Пакетные тягачи: special for Russia
Scania Griffin
Scania первой сделала мощный маркетинговый ход, выведя на российский рынок три года назад версию Griffin, которая стала не просто еще одной модификацией автомобиля, а превратилась в специальный проект компании по продвижению на российский рынок ее автомобильной техники, и в первую очередь седельных тягачей.
Griffin – машина «четвертой» серии (знаменитая «скамейка»), но в более простой комплектации, благодаря чему она оказалась заметно дешевле. Цена на такой автомобиль с 9-литровым мотором устанавливалась на отметке 64 000 евро. Результат не замедлил сказаться: три года подряд «Скания-Россия» прочно удерживает пальму первенства по продажам новых грузовиков. 31 марта 2005 г. один из ее крупнейших дилеров в России ООО «Скания Сервис» поставил в нашу страну тысячный Griffin. Кстати, слово «Griffin» означает «грифон» – мифическое существо, символизирующее силу, скорость и выносливость, и грозный профиль этой птицы уже более 100 лет украшает эмблему Scania.
Кое-кто из транспортников критиковал Griffin за отсутствие второго спального места, кто-то находил слабым двигатель или отмечал другие недостатки, но факт остается фактом: рынок принял новое предложение хорошо. Причем настолько, что на «пакетные» тягачи образовалась очередь. Для России в Швеции ежемесячно производят 70 автомобилей Griffin. Пока рынок присматривался к новому продукту, этого хватало. Но теперь «пакетники» в дефиците, а компания «Скан Юго-Восток» даже обратилась в головное представительство с тем, чтобы квота по тягачам Griffin была увеличена.
Сейчас «Скания-Россия» предлагает Griffin уже с более мощным 11-литровым дизелем. И даже после некоторого удорожания, вызванного такой заменой, пакетный тягач остается привлекательным для российских транспортников. Кроме того, сегодня в семейство Griffin входят и другие автомобили, разработанные для российского рынка. В их числе – низкорамный седельный тягач с колесной формулой 4х2, седельный тягач 6х4, самосвал 6х4 с кузовом объемом 11 м3 и автобетоносмеситель 6х4 с объемом миксера 6 м3.
Словом, Griffin – это не отдельно взятый автомобиль, а целая система, предусматривающая максимальную привлекательность и разнообразность собственно товара, обеспечение его работы, а также доступность по финансовым условиям. Важнейшей ее частью является возможность лизинга. При этом стартовая цена седельного тягача Scania Griffin P114GA4x2NA составляет всего 6500 евро, и при сроке лизинга в 3,5 года ежемесячный платеж равен 1950 евро. При увеличении первоначального взноса до 13000 евро ежемесячный платеж уменьшается до 1730 евро.
Благодаря перечисленному компания Scania стала первым импортером грузовиков полной массой более 16 т, которому удалось за год ввезти в Россию более тысячи новых машин. В 2004 г. она поставила на российский рынок 1114 автомобилей, из которых большая часть пришлась на Griffin. Доля рынка Scania в импорте новых грузовиков тяжелого класса составила 35%. И пока этим позициям, похоже, ничего не угрожает.
Примеры спецификации Scania Griffin:
Седельный тягач P94GA 4x2NA 300 E-3
Седельный тягач P94GA 4x2NZ 300 E-3 для перевозки опасных грузов
Седельный тягач P114GA 4x2NA 330 E-2
Седельный тягач P114GA 4x2NZ 330 E-2 для перевозки опасных грузов
Низкорамный седельный тягач P94LA 4x2LA 300 E-3
Низкорамный седельный тягач P114LA 4x2LA 330 E-2
Cедельный тягач P114GA 6x4NZ 340 E-3
Cедельный тягач P114GA 6x4NZ 380 E-3
Самосвал P94СВ 6x4НZ 300 E-3 с кузовом 11 м3
Автобетоносмеситель вместимостью 6 м3 на шасси P94СВ 6x4NZ 300 E-3
Volvo FM12 «Регион»
Следующим игроком выступила компания Volvo Trucks, представив транспортникам осенью 2004 г. модель FM12 4х2 «Регион», собираемую в подмосковном Зеленограде. Сначала такие машины продавались по той же цене, что и сделанные в Швеции. Но затем было сформулировано специальное предложение. Автомобиль получил барабанные тормоза, упрощенную комплектацию и особые условия по лизингу. Седельный тягач стали предлагать в лизинг на 42 мес., с первым взносом 14 800 евро (включая НДС) и ежемесячными выплатами по 2000 евро (включая НДС, страховые полисы ОСАГО и КАСКО). Пакетное предложение оказалось настолько интересным, что традиционный лидер российского рынка по суммарным продажам новых и подержанных грузовиков прямо заявил о своем намерении увеличить свою долю на рынке новой техники. Пока же она, по данным агентства Best Statistic, составляет 22%.
