Люблю голландские мотивы…
Люблю страну Голландия! За то, что, живя ниже уровня моря и отвоевывая у стихии сушу по гектару, они фанаты воды и новые дома стараются поставить посередине искусственного озера – экодизайн такой. А как я люблю славный город Амстердам! Конечно же, за автомобильную выставку, где раз в два года производители коммерческих автомобилей пытаются убедить посетителей, что их продукция лучшая. Поэтому в октябре серьезные джентльмены и дамы от автопроизводителей съехались в Страну тюльпанов – себя, то есть машины, показать и на других посмотреть.
По этой же причине в Амстердам съехались и не очень серьезные люди – журналисты. А так как среди них хватает раз…гильдяев и конкретных пацанов, то на выставке они отрабатывали (продажные же) свой имидж, но душа и тело принадлежали совсем не автомобилям, а славным кварталам старинного города. И неправильно поется в известной песенке, что «первым делом самолеты», то бишь железки, а «девушки потом». Хотя надо отдать должное сценаристу фильма, где эта песня звучала, – исправился он в конце.
Так вот, люблю Амстердам за то, что вечером на улицах здесь так пахнет марихуаной, что и «косяк» не надо забивать – голова сама закружится. Кружится она не только от аромата, но и от большого количества красивых женщин. Высокие и длинноногие голландки в высоких сапогах на высоких каблуках дефилируют так, что виагра отдыхает. Начинаешь понимать, почему высокие русские гренадеры в бытность свою пользовались бешеным успехом у таких женщин – обычные мужики в пупок дышат. После таких ароматов и красоты ноги сами несут тебя туда, даже если дороги не знаешь, где горят красные фонари, а девчонки не только без каблуков, но и без верхнего белья в витринах зазывают.
Сдается мне, что чистокровных голландок среди них нет: белые женщины все больше из стран СНГ, а черные и желтые, понятно откуда. Наглость тоже оттуда же – цены за два года взвинтили на 25%. Когда я узнал, что час любви, вернее проката тела, уже стоит 200 евро, то наши «ленинградские» показались просто бесплатными. Как человек рыночных отношений, пытался торговаться, но барышни снизошли до 50 евро за «фак», а на него дали только 15 мин. Я пытался рассказать им о загадочной и философской русской душе, что для нас лучше быть голодными, чем питаться объедками, что журналисты таких денег сроду не видели, что конкретных и красивых пацанов бесплатно надо обслуживать, но… Раньше считал, что журналисты более продажные, чем дамы легкого поведения, но после посещения квартала «красных фонарей» в меня закрались смутные сомнения. А чтобы эти девчонки не посчитали за скрягу, я с физиономией коммуниста на расстреле, прежде чем показать им свою спину, с гордостью заявил, что «руссо туристо – облико морале» и в гробу видел их продажную любовь, особенно по таким ценам. Это было поздним вечером, а утром автосалон, где красивых машин вперемешку с красивыми женщинами тоже хватало.
Амстердамский автосалон уступает по размерам и масштабам ганноверскому IAA, но и здесь производители стараются представить новые модели и разработки. Начнем в алфавитном порядке.
DAF, как всегда, желтый
Голландцы постарались использовать фактор родных стен в полном объеме, и национальный автостроитель выставил на обозрение новый тягач DAF XF105 и новый 9,2-литровый двигатель Paccar PR. Как это уже принято в последнее время среди производителей, новое – это рестайлинг кабины, новый интерьер, обновленное шасси и двигатель, «заточенный» под Euro-4 или -5. О машине читайте в этом же номере журнала.
Коротко о 9-литровом двигателе. Производство его начнется с 2006 г. Традиционно – шесть цилиндров в ряд, верхнее расположение распредвала. Новые технологии, включая систему впрыска SMART, электрику, программное обеспечение, архитектуру и материалы, позволили еще больше, по заверениям производителя, улучшить надежность, снизить вес и соответствовать новым экологическим требованиям. Этот двигатель предназначен для установки на машинах DAF серии CF75, а рабочий мощностной диапазон складывается из ряда 250, 310 и 360 л.с. в зависимости от модификации.
DaimlerChrysler показал «Круизер»
Не тот, на которых в России ездят конкретные пацаны, а тягач Actros Cruiser. Причем такой, на котором не то что работать, а и ездить жалко, даже на криминальные разборки. Краска – суперпуперный металлик, диски – со спицами и полированные чисто конкретно, головной свет и задние фонари на светодиодах.
Мотор – V-образная «восьмерка» мощностью 600 л.с. Так что своему однофамильцу с полным приводом по энерговооруженности на единицу массы тягач проигрывает, но если снять ограничитель, то на трассе шороху дать можно.
Конкретные ребята, как известно, любят понты. Зная эту русскую национальную традицию, создатели тягача очень постарались и над интерьером: бежевый салон, навороченные аудио- и видиосистемы, приборная панель корабельного стиля. Но наповал меня сразил пол кабины, застеленный тиковой доской, – полный улет. Хотя, если поразмышлять, то в ХХ веке деревянный пол в кабинах машин не был редкостью. Может, не из тика и не так отциклеван, но имелся. Интересно, как сложится судьба такой машины: музей при заводе, разборка или какой-нибудь коллекционер раскошелится?
Еще немцы показали малотоннажник Vito с полным приводом. Крутящий момент между передним и задним мостом распределен в соотношении 35:65, а блокировкой межосевого дифференциала руководит не рука драйвера, а привычные всем электронные системы, которые, подтормаживая буксующие колеса, перераспределяют крутящий момент на другие колеса.
