Лекарство от сна
Ангел-хранитель есть – точнзнаю. Когда я также внезапно, как и уснул, проснулся, грузовик несся точно по центру дороги без малейшего намека на рыскание из стороны в сторону, а за рулем сидел несостоявшийся летчик в лице вашего покорного слуги. Слава Богу, что не было встречного транспорта. В этот раз я судьбу больше не испытывал и зарулил на ближайшую стоянку. Засыпал я еще несколько раз, причем не только в стране, но и в Германии, и в Италии и, к счастью, без последствий. Сейчас в таких ситуациях сразу становлюсь на стоянку на отдых, понимая, что судьбу нельзя испытывать бесконечно.
Наверное, каждому водителю-дальнобойщику знакома ситуация: график поджимает, заменить за рулем некому, и, несмотря на усталость, желание отдохнуть, ставя собственные рекорды по скорости, за сутки без сна и отдыха добираешься до пункта назначения в срок. Многим знакомо чувство сонливости, с которым порой невозможно справиться.
В нашей стране предполагается, что контроль за своим состоянием осуществляет водитель. А проще говоря – никому абсолютно нет никакого дела, в каком состоянии находится водитель (разумеется, за исключением алкогольного опьянения), пока не происходит серьезное ДТП.
За рубежом существуют законодательные предписания относительно ограничений для водителей тяжелых грузовиков и междугородних автобусов – непрерывно за рулем можно находиться максимум 4 часа, а в течение суток: не более 12 часов. Следят за этим строго – с помощью тахометров, которыми в обязательном порядке оборудованы вышеуказанные машины. За нарушение предусмотрены строгие санкции – вплоть до лишения лицензии на транспортные перевозки.
Но чем же обусловлены эти цифры? Почему именно таким временем ограничено адекватное поведение на дороге?
Засыпание – процесс естественный, запускаемый организмом в ответ на психическое и физическое утомление. Во сне происходят восстановление внутреннего баланса в организме, нормализация давления, состояния различных систем. Поэтому сон – естественный и адекватный ответ организма на внешние трудности. Причем опасность для водителя представляют как интенсивное движение в городе, так и монотонная загородная дорога. В первом случае высокая стрессогенность, повышенная загазованность быстро истощают нервную систему, дают большую нагрузку на глаза, вследствие чего возникает утомление. В условиях монотонного движения по загородным трассам однообразные пейзажи, отсутствие событий на дороге приводят к тому же результату. При этом надо учитывать и особенности темперамента водителя: для высокоактивных людей приемлемее интенсивное движения, для флегматичных – монотонное. По мнению врачей, после 12 часов, проведенных за рулем, риск засыпания становится очень высоким.
Как же определить тот момент, когда обычная усталость сменяется смертоносным в данном случае сном? Начинается все с ощущений тяжести в верхней части спины, шее, затылке. Потом появляются пелена, рябь в глазах, от которой хочется избавиться. За этим следуют погружение в сон и как следствие, потеря связи с автомобилем. Самое страшное, что при закрытых глазах (а нередко водитель засыпает и с открытыми глазами) остается иллюзорная картина окружающей обстановки, и водитель, не отпуская руль, направляет машину на встречную полосу или в кювет.
тельствах следует отказаться от поездки на автомобиле, если не удалось или почти не удалось поспать. Тем более, если состояние водителя усугубляется хроническими заболеваниями или простудными вирусными инфекциями. Но бывают ситуации, когда избежать длительных переездов невозможно. Тогда водителю приходится бороться со сном, используя собственные средства. Кто-то включает на полную громкость музыку, кто-то поет сам, некоторым «помогает» лихое маневрирование или высовывание в открытое окно. Такие «маневры», к сожалению, только усугубляют утомление.
Наверняка каждый дальнобойщик знает о существовании так называемых энергетических напитков. Если верить рекламе, эти напитки снимают усталость, прогоняют сон, придают энергию и жизненные силы, повышают потенцию, притупляют чувство голода. Не напиток, а мечта, на первый взгляд.
Действие этих напитков обусловлено высоким содержанием в них кофеина, который действует как стимулятор центральной нервной системы. Он повышает умственную и физическую работоспособность, уменьшает усталость и сонливость. Но большие дозы приводят к истощению нервных клеток, сердечная деятельность под влиянием кофеина усиливается, сокращения миокарда становятся более интенсивными. Поэтому прямым противопоказанием к применению энергетиков являются гипертония и заболевания сердечно-сосудистой системы.
