Невыдуманная история в рисунках Александра Захарова
ЯАЗ 200 1947
Тяжелый грузовик модели «200» спроектирован специалистами ярославского автомобильного завода (ныне ЯМЗ). Опытные образцы его собраны в декабре 1944 года, c августа 1947 года по январь 1950 года ЯАЗ-200, первый отечественный серийный грузовик с дизельным двигателем, выпускали в Ярославле, а затем с февраля 1951 года по декабрь 1965 года — на минском автомобильном заводе.
Конструктивно ЯАЗ-200 (МДЗ-200) интересен тем, что на нем впервые в нашем автомобилестроении применены пятиступенчатая коробка передач, нагнетатель в системе питания двигателя, тахометр, крепление передних рессор к раме через резиновые подушки.
Грузоподъемность — 7000 кг; число и рабочий объем цилиндров – 4 и 4650 см3; расположение клапанов – верхнее; степень сжатия — 17,0; мощность — 120 л.с. при 2000 об/мин; число передач — 5; подвеска колес — зависимая рессорная; шины — 12,00-20 дюймов; длина — 7620 мм; ширина — 2850 мм; высота — 2430 мм; база — 4520 мм; снаряженный вес — 6400 кг; скорость — 65 км/час; эксплуатационный расход топлива – 27,5 л/100 км.
МТБ 82Д 1947
Эта машина долгие годы служила основным городским троллейбусом в нашей стране. Сначала ее выпускал один из столичных машиностроительных заводов, а с 1951 года — завод имени Урицкого в г. Энгельсе, Особенности конструкции: лонжеронная рама, кузов с каркасом из алюминиевых профилей и приклепанной к нему обшивкой из дюралевых и стальных листов, червячная главная передача, тормоза с пневматическим приводом. По элементам кузова МТБ 82Д был унифицирован с автобусами ЗИС-154, ЗИС-155 и трамваем МТВ-82.
Годы выпуска — 1947-1961; число мест: общее — 65, для сидения — 40; колесная формула — 4x2; двигатель: тип — электрический переменного тока, мощность — 117 л.с/86 кВт при 1200 об/мин; главная передача — червячные шестерни; размер шин — 12,00-20 дюймов; длина — 10 365 мм; ширина — 2615 мм; высота (с опущенными токоприемниками) — 3450 мм; база — 6000 мм; колея колес: передних — 2000 мм, задних — 1910 мм; масса в снаряженном состоянии — 8800 кг; наибольшая скорость — 47 км/ч.
МОСКВИЧ 401-422 1947
На основе узлов и агрегатов базовой модели с кузовом «седан» МЗMA выпускал фургон для доставки почты и мелких партий грузов. У него был деревянно-металлический кузов с двухстворчатой задней дверью. Грузовое помещение — каркас из березовых брусьев с филенками из бакелизированной фанеры. Крыша обтягивалась дерматином.
Сначала, с 1947 года, на фургоны устанавливали двигатель «400», а с 1954 года — «401». За десять лет МЗМА изготовил 11129 машин «Москвич 400-422» и «Москвич 401-422». Кроме того, за это же время завод выпустил 2562 шасси, на которые московский кузовной завод Министерства пищевой промышленности СССР монтировал фургоны (их отличающиеся параметры — в скобках) с металлической обшивкой на деревянном каркасе.
Годы выпуска — 1947-1956; число мест — 2; грузоподъемность — 200 (150) кг; двигатель: число цилиндров — 4, рабочий объем — 1074 см3, степень сжатия — 6,27, мощность — 28 л.с. при 4000 об/мин; число передач — 3; передаточное число главной передачи — 5,14; размер шин 5,00—16 дюймов; длина—3855 (3950) мм; ширина— 1400 (1375) мм; высота— 1545(1660) мм; база — 2340 мм; снаряженная масса — 860 (845) кг: скорость – 90 км/ч.
ЗИС 151 1948
Первый советский грузовой автомобиль серийного производства с тремя ведущими местами. Благодаря заднему буферу, расположенному на одной высоте с передним, ЗИС-151 мог преодолевать особо трудные участки бездорожья совместным действием с другим таким же автомобилем, работающим как толкач. Грузовая платформа – универсального типа с высокими решетчатыми бортами и откидными продольными скамьями. Помимо ЗИС-151 выпускалась снабженная лебедкой модификация ЗИС-151А. Ее отличающиеся параметры приведены в скобках.
Годы выпуска — 1948-1958; колесная формула — 6x6; число мест в кабине — 3; грузоподъемность: на шоссе — 4500 кг, на грунте — 2500 кг; масса в снаряженном состоянии — 5580 (5880) кг; масса буксируемого прицепа – 3600 кг; двигатель: число цилиндров — 6, рабочий объем – 5555 см3, мощность — 92 л.с. при 2600 об/мин; число передач – 10 переднего хода и 2 заднего; размер шин — 8,25-20 дюймов; длина — 6930 (7245) мм; ширина – 2320 мм; высота (по кабине) — 2310 мм; база переднего и среднего мостов — 3665 мм, задней тележки — 1120 мм; дорожные просвет – 260 мм; скорость – 65 км/ч.