INTERNATIONAL. От жатки до магистральных тягачей
Используя накопленный опыт, фирма начала стремиться к выпуску магистрального трехосного тягача для дальних перевозок. Появившиеся в начале 50-х тягачи такого типа на американских дорогах вид имели весьма своеобразный: для серийной кабины шасси было чересчур велико, и над двигателем пришлось возвести изрядных размеров прямоугольный капот, а уж поверх него ставилась нормальная двухместная кабина «узкого» типа, выглядевшая будто бы заброшенной на крышу гаража. Спереди это сооружение украшала хромированная облицовка радиатора, а за кабиной ютился неприметный для дальнобойщика спальный отсек в форме положенного на бок платяного шкафа. И только к концу пятидесятых компания спроектировала для своего магистрального супертягача нормальную кабину, расположенную над двигателем.
Между тем массовые International, повинуясь моде тех лет, по внешнему виду все более и более приближались к легковым машинам. Все - и маленькие пикапы, и 10-тонные самосвалы - получили новый капот с композиционно объединенными крыльями, затем более просторную кабину с панорамным ветровым стеклом, двухцветную окраску в качестве стандартного заводского исполнения. Старые 6-цилиндроые силовые агрегаты уступили место более современным Y-образным восьмеркам, как дизельным, так и карбюраторным. Выбор моделей и модификаций к 1965 г. перевалил за восемь десятков и компания выдвинулась на ведущие позиции в США по производству грузовых автомобилей для всех нужд транспорта.
К началу 70-х снова был полностью обновлен весь спектр моделей, попутно заменены на новые все старые названия машин. International теперь начинались с пикапов Traveller, далее следовали средне-тоннажники серии Lowdstar и Cargostar, а завершали гамму седельные тягачи класса «супертрак» под общим названием Transstar. На базе агрегатов травеллера начали, кроме того, изготавливать тяжелые и мощные полноприводные джипы Scaut. Несколько особняком стояли угловатые, сугубо функциональные внедорожные и строительные грузовики Paistar. Наиболее популярные «лоудстары» поставлялись с различными колесными формулами: 4x2, 4x4, 6x4, и в разнообразных модификациях: бортовые, самосвалы, седельные тягачи, шасси (в том числе и для школьных автобусов). Широкий квадратный нос этих машин был наиболее типичной чертой всей продукции фирмы на протяжении 70-х гг.
Конструкции International всех серий систематически совершенствовались, в частности, появился двух-контурный привод тормозов, полностью синхронизированные коробки передач с огромным количеством диапазонов: на дизельных двигателях начал использоваться турбонаддув. Фирма открыла свои филиалы в Австралии и Мексике.
Все как будто бы шло хорошо, даже отлично, однако финансовое положение год от года почему-то ухудшалось. Потребовалось время, что-бы понять: не автомобили виноваты, даже не рыночная политика — «каргостары» и « лоудстары» по-прежнему шли нарасхват, не боясь никакой конкуренции, - а производство дорожно-строительной техники, и особенно сельскохозяйственных машин. Оно-то и тянуло всю компанию назад благодаря обострившейся конкуренции со стороны других производителей. К сожалению, в фирме в этом не сразу разобрались, а когда поняли причину, было уже поздно.
Двадцатого февраля 1986 г. последовало официальное сообщение: самый крупный в Соединенных Штатах производитель грузовиков, многие десятилетия известный как независимое предприятие International Harvester прекратило существовать в качестве такового. Славное имя было продано вместе с отделением сельхозмашин и дорожных машин корпорации Tanneko. Отныне и впредь оно будет или не будет - по усмотрению новых владельцев - украшать только эту технику, употребляться же в качестве автомобильной марки больше не станет. Выходит, с автомобилями International мы можем проститься? Но ведь они никуда не делись, да и завод, на котором они изготавливаются, тоже на старом месте стоит. Значит, все продолжается. Новое руководство, не откладывая, принялось за реорганизацию и модернизацию, а заодно постаралось придать своим изделиям новый и «свежий» имидж. Известная нью-йоркская фирма «Гроссман Португал», к которой обратились за консультацией, предложила выбрать целую сотню имен для бывшего International. По зрелым размышлениям в качестве новой марки было выбрано слово Novistar, ранее в английском языке не существовавшее, что-то среднее между терминами «навигация» и «звезда».
Конечно же, перемены не закончились с обновлением вывески на здании главного управления в Чикаго и знаменитой фирменной эмблемы. Намного более значительные изменения происходили на заводе в Спрингфилде, а там пять с половиной тысяч рабочих на новейшем оборудовании ежедневно выдают по 325 грузовиков, обеспечивая «Новистару» твердые 27% внутреннего рынка страны, чего на прежней оснастке едва ли можно было добиться. Фирма попрежнему, несмотря ни на что, удерживает за собой первое место по производству грузовиков в США.
Уже сейчас видно, что Novistar стал для Америки тем же, чем был старый добрый International, и компания процент за процентом отвоевывает рынок прежде всего для своих дальнобойных тяжеловесных супертраков.