ГРУЗОВИКИ Packard
Все началось в 1899 г., когда Джеймс Уорд Паккард (James Ward Packard) купил автомобиль Winton, после чего у него возникло непреодолимое желание улучшить авто, но сам Винтон отказался делать это. Тогда м-р Паккард пригласил двух бывших помощников Винтона – Вильяма Хатчера (William A. Hatcher) и Георгия Висса (George Weiss) для реализации нового автопроекта. В 1900 г. Паккардом была выпущена новейшая машина, имевшая автоматическое зажигание и коробку с Н-образным пазом, что впоследствии стало промышленным стандартом. Так начинается история знаменитой компании Packard, которая продолжалась до 1958 г., пока фирму не поглотил другой известный американский автопроизводитель – Studebaker.
Но вернемся в 1905 г., именно тогда, то есть ровно 100 лет назад, был изготовлен первый грузовик Packard. Он представлял собой 1,5-тонный грузовичок с горизонтально оппозитным двухцилиндровым мотором мощностью 15 л.с., по внешнему виду немногим отличавшийся от легковых машин этой марки. Три года спустя в программе предприятия появился 3-тонный грузовик серии TD, который был снабжен четырехцилиндровым двигателем мощностью 24 л.с., трехступенчатой коробкой передач с подвижными шестернями и сдвоенной приводной цепью. По прайс-листу компании 1910 г. цена подобного автомобиля составляла $2800.
Известность к грузовикам Packard пришла, когда в 1911 г. один из них с тремя тоннами груза пересек континент, то есть совершил автопробег от Нью-Йорка до Сан-Франциско за 46 дней. Это было проделано впервые в автомобильной истории США. Годом позже аналогичный грузовик фирмы ALCO пытался совершить нечто подобное, но у него на это ушло почти целое лето. Хотя заказы на шасси для перевозки пассажиров (прообраз автобуса), пожарных машин и полицейских фургонов активно поступали на завод еще до 1911 г., но только в 1912 г. компанией был выпущен 5-тонный грузовик. В это время линейка выпускаемых коммерческих автомобилей состояла из следующих моделей «2В», «3А», «3Е», «3Д», «5Е». С 1914 г. все легкие грузовики комплектовались червячным приводом, но тяжелые машины все еще имели цепную передачу, вплоть до 1920 г. В ходе Первой мировой войны армия США приобрела 4856 грузовиков Packard, и в тот же период более 5000 штук было продано военным ведомствам России, Франции и Великобритании. К месту добавить, что российская армия, имевшая перед войной всего 475 грузовиков, к осени 1917 г. получила 21 000 импортных автомобилей. Среди пяти наиболее приобретаемых марок были итальянские FIAT, американские White и Packard, а также французские Renault и Вerliet.
Машины Packard считались простыми и достаточно прочными грузовиками, а потому имели хорошую репутацию в российской армии и продолжили служить большевикам после октябрьского переворота. В двадцатые годы Советский Союз делал закупки импортных грузовиков, в том числе и этой марки, так как своих в это время не выпускал.
В 1919 г. после образования независимого государства Польша его военный департамент закупил 141 трехтонный и несколько сотен 1,5-тонных грузовиков во Франции. Это были в основном машины Packard, ранее купленные французами. Во время русско-польской войны 1920 г. машины этой марки неплохо проявили себя на плохих дорогах Восточной Польши. После войны грузовые автомобили Packard еще долго служили в автомобильных подразделениях польской армии, размещенных в Варшаве, Кракове, Познани, Гродно, Львове. И даже летом 1936 г. в польских ВС значилось 79 этих американских машин.
С окончанием первой мировой войны у фирмы Packard начался новый этап технического развития. В 1917 г. в США насчитывался в общей сложности миллион грузовиков. Но их маршруты были только внутригородскими, так как на их колесах устанавливали целнорезиновые шины (грузошины), к тому же нормальных автодорог между городами просто не было. Грузошины имели ряд недостатков: они не позволяли тяжелым машинам двигаться с нормальными скоростями, расход топлива был завышен, и грузы во время транспортировки подвергались чувствительной ударной обработке. Хотя пневмошины появились уже давно и прекрасно использовались на легковых автомобилях, на грузовиках они не находили применения. За дело взялась известная и ныне фирма Good Year.