Уместно вспомнить, что общий парк грузовиков Volvo в нашей стране превышает 20 тыс. автомобилей. В 2004 г. он вырос почти на 3,4 тыс. штук, из которых 687 были куплены «с нуля». Большой резерв для роста продаж видится и в расширении производства в Зеленограде. В 2004 г. там было собрано 210 машин, в 2005-м планируется уже 400. Кстати, многие из них будут «пакетными» версиями «Регион».
Модель Volvo FM12 4х2 поставляется на условиях Ex-works Зеленоград, Москва и позиционируется как транспортное средство для внутрироссийских перевозок. Разумеется, пакет «Регион» содержит не только выгодные схемы финансирования приобретения, но и программу технической поддержки. Она подразумевает бесплатное обслуживание автомобиля в течение первого года эксплуатации на любой сервисной станции Volvo Trucks в России. Так называемый синий сервисный контракт предполагает годовое обслуживание (более 50 операций), базовое обслуживание (более 100 операций), ТО стояночного отопителя, замену фильтра охлаждающей жидкости, топливного фильтра и топливного фильтра-влагоотделителя, а также замену влагоотделителя для воздухоосушителя и протяжку колесных гаек.
Гарантия на «Регион» составляет 12 месяцев без ограничения пробега плюс дополнительную гарантию на двигатель, коробку передач и задний мост на 12 месяцев или 300 тыс. км пробега.
Renault Premium «Восток»
Третьей участницей «русской спецификации» стала компания Renault Trucks. Через представляющую ее в СНГ компанию «Рено Тракс Восток» она предложила нашим транспортникам специально подготовленную для них версию Premium 320.19 DCI 4x2 TD Vostok. Его цена DDP Москва – от 67000 евро. В эту сумму включена таможенная очистка, НДС, налог с владельцев транспортных средств, налог на имущество и регистрация в ГИБДД. Вообще-то, со стороны Renault Trucks – это довольно смелый шаг: накануне рыночной замены Premium на модель второго поколения, чей официальный дебют состоится нынешней осенью. Но раз он сделан – значит, оправдан.
В прошлом году в России было продано только 99 новых автомобилей Renault (4% рынка), при этом спрос на них постоянно растет. О популярности бренда в нашей стране красноречиво свидетельствует динамика продаж подержанных грузовиков французского производства: в 2004 г. их ввезено 1086 штук. За счет пакетного «Востока» представительство компании рассчитывает серьезно изменить картину в свою пользу.
Магистральный тягач, скрывающийся под этим именем («Восток» употребляется и в русской, и в латинской транскрипции), получил глубокую низкую кабину с обтекателем на крыше и одной кушеткой для отдыха водителя. Доплатив 1400 евро, можно получить кабину с высокой крышей. В любом случае тягач будет стоить дешевле французского аналога в европейской спецификации. Стандартный цвет окраски – белый.
Под кабиной установлен 320-сильный дизель Euro-3 с впрыском Common-Rail. На автомобиле используется задняя пневмоподвеска и ABS, блокировка дифференциала и боковые обтекатели против грязи. «Восток» интересен тем, что оснащен оборудованием для эксплуатации при низких температурах, имеет воздушный отопитель и топливный фильтр с подогревом. Емкость топливного бака 400 л. Лизинговое предложение в принципе является стандартным – на 42 месяца. Первоначальный платеж 10 000 евро, а ежемесячные выплаты – по 1999 евро.
