Detroit Diesel Series 60
Сегодня продажи «американцев» растут. И не только подержанных, но и новых. В активе заокеанских грузовиков имеется такое достоинство, как огромный ресурс. Добавим к этому и сходство менталитета жителей России и США: средний россиянин гораздо лучше представляет себе американские просторы, чем европейскую тесноту. Подержанная техника покоряет еще и невысокой ценой.
По данным компании «Дизельмотор», на двух из пяти проданных в нашей стране американских грузовиков установлен двигатель Detroit Diesel. Ничего удивительного в этом нет: моторостроительная компания Detroit Diesel принадлежит крупнейшему в мире изготовителю грузовиков DaimlerChrysler, и ее продукция приоритетно устанавливается на автомобили Freightliner и Western Star, производители которых являются филиалами того же концерна. Да и другие американские автостроители традиционно устанавливают на грузовики двигатели в соответствии с пожеланиями клиентов. И доля в 40% на рынке, где лидируют шесть моторостроительных марок, красноречиво свидетельствует о репутации фирмы. Ну а на российском рынке мы видим отражение заокеанской ситуации.
В России наиболее популярны полноразмерные американские грузовики, в первую очередь седельные тягачи. Поэтому наибольшее количество моторов, находящихся в эксплуатации, – это Detroit Diesel Series 60. Модель находится в производстве с 1987 г., и в нашу страну двигатели Series 60 попадают и на новых, и на подержанных автомобилях. Конструктивно Detroit Diesel Series 60 близок к большинству европейских аналогов. Он представляет собой рядную шестицилиндровую конструкцию. Для нее предусмотрено два варианта рабочего объема:12,7 л при диаметре цилиндра 130 мм и ходе поршня 160 мм, а также 14,0 л при диаметре цилиндра 133 мм и ходе поршня 168 мм. Как видите, оба варианта довольно длинноходные. Гильзы подвесные, «мокрого типа» с дополнительным каналом для улучшения охлаждения верхней части. Поршни составные, шатуны имеют прямой, а не косой разъем нижней головки.
Головка общая для всех цилиндров, 24-клапанная, с одним распределительным валом. Впрыск топлива обеспечивают насос-форсунки с электронным управлением. Это, пожалуй, самый «морозостойкий» вариант системы дизельной топливоподачи. В систему питания воздухом включен турбокомпрессор Garret с лопатками изменяемой геометрии, что позволяет получить максимально «полную» и благоприятную для работы автомобиля внешнюю скоростную характеристику двигателя. В результате наилучшую тягу мотор обеспечивает в диапазоне 1100–1700 об/мин, что позволяет не торопиться с переключением на низшую передачу даже на затяжном подъеме. К слову, компания Garret сегодня является безусловным лидером в производстве агрегатов турбонаддува, и ее продукцию можно смело назвать как наиболее совершенной, так и наиболее надежной.
Управляет работой двигателя в целом и системой топливоподачи (насос-форсунками) и питанием воздухом (турбокомпрессором) в частности блок DDEC (Detroit Diesel Electronic Control), что можно перевести как «Электронное управление компании Detroit Diesel». Примечательно, что мощностной ряд для 12,7-литрового мотора простирается от 300 до 525 л.с. с шагом в 25 л.с., и только за счет смены программного обеспечения DDEC можно изменять мощность двигателя в широких пределах. То же можно сказать и про 14-литровый вариант, но его диапазон мощности 450–665 л.с. Оговоримся, что приведены величины, замеряемые по стандарту SAE (замеры, выполненные по ГОСТ или DIN, дадут несколько отличные результаты).
Как видим, Series 60 не несет в себе ничего такого, что могло бы напугать грамотного эксплуатационника. Но все же следует помнить, что это дизель проектировался для американского рынка, а потому к подбору эксплуатационных материалов следует подходить очень внимательно, избегая тех, которые отсутствуют в спецификации Detroit Disel. Кроме этого, как всякая сложная конструкция, дизель Series 60 имеет множество местных нюансов, с которыми желательно ознакомиться прежде, чем приступать к ремонту.
Сегодня научный подход к эксплуатации самоходных машин (и в том числе автомобилей) предполагает смену масла и технических жидкостей не в зависимости от наработанных моточасов или пройденных километров, а по необходимости. При этом во многих случаях предлагают брать пробы масла или охлаждающей жидкости и отправлять их в экспресс-лабораторию. «Дизельмотор» предлагает в такой ситуации пользоваться индикаторными полосками, благодаря которым можно прямо на месте определить целесообразность замены жидкости. Мелочь, конечно, но как красноречиво она показывает отношение к клиенту!
Двигатели Detroit Diesel, как и другие продукты американской фирмы в нашей стране, обеспечены ремонтной, сервисной и информационной поддержкой. Ее осуществляет ЗАО «Дизельмотор», официальный дистрибьютор Detroit Diesel Corporation, представляющий интересы DDC в России с 1999 г. В торговом ассортименте компании широкая номенклатура двигателей Detroit Diesel, как автомобильных, так и промышленных, а также трансмиссии Allison. И моторы, и трансмиссии обеспечиваются гарантийным и послегарантийным сервисом. Готов «Дизельмотор» выполнить также ремонт любой сложности, в том числе изделий Detroit Diesel, приехавших в нашу страну, например, с подержанным грузовиком.
Нередко подержанный грузовик попадает в руки новому владельцу безо всякой технической документации. Эту проблему, по меньшей мере, применительно к двигателю – самому привередливому агрегату грузовика, с удовольствием помогут решить в ЗАО «Дизельмотор». Кроме этого, здесь можно получить необходимую для ремонта информацию, пройти курс обучения, приобрести запчасти, расходные материалы, а также устройства, позволяющие адаптировать грузовик именно к тем условиям, в которых ему предстоит работать.