейси. Его отставание от лидера составило 2 часа 21 минуту 9 секунд. Третье место также досталось гонщикам «КАМАЗ-мастера» – экипажу в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева и механика Андрея Мокеева. Они уступили товарищу по команде 3 часа 5 минут 52 секунды.
Итак, очередной «Дакар» позади. И опять на подиуме россияне. Заметьте, их там все больше! Бог даст, вообще весь подиум займем! Этого и пожелаем команде на будущий год.