Отдых и еда - по расписанию
Саша из Барановичей много лет числится в штате российской организации водителем дальнобойщиком. Звучит довольно хорошо, но Саша так не считал, так как заработанных средств еле хватало на семью, где росли двое детей. Именно из-за нехватки денег он решил покинуть родину и уехать на заработки в Европу для работы на большегрузе вахтовым методом.
Пятнадцать часов без отдыха и еды
Водительский стаж, да и работа водителем автопоезда и фуры, у 35-летнего Саши уже давно. Все начиналось с поездок по Беларуси, потом решил трудоустроиться в российскую организацию.
Работа дальнобойщика в российской компании не из легких: все дело в том, что приходится ездить по стране в «особенных» условиях, которые предложили Саше. Молодой человек, не раскрывая тайн, подтверждает тот факт, что большинство фирм-грузоперевозчиков работают именно в таком режиме и предоставляют только такие условия.
— Особенно тяжелым для меня оказался мой первый рейс без напарника, когда меня отправили в Таджикистан. Горные дороги на большой высоте, покрывшиеся ледяной коркой, мороз 35 градусов. Самым опасным для меня представлялось — сломаться на дороге…
— Самым обычным и часто встречающимся нарушением среди дальнобойщиков считается несоблюдение режима труда и отдыха. При этом работодатель не выступает против него, так как мотивирует это так: «Больше километраж – больше зарплата». Это и объясняет наличие двух чипов в рейсе: свой и чужой. Если мне соблюдать правила, то ехать я должен 9 часов и потом отдыхать. Но чтобы получить больше денег, нужно сделать больший пробег, в тахограф перед отдыхом вставить чужой чип. По факту - за рулем другой человек, а практически — по-прежнему еду я.
Нередко случалось, что Саша бывал за рулем по 15-17 часов без перерывов и питания.
— В таком режиме ехать в снегопад по Казахстану, например, очень тяжело, так как хочется сильно спать, страшно, но нужны деньги. На тот момент уже была сыграна свадьба и в семье подрастали двое детей, жена не работала и находилась в декретном. В такие времена денег не всегда особо хватает, а тут еще начало строительство частного дома.
— От друзей дальнобойщиков я узнал о том, что многие водители переходят работать вахтовым методом в Европе через литовские фирмы. График работы вполне подходил: несколько недель в рейсе, несколько дома. Ну и, конечно, обрадовал тот факт, что зарабатывать там получается намного больше, чем в российских компаниях. Нет никакого обмана, все работают согласно правилам, сверх положенного никто не работает.
Так Саша задумался и решил поехать в литовское агентство, о котором рассказали его знакомые.
В ожидании водителей-иностранцев
— Мне посоветовали одну компанию, где работают мои друзья, но и в нее я мог попасть только после заполнения анкет своими данными и предоставления документов. Как оказалось, к моему большому удивлению, в Европе моя профессия достаточно востребована, в агентстве предлагают не менее 15 фирм, которые желают принять на работу иностранцев водителей.
Для того чтобы приступить к работе, Саше пришлось пройти курсы для получения профессиональной квалификации водителя под названием код «EU 95». Для этого он отучился полторы недели в Литве, заплатил за них 625 евро и, конечно, не стоит забывать о том, что ему пришлось оплатить себе жилье и питание на протяжении всего этого периода.
— Работодатели в Литве в первую очередь разузнали, по каким маршрутам я уже ездил. Узнав мои маршрутные подвиги, решили взять сразу без стажировки и хорошего знания английского языка: объясняюсь я с трудом, можно сказать - жестами. Саша подписал контракт, в котором прописан график работы: 6 недель работы, 3 отдыха, плюс еженедельный отдых во время вахты.
Первые рейсы были в Бельгию и Голландию, Францию и Италию на автопоезде VOLVO Евро-6 2016 года с новым прицепом. Проблем тут не было, так как дороги он эти знал и чувствовал себя вполне комфортно.
— Здешняя работа немного отличается: раньше мне загружали машину в России, и я ехал с грузом до определенного места назначения. Здесь мой рабочий день — это 300−600 км пути и частые загрузки-разгрузки на складах, производственных организациях. Мне нужно самостоятельно следить за креплением груза, правильностью заполнения документов, проставления печатей и подписи в нужных местах.
После каждой выгрузки водитель должен сфотографировать и отправить курирующему менеджеру накладную - и так происходит каждый день. После того как вахта закончилась, Саша везет в литовский офис большую стопку документов и пишет отчет о проделанной работе. Несмотря на наличие непривычных сложностей - заполнения документов и наличия ответственности - Саша отзывается о своей новой работе хорошо.
Мои права и обязанности
— Чувствуешь себя нормальным человеком, зная, что у тебя есть не только обязанности, но и права. Режим труда и отдыха здесь строго соблюдается каждым, так как за любые нарушения хорошенько наказывают. Теперь отдых и обед - по расписанию, без отклонений.
Во Франции перевозчик может получить тюремное заключение сроком на 1 год и штраф 30 000 евро за подделку документов или электронных данных, изменений в тахографе или его отсутствие. А если у водителя будет чужая карточка, его ждет тюрьма на 6 месяцев или штраф 3750 евро. В Германии за подделку записей карты водителя или печатных документов штраф рассчитывается за каждые сутки: для водителя 250 евро, для компании - 750.