Mercedes-Benz Axor и Actros
У компании DaimlerChrysler в лице ее российского представительства сразу три пакетных грузовика тяжелого класса: один Actros и два Axor. Поскольку одним из главных их достоинств является низкая первоначальная стоимость, рассмотрим самые доступные по цене варианты.
Первый предусматривает специальное коммерческое предложение по модели Actros 1841 LS 4x2. Полная стоимость одного автомобиля с топливным баком объемом 500 л, без холодильника и кондиционера, на условиях франко-завод в г. Верт, Германия, составляет 63 450 евро. С кондиционером такая же машина обойдется на 500 евро дороже, а с 25-литровым холодильником и 650-литровым алюминиевым баком она будет стоить больше на 1,5 тыс. евро. Для сравнения: стандартная цена такого автомобиля составляет 68 000 евро (пакетного – 64950). Но это в немецком Верте, на заводе. А в Москве полностью растаможенный Actros после уплаты НДС «тянет» уже на 88 500 евро. Для большинства отечественных транспортников сумма неподъемная.
Зная об этом, российское представительство DaimlerChrysler подготовило альтернативу насыщенному электроникой Mercedes-Benz Actros. Предложение свелось к использованию более простого и менее дорогого Mercedes-Benz Axor турецкой сборки. Отечественным автомобилистам предлагают модель Axor 1835 LS. Это седельный тягач для региональных и международных перевозок. Его полная стоимость в Москве, включая полную таможенную очистку и НДС, составляет 68 500 евро. При этом предлагается удобная схема лизинга: аванс в размере 13 700 евро, ежемесячный платеж, равный 1690 евро, срок лизинга – 42 месяца. Гарантия на автомобиль составляет 12 мес. без ограничения пробега. Кроме того, на двигатель и агрегаты трансмиссии действует расширенная гарантия – 3 года или 450 тыс. км.
В то же время продажи модели Actros сдерживаются квотами для России. Они постоянно увеличиваются, но потенциал роста до конца не исчерпан. За последние четыре года рост продаж этой модели превысил самые смелые прогнозы: от 19 машин в 2000 г. до 403 в 2004 г. В первом полугодии 2005 г. уже реализовано 244 автомобиля флагманской серии, что на 46% больше, чем за первые шесть месяцев минувшего года.
Продажи Axor идут пока прежними темпами: вместе с моделью Atego за первое полугодие реализовано 25 машин. Впрочем, есть надежда на то, что рынок «распробует» товар и сделает свой выбор. Пока же объемы продаж немецкой техники далеки от объемов продаж конкурентов, и в первую очередь шведов. В целом компании DaimlerChrysler принадлежит 15% импорта в Россию новых грузовиков полной массой более 16 т.
DAF CF85.340 «Перспектива»
У этой фирмы, представленной в России не официальным импортером, а частной компанией, положение пока скромное: 2% рынка импорта новых грузовиков и менее полусотни (по данным 2004 г.) единиц проданной техники. Зато потенциал для роста – огромный.
Для «русификации» продукта компания VH-DAF, представляющая голландский бренд в нашей стране, выбрала CF не случайно. Он дешевле флагмана XF, но отвечает требованиям внутренних и международных перевозок. Кстати, конкуренты тоже не гнались за самыми престижными моделями. А прерогативу выбора XF представители DAF оставили наиболее состоятельным клиентам.
Одним из важных аспектов при выборе седельного тягача традиционно является кабина. И с этим у «Перспективы» все в полном порядке. Современный «спальник» предоставляет водителю отличный обзор, достойный уровень комфорта и эргономики. Кабина оборудована двумя спальными полками, водительским креслом на пневмоподвеске, регулируемой по высоте и углу наклона рулевой колонкой. Здесь есть электрические стеклоподъемники, аудиосистема, эффективная система вентиляции и отопления. Хорошим помощником водителю служит жидко-кристаллический дисплей. На него выводится самая важная информация о состоянии систем автомобиля, расходе топлива, средней скорости движения и т.п. Для удобства дальнобойщиков кабина оборудована автономным отопителем Ebershpacher.
