BovMan, LARC и Tundra Buggy: вахтовки комфорт-класса
Еще недавно я готовил обзор про автобусы, которые не возят пассажиров, а сейчас решил познакомить читателей с настоящей экзотикой, или грузовиками, предназначенными для перевозки людей. И что интересно: на Земле нашлось немало мест, где широко используются такие машины.
Начнем со «страны льдов» - Исландии, островном государстве на западе Северной Европы в Атлантическом океане. В этой сказочной стране все очень красиво, потрясающие виды и чудеса природы, и совсем не густая сеть автодорог – всего 5000 км с усовершенствованным покрытием. Основные туристические достопримечательности Исландии, кстати, находящиеся недалеко от Рейкьявика, включают: долину гейзеров Хаукадалур, национальный парк Тингвеллир, множество красивых озер, колоритные ледники, живописный водопад Гюдльфосс, геотермальные поля с кипящими лужами и серными отложениями, горячие источники, а также знаменитый вулкан Эйяфьядлайекудль, который несколько лет назад прилично загадил воздушное пространство Западной Европы.
Доставкой туристов к достопримечательностям занимаются местные экскурсионные компании, самой заметной среди них является Mountaineers of Iceland. Перевозка экскурсантов по бездорожью – дело не простое, поэтому с незапамятных времен для этих целей использовались внедорожные легковые автомобили. Постепенно поток туристов возрастал и руководство компании решило заняться покупкой более вместительных транспортных средств. Так в 1995 году туроператор приобрел два внедорожника: 14-местный Ford Econoline и 10-местный Ford Excursion. Доводку обеих машин под специфические требования Исландии сделали в одном из кузовных ателье США.
Запрос на вместимость
Приблизительно в 2000 году исландские «туристы» озаботились идеей получения более вместимой пассажирской машины, так как спрос на поездки начал расти значительно. При обсуждении идеи будущего внедорожного автобуса Хакур Хербертсон, ведущий инженер Mountaineers of Iceland, вспомнил свой прежний опыт участия в ралли-рейде «Париж-Дакар». Это послужило отправной точкой в выборе в пользу трехосного полноприводного шасси MAN. Поиски этого транспортного средства не были затруднительными, и вскоре будущий туристический автобус прибыл в Исландию.
Новый опыт Mountaineers of Iceland заключался в том, что в фирме решили не привлекать опытные компании из Европы для превращения грузовика в автобус. Стояла задача сделать все своими силами. В Рейкьявике, в арендованной мастерской, был сварен пассажирский кузов, покрашен и смонтирован на шасси MAN с колесной формулой 6х6. В кузов были инсталлированы 44 пассажирских кресла, взятые с других автобусов. Шасси получило широкие внедорожные шины Michelin 525.65R20,5 XSTL.
Позднее идея использования тяжелого внедорожного грузовика под монтаж пассажирского кузова была реализована при создании четырехосного вездеходного автобуса. Для этого был приобретен старый военный тяжеловоз MAN KAT 1 (8x8) с V-образным 14-литровый дизелем Deutz BF8L513C (430 л.с., 1850 Нм) и гидромеханической АКП.
Оси оснастили шинами размерностью 525.65R20.5 XSTL, на раму смонтировали дополнительный топливный бак. Снаряженная масса грузовика составила 13,4 т, грузоподъемность 10 т. На шасси габаритной длиной 10,27 м и шириной 2,5 м был установлен «самопальный» 3-метровый пассажирский кузов, рассчитанный на перевозку 58 человек.
Позднее опыт, полученный при создании «вахтовки» на шасси MAN KAT 1 (8x8), пригодился при изготовлении аналогичных автобусов, но с более короткими кузовами, для исландской туристической фирмы Into the Glacier ehf. Эта компания организует туры к живописным ледникам. В итоге стороннему клиенту были изготовлены два пассажирских грузовика.
