Iveco показала Trakker
Кабина. Производители предлагают три варианта кабины: короткая уменьшенной высоты Active Day (AD) для однодневных поездок, длинная кабина в двух модификациях, одна из них с увеличенной высотой и двумя спальными местами, Active Time (АТ) для больших расстояний. Это, наверное, в том случае, если загружают и разгружают самосвал лопатой – тогда водитель может вздремнуть. А чтобы сладко спалось, самую большую кабину можно установить на пневмоподвеске. В остальных случаях предлагается механическая подвеска с четырьмя амортизаторами и поперечной реактивной штангой. Внутри то же буйство красок и форм, что характерно для дальнобойных Stralis. Хорошо, что приборный дисплей сделали монохромным, а то, судя по предыдущему опыту, в глазах рябило.
Рабочее место продумано: анатомические сиденья красного цвета на пневмоподвеске, регулируемая в двух плоскостях с помощью кнопки в полу рулевая колонка. Органы управления хороши: усилие на рулевой колонке минимально, но в то же время информативно, педальный узел без замечаний, а рычаг переключения передач с пневмоусилителем коробки ZF Ecosplit с сервоприводом Servoshift позволяет легко, как на легковом автомобиле, переключать передачи.
Бампер сделали стальным, в отличие от пластиковых на магистральных машинах, и трехсоставным – дешевле при ремонте. Фары и задние фонари закрыли стальными решетками, а первые ступеньки кабины сделали из высокопрочного, но гнущегося пластика, чтобы не повредить о препятствие. Но что будет с ним в мороз, не потрескается ли?
Двигатель. Для Trakker предлагаются рядные шестицилиндровые двигатели Cursor объемом 8 и 13 литров шести вариантов мощности. Конструкторы посчитали, что бестселлер магистральных тягачей,10-литровый двигатель, для этого класса машин лишний, а то, что есть, удовлетворит любого покупателя. К тому же 8-литровый двигатель легче «десятки» на 236 кг. Двигатели могут оснащаться как простой турбиной, так и с изменяемой геометрией наддува. Например, 13-литровый агрегат мощностью 380 л.с. имеет простую турбину, остальные – с изменяемой геометрией. Двигатели Cursor оборудованы 2-ступенчатой электромагнитной муфтой вентилятора. Правда, шумит он прилично. Водителя, привыкшего слушать двигатель, с непривычки он может испугать. Сервисный интервал двигателя составляет 80 тыс. км. Но это для хорошего топлива, которого у нас нет. В наших условиях обслуживаться придется через 40 тыс. км.
Трансмиссия. Кроме вышеупомянутой «механики», грузовики могут комплектоваться разными КПП: от 9-ступенчатой для двигателей небольшой мощности до 12-ступенчатых ZF EuroTronic 2 с автоматическим переключением передач и повышающей передачей. Правда, журналистам представили только «механику», но говорят, что «автоматом» тоже интересуются.
Ведущие мосты а выбор: как с двух-, так и одноступенчатыми редукторами. Первые дополнительно к главной конической паре имеют планетарные колесные редукторы в ступицах колес. Это позволяет уменьшить нагрузки на полуоси и уменьшить дифференциал, что, в свою очередь, увеличивает дорожный просвет и проходимость грузовика. Нагрузку на заднюю тележку итальянцы увеличили до 32 т, до этого сдвоенные мосты имели максимальную нагрузку 26 т.
Единственные автомобили в модельном ряду Trakker, укомплектованные задними мостами с одноступенчатым редуктором, – бетономешалки на базе шасси с колесной формулой 6х4 и 8х4. Одноступенчатые редукторы позволяют снизить снаряженную массу и, что немаловажно, центр тяжести высокого, такого как бетономешалка, грузовика. По требованию клиента бетономешалки могут быть оборудованы усиленными стабилизаторами поперечной устойчивости.
Шасси и подвеска. Толщина стали, из которой изготавляются лонжероны рамы легких грузовиков – 7,7 мм, тяжелых – 10 мм. На последних места крепления подвески усилены.
В стандартной комплектации «легкие» автомобили Trakker имеют подвеску с параболическими рессорами, «тяжелые» грузовики могут комплектоваться также и полуэллиптическими рессорами. Для сдвоенных ведущих мостов с грузоподъемностью 21 и 26 т производитель впервые предлагает пневмоподвеску на четырех баллонах для каждого моста. Помнится, несколько лет назад все производители утверждали, что пневмобаллоны на строительной технике не лучший вариант, сегодня у всех в модельном ряду есть строительные машины с пневморессорами. Прогресс, однако.
Тормозная система. Передние мосты Trakker имеют дисковые тормоза, на задних мостах с колесными редукторами в ступицах – барабанные тормозные механизмы. В настоящее время отсутствуют технические решения, позволяющие устанавливать совместно планетарные колесные редукторы и дисковые тормозные механизмы, так как не удается обеспечить простой доступ к тормозам для технического обслуживания.
Тормозное усилие между колесами распределяется в зависимости от нагрузки, благодаря системе ограничения тормозного усилия EBL, которая связана с системой АВS автомобиля через датчики, установленные в колесах. При торможении полностью груженного автомобиля «в пол», машина не теряет курсовой устойчивости при маневрировании, но эффективно, без блокировки колес останавливается. Проверено лично на мокром асфальте.
Все грузовики в стандартной комплектации оборудованы деком-прессионным тормозом ITB, как опция – гидравлический тормоз замедлитель ZF.