Автомобили, таранящие толпу
В настоящее время разрабатываются системы беспилотного управления автомобилями – это когда водитель сидит не в кабине, а в офисе за монитором. И специалистов волнует тот факт, что террористы могут сломать систему беспилотного управления и использовать тяжелую машину для теракта. За последние полтора года уже известны такие случаи в столицах Германии, Англии, Швеции; в портовом городе Ницца на юге Франции; втором по величине городе Австралии Мельбурне; промышленном центре Испании Барселоне; прежней столице США - Нью-Йорке.
Во всех этих точках земного шара использовалась одна и та же новая схема терактов с помощью простого инструмента – автомобиля. Однако, террористы специально выбирают большие города, чтобы привлечь более масштабное внимание к своим действиям. Раньше теракты носили демонстрационный характер. Но не так давно крупные оппозиционные образования такие, как «Исламское государство» и «Аль-Каида», призывают использовать для неожиданного удара по мирному населению доступные инструменты.
Основанная в Йемене в 2009г часть «Аль-Каиды» уже на втором году своего образования предлагала использовать грузовые машины для уничтожения «неверных» - противников аллаха. Об этом сообщало вашингтонское газетное издание The Washington Post. В это же время британская газета The Independent оповещала своих читателей о том, что ИГИЛ проводит обучение своих бойцов, как при помощи легковых автомобилей и больших машин уничтожать рядовых граждан.
Надо сказать, что все теракты, совершенные на грузовых машинах в европейских городах, были произведены именно согласно руководству, изданному «Исламским государством». Журнал Rumiyah, выпускаемый на восьми языках джихадистским движением, в первом номере тиража поддержал теракты и подчеркнул, что аллах позволяет убивать «неверных», независимо от того, чем они в это время заняты: мирной жизнью или ведут войну.
Очень много смертей происходит, когда боевики таранят на огромных машинах не ждущей опасности толпу людей. Да, сколько еще последствий остается после этого для оставшихся в живых. Страшно представить, что будет происходить, если террористы сумеют сломать систему беспилотного управления, - тогда многочисленных жертв будет в разы больше.
В конце 2017 года прошли экспериментальную проверку первые электрогрузовики, которые скоро появятся на дорогах -Tesla Semi и Thor ET-One.
Уже тестируют свои автомобили с радиоуправлением такие компании, как Mercedes-Benz, шведская Einride, китайская FAW.
С появление в нашей действительности автомобилей с управлением на расстоянии все чаще возникает вопрос: можно ли как-то остановить тех, кто задумал использовать новые внедрения в злых и коварных целях, направленных против мирных людей? Ведь непорядочный программист или хакер спокойно могут взломать код доступа и передать полученные данные в руки преступников, которые, в свою очередь, направят их на расправу с гражданским населением.
Для того чтобы этого не произошло, нужны надежные системы безопасности, способные защитить от взлома. Внедрение новых технологий может привести к тому, что найдутся желающие за разработку методов взлома, даже не скрывая своих умыслов. РосБизнесКонсалт, ссылаясь на оценку корпорации Intel, выдал информацию о том, что электромобиль за 1,5 часа поездки сможет передать 4 терабайта данных:
· окружающая обстановка – местность, где он находится
· сведения о загруженности дороги и изменения ее направления
· личные данные о водителе – его пристрастия и предпочтения
Все эти данные обрабатываются, упорядочиваются, анализируются, хранятся и при необходимости передаются в запрашиваемую инстанцию. Объем данных, разумеется, будет постепенно расти. Обычный компьютер с такой работой справиться не сможет. Поэтому понадобится мощный вычислительный центр, который так же необходимо защищать от взломов. Но всякая защита основывается на ограничении доступа, а значит она приведет к тому, что передача необходимой информации (расстояние, скорость, маршрут…) между электромобилями будет снижена. Можно сделать вывод, что компьютерная сеть, обеспечивающая обмен данными, так же не устоит перед взломом. К тому же старая модель передачи данных - Controller Area Network (CAN), созданная еще в середине 80-х годов прошлого века, уже не может свести до минимума безопасность автомобиля.
Известные эксперты сделали заключение о том, что до настоящего времени в электроуправлении существующих автомобилей ничего не изменилось: CAN-шина осталась прежней и не защищена от проникновения посторонних лиц. А использование датчиков для автопарковки и открывания дверей на расстоянии, вообще, делает автомобиль уязвимым для всех.
Теракты с использованием автомобилей, таранящих толпу
14.07.16 г. в Ницце праздновали День взятия Бастилии. Этот национальный праздник для многих стал последним днем жизни. Во время фейерверка на Английской набережной толпу протаранил грузовик, управляемый тунисцем из Франции Мохамедом Лауэжем Булелем. Он проехал 2 км, давя людей. Скончались 86 человек. В преступных действиях обвинили организацию ИГ.
19.12.16 г. в Берлине на площади Брайтшайдплац проходила рождественская ярмарка. На ничего не ожидающих людей наехала машина с прицепом, водителем которого был Анис Амри из Туниса. 12 человек мерли под колесами, 48 оказались в больнице.
07.01.17 г. в Иерусалиме из-за наезда грузовой машины погибли четверо военных и более 10 человек были травмированы. Грузовиком управлял араб из Израиля Фади аль-Канбар. Под подозрение попала организации Игода, которая взяла на себя и теракт в Берлине ранее.
22.03.17 г. в Лондоне на Вестминстерском мосту были сбиты несколько пешеходов. Преступником оказался Халид Масуд. Позже он убил полицейского. Ответственность легла на террористическую организацию Игода.
07.04.17 г. в Стокгольме на улице Дроттнинггатан на людей наехал грузовик. Погибли 4 человека, 15 были ранены. После задержания в наезде признался гражданин Узбекистана Рахмат Акилов.
03.06.17 г. на Лондонском мосту микроавтобус стал давить пешеходов, потом из него вышли трое мужчин и, угрожая ножами, накинулись на проходивших горожан. В результате погибли 8 граждан, 48 получили ранения разной тяжести. На следующий день ИГ взяла на себя ответственность.
17.08.17 г. в Барселоне на улице Рамбла фургон, управляемый гражданином из Марокко Юнесом Абуйаакубом, умышленно совершил наезд на прохожих. Погибли 16 человек, 130 получили увечья. В преступлении обвинили группировку ИГ.
31.10.17 г. Очередной теракт произошел в Нью-Йорке. За рулем пикапа сидел уроженец Узбекистана: 8 человек погибли, 11 получили ранения разной тяжести.