Дело в ширине
Важной причиной, побудившей руководство Mountaineers of Iceland начало искать деньги для создания следующей модели автобуса с однообъемной компоновкой стал тот факт, что автобус, созданный на тяжелом шасси MAN KAT 1 (8x8) невозможно было зарегистрировать в дорожной полиции по причине его трехметровой ширины. Поэтому его продолжили эксплуатировать, но только на удаленных маршрутах без заезда в Рейкьявик. Но турпоток увеличивался и географии поездок неуклонно расширялась. Фирме потребовался новый полноприводный автобус, пригодный для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Его решили изготовить при содействии специалистов более компетентной в техническом плане компании Vélrás. За основу нового автобуса было взято аналогичное предшественнику полноприводное шасси MAN, которое оснастили более современным на тот момент 390-сильным дизелем MAN D20 66LF02 (Евро-3). Вместо армейской кабины спартанского типа появилась новая кабина MAN TGA. Кроме этого набора, шасси получило раздаточную коробку с двухступенчатым редуктором, блокировку дифференциалов, центральную систему подкачки шин и внедорожные шины размерностью 16R20. Поскольку кузов машины был позаимствован у отслужившего свой срок автобуса Bova, возникла идея обозвать сие творение BovMan I. Кстати, вместимость салона у этого BovManа не превышала 49 пассажиров.
С поправкой на климат
Следующий автобус BovMan также создавался совместно с Vélrás, однако на этот раз подходы были изменены кардинально. Было заказано новое шасси MAN TGS с колесной формулой 8x8, в специальном исполнении для тяжелых условий эксплуатации и экстремально холодного климата. Шасси оснащалось 6-цилиндровым, 12,4-литровым двигателем MAN D2676 мощностью 480 л.с., который агрегатировался с 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16S252 OD. В добавок к этому автомобиль комплектовался комфортабельной кабиной MAN TGX - модификация LX с высокой крышей и теплоизоляцией Nordic. Шасси с односкатной ошиновкой укомплектовано внедорожными шинами размерностью 16R20.
Также, как и в случае с BovMan I автобус BovMan II получил однообъемную компоновку за счет стыковки стандартной кабины MAN и кузова Bova. В изготовленной пассажирской машине перегородка между кабиной водителя и салоном отсутствовала. Подобная конструкция автобуса имеет ряд преимуществ – улучшается безопасность, за счет большей прочности объединенного кузова, имеется возможность прямого контакта с водителем и экскурсоводом, а также улучшается круговой обзор для находящихся в автобусе туристов. Вместимость автобуса BovMan II составляет 58 пассажиров плюс два сопровождающих.
Нидерланды для Исландии
Последнюю, пассажирскую машину исландцы заказали в Нидерландах у компании Ginaf. Первоначально голландцы собрали пятиосный GINAF X 5450 S (10x10), основой которого стало стандартное шасси DAF CF 460 FAD. Грузовик получил двигатель PACCAR MX13 (462 л.с., Евро-5) и 12-ступенчатую АКП ZF AS-Tronic. Шасси комплектуется двумя передними управляемыми и тремя задними ведущими мостами. Третий, четвертый и пятый мосты автомобильного шасси оснащены гидропневматической подвеской HPVS, которую разработали инженеры Ginaf. Кроме этого специалисты добавили в автомобиль несколько электронных систем: автоматической боковой стабилизации и поперечной устойчивости. Полная масса транспортного средства составляет 50 т, а снаряженная не превышает 20 т. В оснащение пассажирской машины входят односкатные колеса размерностью 16R20. Поскольку закупка шасси проводилась в Нидерландах, то и там же были решены вопросы с приобретением 60-местного автобусного кузова фирмы Bova, а также его «женитьбы» с пятиосным грузовиком.
Редкий островитянин
Необычный внедорожный автобус был обнаружен на страницах швейцарского автомобильного журнала. Из заметки было ясно, что пассажирская машина эксплуатировалась на острове одного из северных морей, и это не Исландия. Обширное остекление кузова было выполнено очень профессионально и охватывало крышу автобуса. Фронтальная панель машины подсказывает, что автобус был изготовлен путем слияния кабины грузовика Volvo FMX и пассажирского кузова. Широкие шины низкого давления обеспечат внедорожнику высокую проходимость по всем видам дорог и бездорожью.
Антарктические автобусы
В 50-60-х годах прошлого века в Канаде разрабатывался вездеходное армейское транспортное средство, предназначенное для перемещение военных по тундре. Позднее этим проектом, названным Tundra Buggy, занялась компания Frontiers North Adventures. «Тундра-багги» представляет собой крупную пассажирскую машину, собранную на шасси монстр-трака. «Арктик-бус» был оборудован 6-цилиндровым двигателем International DT 466 мощностью 300 л.с. и 6-ступенчатой гидромеханической КП Allison. В комплектацию автобуса также входили мосты Oshkosh с блокировкой дифференциалов и внедорожные шины Primex 66х43.00-25. Диаметр колес составлял 1,7 м, а их ширина достигала 1,1 м. Колеса крепились на 25-дюймовые обода.