— В Европе штраф получить очень просто, так как здесь требуется выполнение всех законов. Выписать штраф может дорожная полиция, если было совершено нарушение ПДД, а также БАГИ. Но БАГИ, в отличие от нашей инспекции, проверяют состояние автомобиля в техническом плане. У них есть специальная доска на колесах, на ней они подкатываются под машину и проверяют шины, тормозные колодки и шланги, смотрят наличие масляных потеков.
Путешествуя и одновременно работая, Саша никогда не забывает о своей жене и детях - привозит им гостинцы. Саша не постеснялся рассказать о том, что его штрафовали на 170 евро за неправильную парковку.
— Да, я был виноват сам, что нарушил правила, но это связано с тем, что большегрузов много, а места мало. Эта проблема всегда была и не только в Европе: после 15:00 места свободного не найти, а ночью - так тем более. Если тебе не хватило места, значит вся обочина твоя, но только уже с риском получить штраф, что я собственно и сделал. Штраф заплатил сам, естественно из своего кармана.
Ем на 200 евро, у других бывает и побольше
Отдыхать Саше чаще всего приходилось в кабине своей машины, хотя ему во время вахты разрешаются стоянки в гостиницах.
— Все время надоедает жить в грузовике, хочется периодически менять обстановку, — рассказал мужчина. — В течение отдыха знакомлюсь с коллегами, читаю новости в интернете, и конечно, там же общаюсь с родными и друзьями. Семь гигабайт мобильного интернета в Европе стоит не дешево - 7 евро: на просмотр фильмов не хватает, а вот переписываться - самое оно.
Сэкономить деньги на самостоятельном приготовлении еды – проще некуда. Именно для этого дальнобойщики возят собой газовый баллон, горелку, ну и, конечно, посуду для готовки: сковороды, кастрюли. Чтобы продукты не испортились хранят их в специальных полках и холодильниках, расположенных внутри машины. — Использовать баллоны можно только в специально отведенных стоянках, а хранится он в железном ящике на расстоянии 1,5 метра от кабины. Это требование обязательно должно соблюдаться - если оно будет нарушено, вас оштрафует БАГИ. Если ящик отсутствует - штраф 300−400 евро, а потом продадут и установят ящик — чтобы вы больше не нарушали. Получается, достаточно выгодно брать продукты из Белоруссии на первое время, а затем покупать их в небольших городках к трассе.
— Питаются здесь все дальнобойщики хорошо, почти как дома. Я предпочитаю варить супы рыбных или мясных консервов, жарить картошку, рыбные котлетки или палочки. Лучше всего и быстрее всего готовятся полуфабрикаты - их чаще всего и покупаю. Кушать в кафе – дорого, пытаюсь экономить, но нужно уметь ориентироваться по местности: например, на заправках в Польше обед можно себе позволить - он стоит 4−5 евро. Ну а в Европе за первое и второе блюдо придется заплатить все 20 евро, что для меня недопустимо.
Все люди разные и аппетит у них тоже разный: у многих коллег Саши уходит до 400 евро за вахту, ну а сам он за шесть недель вахты на еду потратил только 200 евро.
— Условия работы и жизни во время вахты отличаются от российских - здесь намного лучше. Да, такая работа требует немалых усилий и здоровья, но к людям здесь относятся намного лучше, понимая, какую тяжелую работу выполняют дальнобойщики. В Европе, когда ты приезжаешь на разгрузку, ты можешь принять душ, отдохнуть и покушать: никто тебя торопить и гнать палками не будет. К сожалению, в Беларуси и России такого не бывает. В России после тяжелой разгрузки, максимум, что могут предложить - стакан воды и помыться в речке.
Водитель спит, а бандиты - нет
Конечно, как и в любой истории бывают неприятные моменты. Пожалуй, самая большая трудность, с которой сталкиваются водители большегрузов, — хищение перевозимого груза из прицепа.
— Воровство развито во многих странах - риск, что у тебя украдут груз, велик. Во время отдыха и сна водителей воры обыскивают фуры в поиске дорогостоящего и интересного для них груза. При нахождении нужного товара они перекидывают несколько паллет в свою машину и уезжают.
У Саши был случай в Париже, когда бандиты порезали тент, даже несмотря на то, что машина стояла в освещенном месте, но груз не пострадал и остался на месте, так как не заинтересовал воров.
— В наших инструкциях строго прописано, что нельзя нарываться один на один с бандитами: нужно вызывать полицию, даже если в этот момент происходит кража из вашей машины.
Оплата труда у Саши посуточная — 62−65 евро, сюда же включены выходные дни. Чтобы сравнить: проехав без нарушения ПДД 9 часов по Беларуси или России, водитель получит за сутки около 50 евро. Как правило, выходные посреди вахты не оплачиваются, также, как и простои. Зарплата перечисляется на личную карту. Работодатель имеет право оштрафовать на 50 евро, если водитель будет постоянно нарушать правила, но нашего Александра это не касается - он выполняет свою работу на отлично.
Зарплату не задерживают. За границей удается покупать выгодно без наценок одежду для семьи и себя, а также продукты и бытовые чистящие средства. Они уже привели в порядок свой частный дом и собираются менять OpelAstra на хороший внедорожник. За такую зарплату вполне можно и погулять, и покататься, семья планирует отправиться на отдых в Черногорию.
Есть риск остаться без водителей
Как говорит Александр, все те, кто попробовал работать в Европе, уже не хотят возвращаться на заработки в Россию или Беларусь не только из-за оплаты труда, но и по причине негативного отношения к сотрудникам.