Служебные автобусы и санитарные машины из Горького
К середине 30-х годов советская автопромышленность уже производила городские автобусы различной вместимости — от средних «ЗИС-8» до гигантских «ЯА-2», правда, всего лишь в двух образцах. В то время как небольшие автобусы для внутрирайонного и служебного сообщения строились только филиалом «ГАЗа» - заводом «Гудок Октября» на шасси Грузовика «ГАЗ-АА», позднее «ГАЗ-ММ». С 1939 года это предприятие было отделено от основного производства Горьковского автомобильного завода и стало именоваться Горьковский автобусный завод.
Первый советский служебный автобус получил индекс «ГАЗ-03-30», потому что разрабатывался на основе изучения американского школьного автобуса «Туре-330», строившегося на шасси «Форда-АА» с начала 1931 года фирмой Union Still Body Company. Американскому заказчику тогда такая машина обходилась в $1800. Служебный автобус «ГАЗ-03-30» представлял собой двухосный автомобиль с автобусным кузовом, вместимостью 17 человек, включая шофера. Кузов имел деревянный каркас с деревометаллической обшивкой. Он изготавливался из древесины твердых пород или березы, а снаружи боковые стенки обивались железным листом толщиной 1 мм, задняя - толщиной 0,6 мм.
Для водителя была выделена кабина, имевшая отдельную дверь и снабженная мягким сиденьем со спинкой. Подушка сиденья использовала пружины, в то время как спинка пружин не имела, однако отличалась достаточной мягкостью. Такую же конструкцию повторяли и пассажирские кресла. Помимо водительской, в кузове были еще две двери. Входная, пассажирская, снабженная механическим затвором, с внутренней стороны имела ручку для открывания и закрытия. Дверь кабины водителя — лимузинного типа - оборудовалась поднимающимся боковым стеклом. Третья, запасная, дверь находилась в задней части автобуса и служила для аварийной эвакуации пассажиров. В кузове имелись 9 окон, 6 из которых могли открываться. В целях предохранения деревянного каркаса кузова от гниения в него были введены 12 вентиляционных решеток, расположенных под крышей над стойками окон. Ветровая рама кабины водителя могла подниматься, она крепилась на двух стойках и снабжалась вакуумным стеклоочистителем. Кузов изнутри освещался пятью плафонами с лампочками по 15 ватт. У автобуса были передний и задний бамперы. В верхней части кузова над ветровым стеклом устанавливался маршрутный фонарь, в котором размещались две лампы освещения маршрута по 25 ватт каждая. По обе стороны маршрутного фонаря располагались две створчатые вентиляционные решетки и два сигнальных фонаря с .10-ваттовыми лампочками. Крепление кузова осуществлялось болтами к кронштейнам, привинченным к раме автомобиля. Древесина, употреблявшаяся для каркаса кузова «ГАЗ-03-30», должна была иметь влажность не более 12%. В ветровую раму были вставлены стекла триплекс толщиной 4,5 мм без волн и желтизны, а в окна и двери - тройные бемские стекла.
Наружная отделка кузова автобуса «ГАЗ-03-30» должна была иметь следующий вид: крыша и борта до пояса окрашивались в светложелтый цвет; кузов ниже пояса, капот, кожух радиатора, фартук радиатора и диски колес - в темно-синий или темно-красный, крылья, брызговики. И бампера - в черный. Внутри потолок и стены оклеивались дерматином, им же обивались подушки и спинки сидений шофера и пассажиров. Раскладки окон и бортов протравливались и лакировались. Остальные поверхности покрывались масляной краской и лаком. Пол в проходе был выстлан планкой в продольном направлении и окрашен в черный цвет.
Снаряженная масса машины составляла 2270 кг, длина - 5300 мм. Поскольку лобовая площадь автобуса «ГАЗ-03-30», оказалась намного больше, чем у обычного грузовика, то соответственно на целых 5 км снизилась максимальная скорость: с 70 до 65 км/ч.
После освоения серийного производства этих автобусов, Горьковский автобусный завод принялся за изготовление их модификаций. Первой стала санитарная машина с матовыми боковыми стеклами и двумя носилками, однако такая конструкция оказалась слишком дорогостоящей. Поэтому был разработан более простой вариант санитарного автомобиля, получивший индекс «ГАЗ-55». В качестве опытных образцов на шасси автобуса «ГАЗ-03-30» были построены автолавки с боковыми сдвижными створками, при поднятии которых автобус превращался в магазин на колесах.