MAN нашел середину
После нескольких лет (прошедших с момента создания TGA) мучительных поисков и размышлений MAN «выдал на гора» грузовик среднего класса – TGM. Причем «выдал» в прямом и переносном смысле: на входе в павильон среднетоннажник поставили на контейнер, чтобы издалека видно было. Сдается мне, что споры среди конструкторов этого концерна шли вокруг кабины. И только после запуска в серию легких грузовиков TGL сошлись на том, что эта же кабина будет стоять на шасси среднего грузовика TGA. На том и порешили. Машина полной массой 18 тонн может оснащаться двигателями мощностью от 240 до 326 л.с. и тремя версиями кабины.
Renault повернулся передом
После прошлогодней эффектной для падких на сверкающие вещички журналистов и посетителей презентации концепт-трака Radiance, многие ожидали, что новый французский тягач в чем-то позаимствует его черты. Но французы решили, что виртуальность хорошо, но действительность лучше. Поэтому гвоздем стенда Renault стал новый тягач Premium Long Distance. Намудрили с названием, как будто глядя на тягач, никто не поймет, что на этой машине можно ехать далеко (дословный перевод Long Distance - длинная дистанция). Хотя, в действительности, такое название автомобиль получил, чтобы было легче отличить его от младшего собрата - Premium Distribution, предназначенного для работы на коротких и средних расстояниях.
Три стандартных варианта кабины нового Premium отличаются богатством оснащения, но все они высокие и с кондиционером. Мосты новые и облегченные от ArvinMeritor. Да и сама машина по заверениям конструкторов самая легкая в своем классе - 6300 кг.
Отказались французы от системы впрыска топлива Common Rail в пользу насос-форсунок. Новый 11-литровый двигатель DXi имеет три варианта мощности - 330, 380 и 440 л.с. Коробки передач на выбор, хоть и небольшой - 16-ступенчатая «механика» ZF или 12-ступечатая с автоматическим переключением Optidriver II. Этот же двигатель, после оснащения в 2006 г. системой SCR и дополнительным баком с AdBlue позволит французским автомобилям соответствовать нормам Euro-4/5.
Scania сделала обрезание «бюджетнику»
Шведы решили вернуться на круги своя, вспомнив, что первые «бюджетные грузовики» имели мощность 9-литрового двигателя 310 л.с. Далее это возросло до 340, местами и до 380 л.с., а двигатель стал 11-литровым. Введение стандартов Euro-4 удорожало продукцию, но страны третьего мира, куда поставляются «бюджетные» грузовики, восприняли это без особого энтузиазма. Поэтому конструкторы из Седертелье, чтобы сохранить лицо, то есть цены, на приемлемом уровне, установили на тягаче 5-цилиндровый двигатель мощностью 310 л.с., но Euro-4. Зато коробка 8-ступенчатая с автоматическим переключением Opticruise, хотя логичнее было оставить чистую «механику» – дешевле. Все это назвали тягачом для национальных перевозок, полагая, что водители таких машин будут ночевать исключительно дома. Но мы-то знаем, что критерием места ночевки является не мощность двигателя.
Volvo заказала девочек и музыку
Сдается мне, что среди «пиарщиков» шведской компании есть большие любители спортивных девочек и хорошей музыки. К гадалке не ходи – на каждой европейской выставке на стенде Volvo будут крутиться, извиваться или ползать накачанные девчонки под хорошую и громкую музыку с хорошим видеорядом. На самом деле, это здорово, а то все машины, машины, машины… А чтобы хорошая музыка звучала не только на стенде, «вольвовцы» установили ее и в кабине в виде новой аудиосистемы. Теперь 8 динамиков по 50 Вт создадут в кабине такой музыкальный эффект, что «камазисты» просто обзавидуются. Главное – со звуком не переборщить.
На этой выставке почти все производители торговали не только телом, то есть машинами, но и сердцем. В преддверии новых экологических норм производители двигателей вовсю пиарили свои создания и на стендах. Моторы присутствовали во всех видах: целиком, в анатомическом разрезе, в макетах, в красках. Но цифра «13», означающая объем нового вольвовского двигателя, на стенде не очень бросалась в глаза, хотя самого двигателя было предостаточно. Но о нем мы уже писали в предыдущем номере журнала, поэтому акцентировать внимание не будем.
Амстердамский автосалон сдает свои позиции – есть такое ощущение. Два года назад машин было больше – посмотрим, что будет в 2007 году. Обидно будет, когда исчезнет формальный повод для посещения Амстердама, а все так логично: грузовики, «травка», девочки.
Местные показали себя
Местные производители спецтехники Ginaf и Terberg показали свою уникальную продукцию. Главный конек - шасси и трансмиссия, приспособленные для работы в экстримальных условиях. На грузовиках Ginaf широко используются гидропневматическая подвеска нового поколения, способная изменять по команде уровень пола, его крен или поворачивать неразрезной ведущий мост на угол качания карданного шарнира. Двигатель, коробку и кабину Ginaf позаимствовал у DAF и Iveco, в то время как Terberg эти узлы закупает у Volvo. Подвеска на грузовиках Terberg в основном пневматическая на усиленных пневмобаллонах, ведущие мосты тоже могут быть поворотными, но не за счет карданных крестовин, а за счет поворота ступиц, в которых используется шарнир со сдвоенными крестовинами.