В 1917 г. менеджер Good Year Пол Литчфильд (Paul Litchfield) предложил создать собственную транспортную компанию Wingfoot Express, парк которой будет состоять из грузовиков, оснащенных пневмошинами. Для этого были приобретены грузовики Packard серии «Е» и обуты в пневмоколеса Good Year. По замыслу организаторов, машины должны были отправиться от фабрики Good Year в Акроне (Огайо), сделать остановку в Килингли (Коннектикут), где выпускалась ткань для колес, и прибыть в Бостон (Масса учусетс).
9 апреля 1917 года пятитонный Packard на пневмоколесах, загруженный емкостями с водой и топливом, воздушным компрессором и запасными шинами, отправился в сопровождении двух легковых Packard, в которых находились журналист, фотограф, три инженера и испытатель фирмы Good Year. Уникальность мероприятия заключалась в том, что это была первая поездка грузовика на пневмоколесах, к тому же впервые в коммерческом автомобиле была реализована идея спального места для напарника водителя.
Пробег был задуман как «безостановочный», но через три часа езды и 25 миль пройденного пути грузовик оказался в грязи по ступицы. Дороги между городами в то время не имели твердого покрытия и представляли собой «направления», начерченные повозками и протоптанные лошадями. После многочасовой борьбы грузовик освободили, но на следующий день он снова застрял. По воспоминаниям водителя-участника, их в каждом городе встречала толпа, после ощупывания колес люди неизменно спрашивали: твердая это резина или накачивающаяся. Позже, в штате Пенсильвания, мотор грузовика взорвался, пришлось ждать три дня новый двигатель и два дня его устанавливать. Путешественники достигли конечной точки, проехав 2500 км и потратив на это 23 дня, что было на 17 дней больше, чем планировалось. Обратный путь к всеобщему удивлению занял всего 8 дней.
Изучив уроки изнурительной первой поездки, Good Year разработала новую, более подходящую для грузовиков резину, после чего вторая поездка прошла с гораздо большим успехом. А с третьей Wingfoot Express прошел 2500 км за планируемые семь дней. Компания Good Year в этих автопробегах продемонстрировала и доказала преимущества пневмошин, установленных на грузовиках, хотя в транспортных компаниях к этой идее все еще относились скептически. Им казалось, что резина наполненная воздухом, дорога и непрактична. Борьба за умы продолжилась. В 1918 г. семь новых грузовых машин Wingfoot Express провезли 75 бойскаутов по восточному побережью США, проехав 3000 миль без единой поломки. В тот же год Packard с подачи шинников впервые разработал и выпустил седельный тягач и полуприцеп. Далее грузовик Packard совершил автопробег на пневмошинах из Детройта в Мексику и обратно, пройдя более 7000 км. После было участие на трансконтинентальном маршруте Бостон – Сан-Франциско. Путь длиной в 7763 мили (12 500км) был преодолен за 14 дней, что стало очередным рекордом с участием грузовиков Packard.
Успехи Packard и преимущества пневморезины Good Year повлияли на рынок. К тому же применение новых накачиваемых колес на грузовиках позволило фирмам создавать коммерческий транспорт, который внешне уже перестал напоминать гужевой. В 1919 г. компания Good Year впервые выдвинула идею трехосного грузового автомобиля с шестью колесами. В 1926 г. Wingfoot Express прекратил свое существование, поскольку в этот год число пневмоколес, выпущенных для грузовиков, превысило количество грузошин.
В 1920 г. Packard предлагал потребителям пять моделей грузовиков грузоподъемностью от 1,5 до 6,5 т. 2-тонная модель была в то время весьма передовой и имела 4-ступенчатую коробку передач и пневмошины.
Некоторые шасси с удлиненной базой компания поставляла для кузовных фирм под строительство автобусов. В 1922 г. первый троллейбус для города Торонто был построен на шасси Packard.
В 1923 г. производство грузовиков Packard полностью прекращается, с этого момента усилия фирмы концентрируются только на производстве престижных дорогих легковых автомобилей.
Сегодня в США существует клуб любителей грузовиков PACKARD, в который входят владельцы раритетов и просто любители этой интересной марки, лицезреть которую в смутные времена могли и наши предки.