В российской спецификации для CF85.340 выбрали 6-цилиндровый рядный дизель ХЕ 250С с промежуточным охлаждением и турбонаддувом. Он оборудован электронно-управляемым ТНВД и отвечает нормам Euro-3. Взяв такой тягач для своего автохозяйства, предприниматель может использовать его как на внутренних российских линиях, так и для перевозок по странам Евросоюза. При рабочем объеме 12580 см3 мотор обладает мощностью 340 л.с. Но главное его достоинство – в большом ресурсе и минимальном наличии электроники.
На «Перспективе» используется 16-ступенчатая коробка передач ZF. В сложных дорожных условиях на скользком покрытии сохранять контроль над машиной помогает механически блокируемый дифференциал. У автомобиля дисковые тормоза всех колес с системами ABS и EBS. Передняя и задняя оси такие же, как и на старшей серии XF. Передняя ось 152N на листовых рессорах рассчитана на нагрузку в 7,5 т; задняя, SR1347 на четырехбаллонной пневмоподвеске, выдерживает до 13,0 т. У тягача небольшая собственная масса – всего 6540 кг.
На новом тягаче установлено седло Jost-37. При этом крепежные профили на раме тягача имеют отверстия, позволяющие перемещать его в продольном направлении с шагом в 25 мм. В стандартном исполнении высота седла составляет 1150 мм. Допустимая полная масса при этом равна 20500 кг, что соответствует полезной нагрузке на седло до 13,5 т. А ограничивается данная величина не технической грузоподъемностью, а действующим законодательством, регламентирующим осевую нагрузку на дорожное полотно. Кстати, гарантия на российский CF85.340 такая же, как на любой другой европейский DAF, – 2 года без ограничения пробега.
Возникает вопрос: почему цена «Перспективы» стала привлекательнее цены CF? За счет тщательного выбора комплектации. Например, используется 340-сильный двигатель, нет лишнего оборудования (кондиционер, обогрев сепаратора и прочее), установлена кабина с низкой крышей и т.д. Цена растаможенного пакетного CF85.340 составляет 77 539 евро (без НДС), в то время как аналогичный стандартный грузовик стоит более 82 000 евро. На фирме хотели уложиться в 71 000 евро, но не получилось. Можно немного сэкономить и при бюджетной версии. Так, отказ от второй спальной полки позволяет уменьшить стоимость машины на 304 евро.
Пакетный автомобиль – не означает навязанный. При желании можно изменить комплектацию, но это приведет к удорожанию машины. Скажем, 380-сильный мотор обойдется в дополнительные 1800 евро, подогрев топлива – около 600 евро, высокая крыша – еще в 2300–2400 евро. За цвет, отличный от белой эмали, придется заплатить 450 евро, а за краску «металлик» и того дороже – 1000 евро. Но так ли важны эти опции?
К моменту проведения официальной презентации DAF FT CF85.340 «Перспектива» именно в такой комплектации на фирму поступил заказ на первых 5 машин от одной отечественной транспортной компании. А всего до конца текущего года VH-DAF планирует продать 120–150 новых машин, из которых «Перспектива» составит до 50 единиц.
Со склада в Москве «Перспектива» предлагается в лизинг на 42 месяца, с авансовым взносом 15 043 евро и ежемесячным платежом в 1488 евро (разумеется, в данном случае без учета НДС).
Iveco Stralis AT440 S35 TP
Продав почти полтысячи новых машин (496) в 2004 г., IVECO сравнялся по рыночному присутствию с Mercedes-Benz – 15%. Но вряд ли это то место, которое устраивает производителя и его российское представительство. Вот почему был задуман новый продукт, специально для России.
Конкуренция, как известно, не прощает нерасторопность. А также и спешку. Похоже, IVECO удалось «поймать момент». Со своим предложением компания «торопилась, не спеша» и потому сумела воспользоваться чужим опытом. Например, она проанализировала заказы российских автотранспортников и включила в оборудование «пакетного» тягача самые распространенные пожелания клиентов. И это не единственные нюансы при формировании так называемого «российского пакета».
