Scania проехалась по Арденнам
Первый раз мы встретились в Марокко на тестах грузовиков Scania несколько лет назад. У меня тогда не оказалось прав, и я всем безбожно врал, что забыл. А вы хотели, чтобы я честно рассказывал, за что и как у меня их отобрали гаишники? Так вот, чтобы не получить солнечный удар на пекле, я решил тоже кататься на грузовиках с кондиционером по дорогам общего пользования. Наш начальник, переговорив с главным инструктором, сказала, что я должен прокатиться с ним, и если понравлюсь (как драйвер, естественно), то меня допустят и без прав. Главным оказался как раз этот швед. После «покатушек» он заявил, что если бы я работал у него водителем, то вылетел бы в пять минут. На немой вопрос получил и ответ типа того, что на мою «солярку» еще две фуры зарабатывали бы. Но так как «солярка» здесь халявная, то я допущен без ограничения. Он просто не знал, что быстрая езда и педаль газа в пол – русская национальная традиция. А халявной «солярки» и у нас достаточно.
Еще он попросил, чтобы я не старался сдуть баранов, идущих по обочине, в кювет ударной волной от фуры на полном ходу. Ему и в голову не могло прийти, что это тоже национальные игры. Развлекаловка такая была – проехать мимо гаишника, стоящего на обочине дороги, на ограничителе. Дело в том, что большинство водителей, завидя стража порядка на обочине, сбрасывают скорость. Я прибавлял. Интересно было наблюдать за реакцией сотрудника милиции – машина приближалась быстрее, чем у него работали мозги. К тому времени, когда он принимал решение, фура пролетала мимо. Один раз ударной волной от моей машины с гаишника сдуло фуражку, а напарник, идущий на фуре следом, проехался по ней всеми двенадцатью колесами. Все это я не рассказывал шведскому инструктору, чтобы не расстраивать.
В Арденнах мы встретились вновь. Он сразу потребовал права, изучил их и наигранно перекрестился. Я понял это как «кучер может трогать» и вырулил со стоянки. Европейские дороги слишком скучны: широкие, ровные, отмытые и размеченные – только спи. Скорость 85 км/ч для дошкольников. Инструктор спрашивал меня о машине, я тужился вспомнить английские слова и думал, к чему бы придраться. А так как Scania – не КамАЗ, да и ехать надо, а не думать о недостатках, потому что на стоянке ждет еще с десяток машин, кроме хвалебных слов швед ничего не услышал и в итоге расслабился.
А вот и затяжной спуск, фура на 85, довольный инструктор на правом сиденьи. Во мне загорелся детский азарт, я сразу вспомнил несколько английских слов и начал что-то объяснять соседу. Сам кошу на стрелку спидометра: 100, 110, 120 км/ч – 40-тонный автопоезд набирал ход. Бросив взгляд на дорогу, инструктор что-то почуял. «Сегодня с утра где-то здесь фура сложилась, так что осторожней,» – сказал он, а сам полез смотреть на мою скорость. Когда он увидел, сколько на спидометре, лицо его стало таким, что я решил выпрыгивать из машины на ходу. Но, поняв, что две сложенные фуры для бельгийского утра много, моторным тормозом начинаю сбрасывать скорость. На 90 км/ч швед откинулся на спинку своего кресла. Да, не катался ты со мной по России на грузовике без ограничителя, когда пустой шуруешь 140, а легковые автомобили только успевают выпрыгивать на обочину.
Забегая вперед, скажу, что расстались мы хорошо. А сошлись на общей для большинства водителей проблеме – болей в пояснице. И он, и я страдаем одним и тем же. Он мне посоветовал какую-то мазь, я ему – большую и теплую женщину.
А поводом для встречи в Арденнах было желание Scania похвастаться новыми двигателями и коробками передач. Шведский производитель остается одним из самых продуктивных поставщиков модельного ряда силовых агрегатов. Учитывая разные экологические нормы и, соответственно, пути их достижения – рециркуляция выхлопных газов (EGR) или впрыск мочевины (SCR), количество вариантов моторов доходит до 21 (по данным производителя). Их рабочий объем составляет 9, 11, 12 и 16 л, они развивают мощность от 230 до 620 л.с. и крутящий момент от 1050 до 3000 Нм, соответствуют экологическим нормативами Euro-3, -4, -5. Причем 420-сильных двигателей Euro-4 с турбокомпаундом выпущено на момент общения с журналистами 3000 штук. Основа всего этого разнообразия – модульный принцип производства. Диаметр цилиндра всех двигателей Scania 127 мм, разница лишь в количестве цилиндров и ходе поршня: у «нечетных» 9- и 11-литровых моторов он составляет 140 мм, у «четных», 12-, 16-литровых – 154 мм. Конечно, не все так просто: отличаться могут и распределительный механизм, и подача топлива, и электронные «мозги», и т. п.
В таком многообразии модельного ряда без ста грамм тяжело разобраться, но если вспомнить, что со следующего года в Европе будут выпускаться только машины, соответствующие нормам не ниже Euro-4, то половина двигателей из этой линейки выпадает. Двигатели Euro-5 запустят в производство с этого года. И хотя «де-юре» это делать необязательно, но «де-факто» ряд стран, прежде всего Германия, вводят льготы для грузовиков, соответствующих стандарту Euro-5. А вот о путях достижения экологических стандартов разными производителями читайте в этом же номере журнала.
