УШЕЛ НА БАЗУ. Российская ГИБДД "запихивает" автомобилистов в компьютер
Сказать, что автоинспектора состряпали нечто принципиально новое, язык не поворачивается, ибо ФИС – это, по сути, обновленная база по розыску машин, созданная еще в середине девяностых. Кстати, любопытный факт – работа над созданием угонной базы данных началась аж в 1992 г., когда компьютеры в России только-только появлялись. Родилась на свет база данных лишь пять лет спустя – в 1996 г., и мощно заявила о себе. Если в 1992 г. было зарегистрировано свыше 187 000 угонов, то в 1997 г. цифра упала до 72 000. При этом заметно подросли показатели раскрываемости – автовладельцам в шесть раз чаще стали возвращать машины.
Правда, автоворы довольно быстро просекли милицейскую фишку и научились обманывать не только стражей правопорядка, но и компьютерную технику. К 2001 г. супостаты наблатыкались легализовать ворованные машины, оставаясь незамеченными для гаишных баз. В первую очередь связано это с тем, что бандиты отточили мастерство по части перебивки номеров на двигателях до совершенства, и даже опытные милицейские эксперты не могли узреть вмешательство в цифровые наборы. И здесь бы пришлась весьма кстати база данных автопроизводителей, дабы гаишники могли узнать, сходила ли с конвейера машина с такими номерами узлов и агрегатов, однако автогиганты пошли в отказ и не стали предоставлять служивым свои базы. Отчасти их можно понять, ведь чем больше машин будут угонять, тем чаще обворованные граждане будут покупать новый транспорт.
Впрочем, в ходе долгих переговоров Министерству внутренних дел удалось завоевать право шастать по базам данных заводов-изготовителей. Это завоевание нашло отражение в ФИС. Теперь информационная система ГИБДД содержит десяток различных баз, в том числе, базы угнанных и причастных к криминалу автомобилей; лиц, находящихся в федеральном и международном розысках; базу по административным правонарушениям; базу по спецпродукции (ПТС, СТС, регистрационные знаки и прочее)... Но главное отличие новой системы от предыдущей в том, что она объединяет в себе сразу все милицейские базы, то есть достаточно ввести фамилию водителя, как через несколько секунд у инспектора на экране появится абсолютно вся биография гражданина (начиная от совершенных им нарушений ПДД и заканчивая маркой купленного авто). Раньше, чтобы иметь полноценную картину о человеке, нужно было «пробивать» его по каждой базе отдельно.
До недавнего времени доступ к ФИС был весьма ограничен даже для самих инспекторов Госавтоинспекции: получить запрашиваемые данные можно только при наличии стационарного компьютера или ноутбука, при этом оперативность данных оставляла желать лучшего. Были и другие проблемы – локальность содержимого этих информационных порталов, то есть гаишники Москвы владеют информацией только по Москве, а что какой-нибудь водитель натворил, скажем, в Чебоксарах или Ставрополе, знали исключительно чебоксарские и соответственно, ставропольские инспектора. Новая же ФИС ГИБДД лишена всех упомянутых недостатков. Доступ к базе может осуществляться не только через персональный компьютер, но и даже через мобильный телефон в режиме реального времени (база ежеминутно обновляется), а что касается географии запрашиваемой информации, то это вся Россия. Хотя кое-какие трудности для милицейских программистов остаются непреодолимой силой. В частности, гаишные базы данных в разных регионах сильно отличаются на программном уровне друг от друга, а посему привести их к единому знаменателю – это долгий и кропотливый труд.
На сегодняшний день ФИС содержит порядка 80 миллионов записей по всем зарегистрированным и некогда снятым с учета автомобилям. А уже в ближайшие месяцы пополнятся информационные «блоки» по ПТС, водительским удостоверениям (как выданным, так и изъятым), по лицам, совершившим ДТП. Главное, как шутят сами служивые, чтобы база работала стабильно и не давала сбоев, как это раньше было на стадии «обкатки». Перспективы у ФИС ГИБДД огромные и информационный портал гаишников может стать мощным заслоном на пути преступности. Но в этом вопросе очень много зависит от финансирования. На данный момент к Федеральной информационной системе ГИБДД приобщено 68 регионов из 89 (есть куда расти). Вдобавок ко всему внедрение ФИС приведет к сокращению очередей в регистрационных подразделениях ГИБДД, поскольку всю необходимую информацию о конкретном автомобиле можно получить нажатием одной клавиши, а раньше для этого требовалось созваниваться с другими регионами.
Но есть у ФИС и побочный для водителей эффект. Госавтоинспекция совместно с Российским союзом автостраховщиков создают совместную базу по полисам ОСАГО. По оценкам страховых экспертов, сегодня около 10–15% водителей ездят по «липовым» бумагам, и выявить фальшивку без компьютерной базы невозможно.
Но давайте копнем глубже – чем же так выгодно страховщикам и гаишникам совместное компьютерное творчество. Коммерсантам выгодна эта база тем, что ни один аварийщик при перебежке от одной компании к другой не сможет утаить свое прошлое. А это значит, что повышающий коэффициент заплатить придется при любых раскладах (дополнительно к стоимости полиса приплюсуется еще 2000–4000 руб. – неплохой довесок в карман страховщиков).
Гаишникам же единая информационная система по ОСАГО полезна иными аспектами, хотя и деньги в этом вопросе играют далеко не последнюю роль. Ожидается, что все данные о нарушениях Правил дорожного движения будут заноситься в базу, и в дальнейшем этот компромат на шоферов станет использоваться против них. То есть если у водителя распечатанный список нарушений напоминает рулон туалетной бумаги, то выложить за полис придется на тысячу-полторы больше обычного. Если же шофер в течение года умудрится избежать встречи с инспектором ДПС, то страховщики, напротив предоставят скидку.
А шкурный интерес ГИБДД заключается в том, что сие ведомство совершенно легально получает от Российского союза автостраховщиков 1% от всех заключенных договоров по обязательной автогражданке. За 2004 г. страховые компании выудили из водителей 4 млрд. «баксов», а это значит, что Госавтоинспекции перепало 40 млн. у.е.
Разумеется, труженики свистка и полосатой палки сильно заинтересованы в повышении сумм страховых взносов, ведь обеспечивать постоянную финансовую подпитку своей службы для гаишных генералов – ой, как важно.
Но есть в этой теме не только финансовый аспект. После внедрения автоматизированной информационной системы ОСАГО водители попадут в денежный капкан, ведь тогда получится, что нарушитель будет нести наказание за один проступок, как минимум, дважды: сначала, когда его оштрафует инспектор, а затем он переплатит за страховку. А по действующему российскому законодательству за одно преступление можно понести лишь одно наказание.