Автомобиль укомплектовали двигателем Cursor 8 Euro-3 мощностью 350 л.с. С ним работает 16-ступенчатая механическая коробка передач. Кабина – низкая, с одной спальной полкой и спойлером на крыше. В оснащение входит дополнительный обогрев сухим феном, знак автопоезда (оранжевые лампы на крыше) и солнцезащитный козырек. Стандартный цвет кабины – белый, но за доплату можно заказать и другой. Передняя подвеска тягача рессорная, задняя – на пневмобаллонах. Емкость топливного бака – 800 л.
Спецификацией машины предусмотрены стальные защитные решетки на фарах, дисковые тормоза всех колес, подогрев топливного бака. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию с синтетическим моторным маслом. Версия Russian Kit предполагает также подогреваемые наружные зеркала с электроприводом, электрические стеклоподъемники и колеса размером 315/70 R22,5.
Первоначально представители компании заявили, что Stralis AT440 S35 TР в комплектации Russian Kit будет продаваться в России с сентября по цене от 65 000 евро (включая НДС и таможенную очистку). Но потом подумали и скорректировали цену до 67 000 евро (цена DDP Санкт-Петербург). Уместно заметить, что примерно такой является стоимость обычного тягача Stralis в Ульме. При доставке в Москву он становится примерно на 30% дороже. Условия лизинга на новый продукт такие: срок – 48 месяцев, минимальный размер авансового взноса – 20% или 13 400 евро, ежемесячный платеж – 1690 евро. В лизинговую стоимость включено страхование КАСКО с франшизой 500 евро, налог на имущество и транспортный налог.
MAN держит паузу
Из так называемой «большой семерки» европейских производителей тяжелых грузовиков без специальных «русифицированных» предложений оставался только немецкий концерн MAN. Его российское представительство в лице компании «МАН Автомобили Россия» наверняка захочет сделать более привлекательной флагманскую модель TGA. Пока же она выводила на рынок только более дорогие версии серийных машин – например, MAN TGA 5 Stars. Однако «пятизвездочную» роскошь могут себе позволить только немногие перевозчики. И пока у MAN не появится «пакетника» для российского рынка, он так и будет выглядеть белой вороной. Быть может, концерн не спешит, как DAF, и намерен «выстрелить» не в бровь, а в глаз? Как знать… Но в том, что аналогичный шаг должен последовать, сомневаться не приходится.
Ну, а пока, согласно информации ГТК РФ, MAN продал в минувшем году 294 новых грузовых автомобиля полной массой более 16 т. С этим показателем его рыночная доля составила 7%. Подержанных продано 2260 машин, и в совокупности компания вышла на третье место после «шведов». Впрочем, это служит слабым утешением, поскольку ее нынешнее положение в тройке лидеров без «пакетного» предложения сохранится недолго.
Вместо заключения
Летом 2005 г. российский рынок получил уникальную возможность выбирать более доступные по цене седельные тягачи разных марок в специальной, сопоставимой между собой комплектации. У кого-то лучше предложение по сервису. Кто-то выигрывает более высокой ценой при повторной продаже. А кому-то взбрело в голову отдавать по себестоимости запчасти и целый год делать бесплатное ТО. Как говорится, в каждой избушке – свои игрушки. Но Россия не резиновая, и автотранспортников не может быть сколь угодно много. К тому же все они «прикипают» к конкретной марке, формируют собственные парки и техническую службу, и дележ рыночного пирога год от года усложняется.
В этом плане, какими бы привлекательными ни казались стартовые цены на грузовики, в итоге не они будут иметь решающее значение. Да, «пакетники» способствуют увеличению продаж. Но сейчас в нашей стране хватает и таких перевозчиков, которым подавай самое лучшее – они могут себе это позволить. А по опыту личного общения с транспортниками Сибири, Урала, Севера, Юга и Центральной части России возьму на себя смелость утверждать, что на первый план будет выходить корпоративный стиль. Нет, речь не о логотипах и шикарных офисах, а о чутком отношении к клиенту с реальным желанием помочь скорее развиться его бизнесу. Именно помочь развиться, а не просто продать заграничный продукт, пусть и хорошего качества. И создание пакетных тягачей для российского рынка – лишь первый по-настоящему заметный шаг на этом пути. А первый, как известно, самый трудный…