Гордость шведов – V-образная «восьмерка» с вариантами мощности 500, 560, 580, 620 л.с. На сегодняшний день она – самый мощный двигатель для серийных грузовиков. Но это больше PR, так как в основе создания таких агрегатов лежит экономическая целесообразность. 1000 «лошадей» можно получить и с гораздо меньшего объема, только одноразовым будет этот мотор – на 15 минут какой-нибудь гонки хватит, а дальше «суши весла». Да и не очень это элегантно, с моей точки зрения, перепрыгивать с рядных «шестерок» на V-образные «восьмерки» для достижения других мощностей. Есть производители, снимающие такую же мощность и с рядных 16-литровых двигателей. Хотя это уже спорный вопрос, и я не компетентен утверждать, какое решение может оказаться тупиковым для дальнейшего развития. Из всей линейки «сканиевских» двигателей наиболее востребованными для магистральных тягачей будут 12-литровые моторы мощностью 380 и 420 л.с. с системой рециркуляции выхлопных газов. А «восьмерки» отправят на лесоповал вывозить древесину, да «понтовые» ребята прикупят «под себя» или на фирму в качестве флагмана.
Стоит отметить и 5-цилиндровый 9-литровый двигатель. Мало кто решался на 5 цилиндров из-за вибронагруженности и неуравновешенности такой конструкции. Но применив современные инженерные решения в виде компенсирующих балансиров, конструкторы создали прекрасный двигатель: тяговитый, с классным звуком, уравновешенный и мягкий – хорошее решение для городских развозных грузовиков. Причем инструктором на такой машине посадили классную молодую шведку – весь тест я пялился не на дорогу, а на нее.
Другим поводом полюбоваться арденским пейзажем стало новое семейство коробок передач. Правда, они присутствовали в виде стендовых образцов и на машинах не стояли, но тем не менее. Для 9-литрового мотора шведы купили на стороне новую 6-ступенчатую ZF. Новая она только для Scania, поскольку уже 10 лет используется на городских автобусах, поэтому конструкция надежна и отлажена. Коробка выполнена по трехходовой схеме переключения передач без делителя и демультипликатора, что упрощает конструкцию. Алюминиевый корпус экономит 87 кг по сравнению со старой 8-ступенчатой коробкой, применяемой на развозных грузовиках. Начало поставки клиентам – май 2006 г.
После 15 лет использования и модернизации шведы решили заменить коробки передач и на других, более тяжелых машинах. Новые 12-ступенчатые коробки имеют тоннельную конструкцию корпуса, которая прочнее и жестче используемой сегодня корытообразной, а применение новых материалов позволило облегчить агрегат в зависимости от модели на 69 кг максимум. Корпус отлит из алюминия, причем колокол сцепления составляет с ним одно целое. Один из вариантов коробки рассчитан на 3000 Нм и передает крутящий момент от самого большого двигателя мощностью 620 л.с. Объем техобслуживания новых КП сокращен на 15%, а периодичность замены масла увеличена с 240 до 360 тыс. км.
Ретардер теперь интегрирован в саму коробку (раньше он крепился на раме тягача), а его тормозной момент повышен с 500 до 3500 Нм (в семь раз, если верить данным). На 40% увеличен тормозной момент при низких оборотах двигателя (2100 Нм при 500 об/мин), что здорово сказывается на эффективности торможения, так как не все водители переключают передачи «вниз» для увеличения оборотов двигателя, при котором тормозные возможности ретардера максимальны.
Кроме того, Scania увеличила толщину фрикционной накладки диска сцепления с 3 до 5 мм. В сочетании с системами защиты сцепления такое увеличение может обеспечить срок службы диска сцепления, сопоставимый со сроком службы самого автомобиля. Но, как оговариваются производители, только при щадящем режиме магистральных перевозок.
В настоящее время 30% грузовых автомобилей Scania, продаваемых в Европе, оснащено системой Opticruise. Еще раз хочется напомнить, что эта автоматическая система переключения передач, в отличие от других, подразумевает наличие педали сцепления, которую необходимо задействовать при трогании с места или остановке. Большинству это не нравится, но мне, не принимающего автоматические коробки в принципе, это подходит больше, чем полный «автомат». Бывалые поймут, что для ювелирного маневра приходится работать педалью сцепления больше, чем педалью газа. Scania заявляет, что оптимизировала программное обеспечение электронных «мозгов», управляющих переключением передач. Похоже, что так, потому что переключение происходит не так «задумчиво», как раньше. А может, я «тормозить» стал…
Надо отдать должное организаторам – трасса для теста была продумана грамотно. Широкие европейские автомагистрали с затяжными подъемами и спусками чередовались с узкими провинциальными дорогами и деревнями, из которых, судя по всему, местное МЧС на время теста вывезло население. Катаясь по одному и тому же маршруту на разных машинах, заметил, что в одном месте одна и та же белка постоянно перебегает дорогу перед колесами грузовика. То ли забава у них такая, перебегать дорогу перед транспортом, то ли контузия сказывается с тех времен, когда немцы здесь союзников дрючили. На четвертый раз она из леса не выбежала. «Или кто-то на бампер насадил, или обедать ушла», – вздохнул я с облегчением и сам отправился на обед.