Корейский носильщик
Прямо скажем, корейское видение автодизайна несколько не совпадает с европейским. С первого взгляда я про себя окрестил машину головастиком: непропорционально большая в сравнении с фургоном кабина, круглые, как будто выпученные глаза, фары. Но и главное достоинство носильщика не красота, а умение быстро и много таскать. Да и потом, некрасивых машин, как и женщин, не бывает – бывает мало спиртного и воображения. Поэтому оставим красоту тем, у кого его нет (воображения), а сами отправимся оценивать совсем другие достоинства.
Кабина
Кабина над двигателем для таких малышей, давая ряд преимуществ, таких, как улучшение обзорности, сокращение базы, отменную маневренность, имеет и один существенный недостаток – своеобразную посадку-высадку, при которой ваши штаны первое время в обязательном порядке будут протирать от грязи порог. Машина, конечно, от этого только чище, но дома придется держать запас стирального порошка. Отдать должное, после нескольких дней упорных тренировок я все-таки научился покидать кабину, не испачкав штанов.
Зато сама кабина удобна и в меру комфортна, но ощущение, что управляешь игрушечным грузовиком, не оставляло меня все время теста.
В небольшую по объему кабину поставили полноценное и очень удобное водительское сиденье. Опять же габариты кабины не позволили разместить достаточное для двоих пассажирское сиденье – вдвоем тесно.
Я всегда против того, чтобы экономили на тахометре. Не было его и на этой машине в угоду экономии. Не перегруженный приборный дисплей с аналоговыми указателями скорости, уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости и контрольными лампами в верхней своей части закрывается ободом руля. Его регулировок я не нашел, поэтому и ездил, смирившись с ограниченным обзором приборной доски. Зато имеется очечник, что очень удобно для водителей, привыкших пользоваться противосолнечными очками. Подрулевые переключатели в меру удобны.
Еще один из явных промахов – водителю совершенно не видно символов управления отопителем, что режимом вентилятора, что заслонкой, направляющей воздух по кабине. Чтобы передвинуть ползунок, необходимо наклоняться для идентификации символов, а на ходу это очень опасно. Да и само управление отопителем и вентилятором с помощью ползунков – вчерашний день. Зато эффективность и самой печки, и вентилятора на высоте – теплый воздух сразу распространяется по всей кабине. Заслуга в этом не только малого внутреннего объема, но и хорошей производительности вентилятора и печки. Ниш и «бардачков» в кабине не так много, но мобильный телефон и мелочь положить есть куда.
Да, кстати, двери тяжело закрываются – приходится сильно хлопать. То ли это связано с регулировками, то ли с тем, что большие двери создают при закрывании повышенное давление воздуха в кабине, противодействующее закрыванию, но факт остается фактом: надо хлопать.
Зеркала заднего вида хотя и панорамные, но, на мой взгляд, мелковаты и обзор следует сделать больше.
Трансмиссия и шасси
Hyundai Porter имеет односкатные колеса и «обут» в покрышки размером 185R14 с рабочим давлением в передних колесах 3 бар, а в задних 4,5 бар, поэтому обычным насосом их уже не накачаешь, а компрессора нет. Тормозная система гидравлическая с пневмоусилителем, поэтому проблем с торможением и информативностью у нас не было. Передние тормоза дисковые, задние барабанные. Привод стояночного тормоза механический, но «ручник» машину держит хорошо и за время недельного теста никаких «закусываний», увеличения свободного хода и иных нежелательных эффектов не было.
Передняя подвеска – независимая, на торсионах, что для наших эксплуатационников в диковинку, а задняя – зависимая рессорная. Стабилизатор поперечной устойчивости присутствует только спереди, а вот сзади опять сэкономили, что для наших раздолбанных дорог не есть хорошо.
На ходу передняя независимая подвеска показала себя великолепно: четкая обработка неровностей дорожного покрытия, грамотно подобранные амортизаторы, минимальные крены и хорошее сцепление колес с дорогой. Какова-то будет ее ходимость?
Пятиступенчатая коробка передач тоже без нареканий: передачи включаются легко и быстро, привод мягкий. Единственное пожелание – сдвинуть бы рычаг переключения левее, так как при включении пятой передачи приходится тянуться и отрывать спину от сиденья.
