DAF XF105 - новый флагман
Перспективные экологические стандарты стали одной из главных, но далеко не единственной отправной точкой на старте проектирования новой топ-модели DAF. Кроме соответствия требованиям Euro-4 и -5 новый магистральный автомобиль надлежало сделать надежнее и долговечнее предшественника, обеспечить снижение эксплуатационных затрат при одновременном увеличении транспортной мощности и производительности машины. Разумеется, все это должно сочетаться с большим комфортом и лучшими условиями труда для экипажа и большей безопасностью машины в целом. То, каким образом голландские инженеры решили все эти задачи, и продемонстрировал автомобиль, представленный европейским транспортникам прошедшей осенью на RAI-2005 в Амстердаме.
Новый флагман DAF получил полностью перекомпонованное шасси и новый двигатель. Очевидно, и внешность машины не могла оставаться прежней, а потому автомобиль получил созданную в собственном дизайн-центре компании кабину Super Space Cab-Dach со сверхвысокой крышей. Дизайнеры постарались придать автомобилю более мощный и доброжелательный вид, при этом в нем безошибочно узнаются «фамильные черты» DAF.
Интерьер
Внутреннее устройство новой кабины – серьезная заявка на лидерство в области эргономики и организации внутреннего пространства. Управление круиз-контролем, горным тормозом, телефоном, как и некоторыми другими устройствами, вынесено на регулируемое рулевое колесо. Управление коробкой передач AS-TRONIC сконцентрировано на подрулевом переключателе, что делает работу с ней удобной. Рычаг стояночного тормоза располагается теперь на панели приборов. Благодаря этому пользоваться им стало удобнее, но, кроме того, такое решение позволило получить в кабине больше внутреннего пространства. В приборной панели, огибающей водителя, имеются три установочных ниши, соответствующие стандарту DIN, куда можно смонтировать аудиосистему, а также экраны навигационной или телематической системы. Регулировки всех четырех главных зеркал выполняют электроприводы, а двери снабжены электростеклоподъемниками с функцией «быстрого открытия» водительского окна.
Высота моторного тоннеля уменьшена до 15 см, а его поверхность выполнена плоской. Благодаря этому внутренняя высота в кабинах составляет 1,75 м в Space Cab и 2,10 м в Super Space Cab-Dach. На автомобилях с коробкой передач AS-TRONIC проход полностью свободен, а при наличии механической коробки рычаг переключения передач для облегчения перемещений людей складывается. Низкий тоннель позволил увеличить объем багажных отсеков (их может быть один или два) под нижней спальной полкой. Она, кстати, имеет длину 210, ширину 81 см и снабжена матрасом толщиной 15 см. Размеры верхней полки несколько скромнее: 205 x 70 x 10 см. На нее ведет красиво стилизованная алюминиевая лестница.
Шасси
Едва ли не единственное, что роднит его с шасси предшественников – расположенный спереди рядный шестицилиндровый двигатель и задние ведущие колеса. Разумеется, все обилие приборов и устройств, монтируемых на раме, никуда не исчезло, однако располагаются они теперь совершенно иначе. Ресиверы пневмосистемы, как и многое другое, на DAF XF105 перекочевало внутрь рамы. Благодаря этому, а также продуманному размещению нейтрализатора NOx, совмещенного с глушителем выпуска, и 50- или 75-литрового бака для жидкости AdBlue удалось высвободить пространство, необходимое для 1500-литрового топливного бака. Такой объем является максимально допустимым по европейскому законодательству. На XF105 установлены, точно так же, как и на XF95, дисковые тормоза с электронным управлением, системами ABS, ASR, VSC и Brake Asist. Они обеспечивают дополнительную безопасность и комфорт водителям.
Двигатель
Новый двигатель, предназначенный для DAF XF105, PACCAR MX-Motor, пожалуй, самая заметная и внушительная новинка на автомобиле. В соответствии с традициями голландской фирмы двигатель представляет собой рядную «шестерку». Рабочий объем увеличен почти до 13 л; блок цилиндров изготавливается из специального чугуна («чугун с компактным графитом»). За счет этого он стал легче и также компактен, как блок предшественника, имевшего несколько меньший рабочий объем. Топливо впрыскивается под высоким давлением. Привод газораспределительного механизма шестеренный, он перенесен в заднюю часть двигателя. Соответственно и навесные механизмы с шестеренным приводом перекочевали назад. Естественно, каждый цилиндр обслуживают четыре клапана. Столь же естественно присутствие турбонаддува с регулируемым перепуском и интеркулера.
Более внимательный взгляд сразу находит немало более интересных подробностей. Так, обращает на себя внимание созданная совместно с Delphi система впрыска топлива SMART, полностью интегрированная в блок цилиндров. Она, действуя на форсунки с электронным управлением, изменяет закон впрыска в соответствии с ситуацией. При этом меняются не только предварительная и основная дозы, но и давление впрыска.
Среди примечательных особенностей отметим полностью экранированные жгуты проводки и разъемы, привод передних навесных агрегатов поликлиновым ремнем, клапанную крышку из композиционного материала со встроенной вентиляцией картера, стальные поршни, топливный насос, объединенный с насосом гидроусилителя руля, алюминиевый картер маховика. Новый интегрированный декомпрессионный тормоз удваивает тормозную мощность двигателя, особенно между 1600 и 2100 об/мин.
Все перечисленные подробности, несомненно интересны, но они становятся намного рельефнее на фоне только одной строчки в технической характеристике мотора. Его ходимость, объявленная фирмой-изготовителем, составляет ни много ни мало 1 600 000 км! Впрочем, это относится и ко всему автомобилю.
Первоначально двигатель будет выпускаться в трех вариантах мощности: 300 кВт (410 л.с.), 340 кВт (460 л.с.) и 375 кВт (510 л.с.), с крутящими моментами 2000, 2300 и 2500 Нм соответственно, развиваемыми в диапазоне 1000–1500 об/мин. В дальнейшем появится версия 410 кВт (560 л.с.).
Новый и старый лидеры
Цена нового дорожного флагмана DAF заметно больше, чем у прежней топ-модели. Главным образом в этом повинны жесткие экологические стандарты Euro-4 и -5. Но действуют они только в Евросоюзе. В прочих местах XF95, отвечающий уходящим нормам Euro-3, еще какое-то время сохранит свою привлекательность в глазах покупателей – и некоторых европейских, и за пределами континента. Исходя из этого, голландцы намерены продолжать производство XF95 до тех пор, пока на него будет сохраняться спрос.