В 1935 году в Научно-исследовательском автомоторном институте был изготовлен обтекаемый кузов люкс на шасси «ГАЗ-03-30», для чего его база была удлинена на 170 мм против стандартной. Кузов вмещал 14 кресел специальной конструкции, спинки которых могли откидываться, позволяя пассажирам полулежать в них. Над сиденьями вдоль стен был установлен багажник новейшего типа. В восьми плафонах, освещавших салон, имелись оригинально установленные вентиляторы. Две двери располагались по бокам, передняя правая дверь открывалась водителем с помощью специальной ручки. Автобус предназначался для междугородного сообщения, имел комфортабельную отделку и по удобству и красоте не уступал американским. Многие транспортные организации своими силами строили обтекаемые кузова и кузова-фургоны на шасси «ГАЗ-03-30».
С 1932 года по проекту московского инженера и художника-конструктора И.Ф. Германа на шасси автобуса «ГАЗ-03-30» санитарные автомобили стала делать небольшими партиями автобаза «Скорой помощи» в Москве. При этом передние и задние рессоры заменялись более мягкими, оба моста оснащались амортизаторами, а поскольку нагрузка по сравнению с автобусом была небольшой, то задние колеса получили одинарные шины. Но таких машин хронически не хватало, поэтому с 1 937 года на филиале Горьковского автозавода начался выпуск медицинского автобуса «ГАЗ-55», ставшего развитием машины, созданной в Москве.
Выполненный на шасси «ГАЗ-ММ», этот автомобиль выделялся наличием в салоне отопителя и системы вентиляции. Санитарные автобусы «ГАЗ-55» во время войны повсеместно использовались для перевозки раненых, в нем можно было перевозить четырех человек на носилках (в том числе и подвесных) и двоих на откидных сиденьях либо соответственно двух и пятерых человек. Масса «ГАЗ-55» в снаряженном состоянии равнялась 2370 кг.
Помещение для больных и раненых отделялось от кабины водителя перегородкой. Приспособление для погрузки носилок состояло из четырех направляющих труб и четырех скользящих кареток-амортизаторов. Мягкие пружинные сиденья были откидными и крепились шарнирами к стенкам кузова. Два из них были боковыми, трехместными, а два - одиночными, расположенными у передней перегородки. Полужесткие спинки боковых сидений служили одновременно ограждениями окон. В комплект машины входили четыре ящика-укладки. Два из них были установлены у задней стенки внутри кузова и предназначались для хранения подвесных гамаков, два других крепились снаружи на подножках и служили для другого оборудования.
Когда началось серийное производство трехосного грузовика «ГАЗ-ААА», кузов автобуса «ГАЗ-03-30» в несколько измененном виде стали устанавливать на шасси этого вездехода. В 1936 году началось серийное производство таких автобусов под индексом «ГАЗ-05-193». Эта машина имела только 9 мест и служила передвижным штабом, в котором в полевых условиях могло размещаться командование военными операциями. Штабной автобус имел намного большую проходимость, чем обычный, однако скорость снизилась до 50 км/ч. Чтобы сэкономить место для размещения специального оборудования, два запасных колеса устанавливались в открытую.
В первые послевоенные годы на Горьковском автобусном заводе («ГАЗ») снова возобновилось производство автобусов «ГАЗ-03-30», однако модель окончательно устарела. Поэтому в 1949 году на заводе были созданы автобус для местного сообщения модель «ГАЗ-651» и санитарный автобус «ГАЗ-653» на шасси нового грузовика «ГАЗ-51», запущенного в производство в 1946 году. «ГАЗ-651» снабжался трехдверным кузовом с деревянным каркасом и стальной наружной обшивкой. Он был рассчитан на перевозку 23 пассажиров, имея 19 мест для сидения.
В 1950 году было решено преобразовать Горьковский автобусный завод в Горьковский завод специализированных автомобилей («ГЗСА») и наладить на нем производство фургонов и других кузовов для определенных типов грузов, устанавливавшихся на шасси «ГАЗ-51» и «ГАЗ-63». Производство же автобусов «ГАЗ-651» и «санитарок» «ГАЗ-653» было передано на Павловский автобусный завод, в город на Оке, где машины получили марки «ПАЗ-651» и «ПАЗ-653», а затем производство их было развернуто на Курганском автобусном заводе, после того как «ПАЗ» в 1962 году приступил к выпуску вагонных автобусов местного сообщения «ПАЗ-652».
Машины «ГАЗ-03-30» и «ПАЗ-651» являлись самыми распространенными автобусами в нашей стране. Многие автобусы «ГАЗ-03-30» эксплуатировались до середины 70-х годов, а один экземпляр такого автобуса работал до 1981 года в подмосковном городе Купавна на местной фабрике, где его и отыскали энтузиасты Рижского ААК и, обменяв на подержанный «РАФ-2204», сделали экспонатом рижского музея «Межциемс». А вот питерцы не отдали своего последнего и единственного «ГАЗ-03-30» ушлым латышам, а сами восстановили его до первоначального блеска.