Идея выпуска полярного вездехода принадлежит компании Tundra Buggy Adventure, которая обслуживает туристические маршруты, связанные с местами обитания белых медведей. В основном это полярные районы Канады в провинции Манитоба. Конструкция кузовов «Тундра-багги» позволяет туристам производить фото- и видеосъемку в различных погодных условиях. В салоне установлен автономный обогреватель, а также проведено индивидуальное отопление к окнам автобуса. Посещение белых медведей в естественных условиях их обитания безопасно для туристов, если они не будут покидать салон пассажирской машины. Надо сказать, что милейшие с виду создания не прогнозируемы в своем поведении, а длина взрослых особей, вставших на задние лапы может достигать 2,5 – 3 м. Именно поэтому 40-местный кузов машины был смонтирован на недостижимой для хищников высоте. Максимальная скорость движения Tundra Buggy составляет 45 км/час.
Возит на ледник
Самым известным производителем специальных пассажирских транспортных средств является канадская компания Foremost Industries. Много лет назад ей была разработана концепция автобуса Terra Bus, предназначенного для перевозки людей в условиях низких температур. Сегодня несколько 56-местных машин используются фирмой Brewster для доставки туристов к леднику Атабаска в Канаде. Шестиколесное полноприводное шасси подходит для поездок по утрамбованному снегу, льду, тундре и каменистым дорогам. При этом установленные крупногабаритные шины низкого давления минимизируют вредное воздействие тяжелого транспортного средства на природный ландшафт и растения.
Terra Bus оснащается двигателем Detroit Diesel Series 50 мощностью 250 л.с., автоматической КП Clark 34600 Series, рессорной подвеской, осями Rockwell, барабанными тормозами, шинами Goodyear Terra Tires 66x43x25. Габаритные размеры арктического «буса»: высота – 3,96 м, длина – 14,89 м, ширина – 3,61 м. Минимальный радиус поворота машины не превышает 21,9 м. Клиренс Terra Bus составляет 52 см. Без предварительной подготовки Terra Bus сможет преодолеть брод глубиной в 1,18 м. Полная масса транспортного средства не превышает 29 940 кг, снаряженная - 24950 кг.
Кроме Канады, автобусы Terra Bus закупались разными исследовательскими организациями для своих экспедиций в Антарктике. В этом регионе эти пассажирские машины называются Ivan. «Иваны» имеют специальное исполнение, рассчитанное на экстремально холодные температуры.
Осенью 2017-го года австралийские ученые и полярники получили новую модель «Ивана», которую Foremost изготовил по индивидуальному заказу. Этот Terra Bus рассчитан на перевозку 36 человек. Он оснащен 260-сильным дизелем Cummins QSB6.7, автоматической трансмиссией Allison 3000RDS, ведущими мостами Kessler, шинами Goodyear Tundra Tire 66x44x25 и двумя топливными баками по 379 л каждый. В салоне установлены 36 пассажирских кресел V2000 Style. Стекла кузова оборудованы индивидуальным электроподогревом. Теплые потоки от моторно-трансмиссионной отделения распространяется на гидробак и блок АКБ. Стоимость заказа на уменьшенный «Иван» достигла $1,2 млн. Полная масса антарктического транспортного средства составляет 22 т.
Кстати, заказ данной версии был обусловлен тем обстоятельством, что из Австралии на антарктическую станцию регулярно летает 38 местный самолет. То есть австралийского «Ивана» строили исходя из пассажировместимости воздушного судна. Новинка должна заменить 19-местный автобус Priscilla. Двигатель Cummins также был выбран не случайно. Именно эти силовые агрегаты сегодня используются австралийскими исследователями на дизель-генераторах в поляной станции Casey.
Антарктический двухзвенный
В Антарктике можно встретить уникальный автопоезд, в основе которого используется тягач от шарнирно-сочлененного самосвала Caterpillar 730C. До повышенных северных требований транспортное средство доводили специалисты компании Kress. Тягач автопоезда стыкуется с палубным трейлером, на котором закреплен длинный вагончик с пассажировместимостью 75 мест. Автомобиль оборудован двигателем Cat C13 ACERT мощностью 381 л.с. и гидростатической трансмиссией.