У грузовика великолепная маневренность – я разворачивался в один прием там, где и не всякий легковой автомобиль сможет развернуться. Эту способность по достоинству оценят водители, работающие на пере-груженных и узких улицах города. Гидроусилитель руля и грамотный размер рулевого колеса делают управление машиной просто приятным.
Двигатель
Двигатель мне понравился. Дизель объемом 2,5 л с турбонаддувом оказался на редкость тихим и уравновешенным, в кабине тише, чем в «Газели». Мощности в 80 л.с. вполне достаточно для почти трехтонной машины, поэтому в городском потоке грузовичок чувствует себя вполне уверенно. Я бы не назвал мотор «очень тяговитым», так как для разгона его приходится «крутить». Но опять же отсутствие тахометра не позволило оценить скоростные характеристики мотора. Да и потом, наличие турбины на таком маленьком дизеле и подразумевает оптимальные рабочие характеристики при более высоких, чем в больших двигателях, оборотах, а максимальную мощность мотор выдает при 4200 об/мин, не слишком отставая по этому показателю от бензинового двигателя. Но тахометр нужен!
На нашем грузовичке был установлен металлический фургон размером 1,7х1,7х3 метра. Для дилерских целей – то, что надо: всунуть можно все, хоть черта лысого. Но с точки зрения аэродинамики и экономии топлива опять же не лучший вариант. На скорости этот фургон загребает столько воздуха и так тормозит, что расход топлива становится просто угрожающим. Так, после 100 км/ч двигатель просит уже по 15 л дизтоплива на 100 км, а на максимальной в 140 км/ч, которых мы достигли, страшно подумать. А если сильный встречный ветер или проносящаяся фура, то «носильщик» как будто натыкается на стену. Это еще и опасно: большая парусность при сильном боковом ветре на гололеде может привести к тому, что машину просто сдует с дороги – я это уже проходил. Будем надеяться, что с такими фургонами «носильщики» не часто будут выезжать на трассы и носиться по ним быстрее 100 км/ч. По городу при интенсивных разгонах «в пол» и таких же торможениях пустая машина «съела» около 12 л топлива на 100 км, что тоже немало. Но мы списываем это на большой фургон.
С 600 кг груза управляемость машины изменилась не так сильно: разгоняться стали медленнее, увеличились валкость и крены (вот где нужен задний стабилизатор), но все в пределах комфорта и нормы. Правда, как мне кажется, заявленная грузоподъемность в 1000 кг – несколько смелое решение. Для нашего фургона 850 кг было бы оптимально, но опять же это наше субъективное мнение. Да и перевозчики при таком полезном объеме грузить будут наверняка больше. А здесь могут возникнуть проблемы с повышенным износом амортизаторов. Свес у фургона большой, задние колеса узкие, поэтому повышена продольная раскачка. Пока амортизаторы рабочие – проблем нет, но по мере их износа раскачивать машину, вполне возможно, будет существенно.
И еще, установив фургон на шасси, забыли отрегулировать фары. Поэтому когда первый раз в темное время суток я включил ближний свет, то увидел не дорогу, а светящиеся, как у кошек, глаза ослепленных водителей и макушки всех придорожный деревьев. Благо, есть противотуманки – вот они и выполняли роль ближнего света, пока я ездил на габаритах.
Подводя итоги скажу, что Hyundai Porter мне понравился, несмотря на некоторые огрехи в компоновке машины. Сильные стороны «носильщика» – отменная маневренность, тихий двигатель, небольшие размеры при большом полезном объеме фургона, разгонная динамика – удобный развозной городской грузовичок. Позиционируется он в одном классе с «Соболем», но те в большинстве своем цельнометаллические фургоны с ограниченным внутренним объемом. На фоне того, что «Газелям» доступ в Москве в пределы Окружной железной дороги затруднен, «корейцы» с грузоподъемностью менее 1000 кг могут составить конкуренцию последним. Да и цена привлекательная. За наш фургон просят около 13 000$, в то время как «Газель» с цельнометаллическим фургоном стоит 9000–10 000$, да и трехместный «Соболь» в ту же цену.