При этом надо учитывать, что действие энергетика ограничено, без дополнительной подпитки может произойти усиление торможения – в результате резкое повышение утомляемости, сонливость, которым трудно противостоять.
«Энергодринки» не заряжают организм, а заставляют его активизировать собственные ресурсы, в результате приводя к истощению. Поэтому в случае длительного приема энергетиков могут развиваться депрессивные состояния.
По сути, такие напитки действуют по принципу кофе и чая (особенно зеленого), только уровень кофеина в них выше и они содержат дополнительные химические вещества и красители, которые могут вызвать болезни пищеварительной системы. Так что энергетические напитки являются экстремальным способом борьбы со сном для разового употребления.
Систематически лучше использовать другие средства. Как это ни парадоксально звучит, лучшее лекарство от сна – сон. Даже непродолжительный сон (минут 15) позволит заметно снизить усталость и сонливость. Массирование головы, шеи, пальцев, ладоней способствует снижению сонливости. Так же, как и оживленный разговор с пассажиром.
Отправляясь в дорогу, остерегайтесь приема препаратов, вызывающих сонливость. Накануне не злоупотребляйте алкоголем. Учитывайте то, что сон пассажира рядом провоцирует сон водителя.
Прислушивайтесь к себе, ведь самое страшное, что может произойти в пути – это потеря контроля над собой, и как следствие, потеря контроля над автомобилем и ситуацией на дороге.
Комментарий подопытного «кролика». Хочешь спать – спи. Не за рулем, а на стоянке. Это правило номер один. Каждый водитель не раз видел последствия, причем невеселые, сна за рулем. Но русское авось – муза не только водителей, но и страны в целом. И все же если морфей только начинает нежно «капать на мозги», то некоторые советы помогут вам на какое-то время избавиться от его объятий.
Первым делом заварите настоящий и крепкий чай. Можно и крепкий кофе, но меня лично с него, наоборот, тянет в сон, поэтому предпочитаю чай. Чай из термоса не люблю: вкус совершенно не тот, да и сам процесс приготовления его в кабине или вне уже бодрит. Кружка хорошего, крепкого (не чифирь) чая взбодрит на пару часов. Дальше процесс нужно начинать сначала.
К энергетическим напиткам отношусь никак: так и не понял – помогают или нет. Хотя есть исследования и отзывы некоторых любителей, что толк от этого есть. Год назад, когда на фуре надо было пройти за сутки 1400 км по хреновым дорогам, за 300 км перед финишем я сдался и в течение часа проглотил три банки «энергетика». Я доехал, но последние ночные 100 км периодически жал на тормоз, так как через дорогу часто перебегали собаки. На самом, деле никаких животных не было, а были «глюки». Причем не от наркоты, а от усталости и действия энергетического напитка.
Массаж затылка и шеи способствует приливу крови к голове. Я инстинктивно часто это практиковал за рулем, пока не узнал от специалиста, что прилив крови к мозгам уменьшает сонливость. Но массаж, а не причесывание, как в парикмахерской, от которого точно сладко уснешь.
Злейший враг водителя – монотонность и комфортные условия. На хорошей дороге засыпаешь быстрее, чем на разбитой. Поэтому не могу ночью ездить по европейским автобанам. На наших «колдоебинах» просыпаешься моментально. Если же угораздило ехать ночью по хорошей трассе, а глаза уже слипаются, то я практикую короткую остановку с маханием ног и рук и вентиляцией легких. Особенно полезно это зимой. Но хватает только минут на 15–20. Дальше все поновой, зато здоровее будешь. Если в кабине тепло, то глаза слипаются моментально. А если надо ехать, то лучше убрать тепло: свежесть и холод бодрят и не дают заснуть. Главное, не довести себя до состояния коровьих туш в рефрижираторе и не заболеть.
Лучше всего бороться со сном за рулем, беседуя с попутчиком. Это второе (после отдыха) по эффективности средство. Если есть возможность, сажайте в кабину сопровождающего, автостопщика, попутчика, плечевую или «черта лысыго» и говорите с ними о машинах, водке, женщинах, президентах, марсианинах и т.д. и т.п. Так можно проговорить всю ночь, но с одним условием, что попутчик не уснет раньше вас.