Игра в салочки
Думаете, что нечего... Как бы не так. Разуть его можно по полной программе...
Обозревателю «Автотрака» удалось кое-что разнюхать о том, как на совершенно законных основаниях грабят дальнобойщиков. Прежде чем поговорить с Максимом, водителем «рабочей» машины, я подвергся тщательному досмотру... Обыскали каждый сантиметр, дабы быть уверенными наверняка, что я не вооружен диктофоном... И еще. Прежде чем перейти непосредственно к разговору, обозначим некоторые термины и понятия, которые будут использоваться в ходе беседы.
«Чиркаши» - инициаторы подстав.
«Лохи» — жертвы «чиркашей».
«Рабочая» машина — автомобиль, на котором ездят «чиркаши».
«Жопная» подстава — подставляют не крыло, а зад «рабочей» машины (в шутку водителей, которые подставляются именно таким способом, называют «жопниками»).
Экипаж «рабочей» машины состоит из 3 человек бандитской наружности (стрижка «ежик», крепкое телосложение...). В каждом экипаже есть старший, которого курирует иерархически высшее звено - «бригадир».
«Чиркаш»-одиночка - это большая редкость (хотя встречаются и такие «вольные художники», которые не прочь слупить с «лохов» деньги столь нехитрым способом). Как правило, «чиркашей» держат организованные преступные группировки.
- Максим, сложно ли организовать подставу?
- Элементарно. Чаще всего мы работаем по следующей схеме: я пристраиваюсь за каким-нибудь недотепой, который любит покататься в крайнем левом ряду и начинаю его дальним светом слепить - обгон прошу. Мой напарник на второй машине едет в соседнем ряду, да так, чтобы этот «лох» его не видел, то есть маячит у него в «мертвой зоне». Уступая мне дорогу, жертва неизбежно врезается в левое крыло «рабочей» машины моего напарника...
- В общем, жертва виновна на все 100%...
- Совершенно верно. Далее из «рабочей» машины выходят двое крепеньких ребят и вступают в переговоры. Очень вежливо и доходчиво объясняют, что причиненный ущерб нужно возместить. Называется сумма не менее 2000 баксов. Жертва, разумеется, начинает оправдываться, мол, где же я столько денег возьму...
- Переговоры ведете прямо на проезжей части?
- Нет, конечно. Отъезжаем в какой-нибудь укромный дворик.
- А если жертва не соглашается?
- Заставляем силой. Но до этого редко доходит, наши переговорщики отличные психологи... Так вот, если не удается раскрутить на 2 штуки по-хорошему - раскручиваем по-плохому. По «мобиле» вызывается группа физической поддержки, приезжают крепенькие ребята на пяти-шести дорогих иномарках и начинают угрожать, дескать, семью всю твою вырежем, без квартиры оставим... Ну и все в таком духе.
- Эти угрозы расправы имеют под собой почву? То есть и впрямь можете семью вырезать?
- До этого еще не доходило, но в принципе может быть и такой исход. Однажды был случай: жертва не захотела расплачиваться и нам пришлось взять в заложники его ребенка. И что ты думаешь, через два дня он собрал нужную сумму...
- «Крыше» много отстегиваете?
- Четверть с каждой подставы. Иногда половину, если возникают осложнения. В чем это выражает ся? Когда доходит дело до вызова группы физической поддержки - это и есть осложнения. Также осложнения могут быть в виде внезапно нарисовавшихся сотрудников ДПС. Иногда приходится улаживать конфликты с конкурирую щими экипажами. «Крыша» в нашей работе необходима как воздух.
- Как много «рабочих» автомобилей в Москве?
- Точно сказать не могу, но, по слухам, что-то около двухсот. Нет ни одного района в Москве, где бы не было «чиркашей».
- Отрабатываете только легковушки или не брезгуете и грузовиками?
- Я работаю только по легковым авто. Но знаю, что довольно-таки много машин, которые отрабатывают грузовой транспорт. Подставляться грузовикам - дело опасное, но прибыльное. В начале года я проходил инструктаж по грузовым подставам, но работать отказался. Велика вероятность того, что правоохранительные органы сцапают.
- А как же «крыша», неужто не от мажет?
- Ну, знаешь ли, раз на раз не приходится.
- Грузовикам подставляетесь по такой же схеме, что и легковушкам?
- Эта схема не всегда срабатывает. Во-первых, грузовой транспорт не суется в крайний левый ряд, во-вторых, водители больше грузов очень наглые — дорогу никогда не уступают. Для них есть своя схема. «Рабочая» машина обгоняет фуру, перестраивается в ее ряд и резко тормозит. Уйти от столкновения не реально. Такая схема называется «жопной»... Подставить грузовик по первой схеме довольно-таки легко можно на МКАДе. Им же нельзя вылезать дальше второй полосы, но всегда находятся такие шустрики, которые так и норовят пощеголять в третьем-четвертом ряду. Эти, собственно говоря, и есть наши клиенты. Однако на МКАДе можно работать не везде, поскольку на некоторых участках установлены видеокамеры. А нам, еще раз подчеркну, «светиться» ни к чему.
- Так ведь грузовик разнесет в пух и прах половину вашей «рабочей» машины. Ее потом не восстановить же...
- Ну я бы не сказал так. У нас водители опытные и все рассчитывают.
- По какому принципу выбирается грузовик?
- Наобум, как с легковушками не действуем. Работаем исключительно по наводке. У нас везде есть свои люди... Сначала мы присматриваем на стоянке несколько большегрузов, как импортного, так и отечественного производства. Своим людям передаем регистрационные номера и ожидаем ответа. Буквально в течение часа нам приходит информация о грузовиках: принадлежит он транспортному предприятию или частнику, данные о страховке и данные из налоговой инспекции, чтобы знать, сколько примерно водитель зарабатывает. На основе этих данных мы выбираем жертву. Предпочтительнее организовывать подставу незастрахованному частнику, так как с него можно слупить больше денег. К тому же можно обойтись без ДПС.
- Если машина один раз «засветилась» в базе ГИБДД, то вы ее больше не используете?
- Разумеется. Мы ее отдаем в сервис, после чего продаем и покупаем новую. В принципе для страховки мы раз в месяц меняем автомобили.
- Вернемся к грузовикам. Застрахованным большегрузам, принадлежащим транспортным фирмам, вы не подставляетесь?
- Крайне редко. Поскольку начинается тягомотина с судами и прочее. Деньги мы получим по-любому - в законе есть какое-то положение о грузовом транспорте, ставшим виновником ДТП, но, по большому счету, водители застрахованного транспорта могут спать спокойно.
- Много удается заработать в ме сяц?
- Чистыми выходит около 15 тысяч зеленых.
- Деньги с водителей вы берете как бы на восстановление машины. И как много уходит на ремонт?
- Практически нисколько. Зачем машине придавать первозданный вид, если уже на следующий день она опять окажется слегка покореженной... Если мы подставили крыло, то его сами рихтуем, подкрашиваем и... в путь. Если бампер - сажаем его на эпоксидный клей.
- Как правило, автомобиль какой марки становится «рабочей» ма шиной?
- В силу того, что «лохов» надо раскручивать на большие деньги, мы используем иномарки последних модификаций: Audi A-6, А-8... BMW... Особой популярностью пользуются «мерседесы» Е-класса, поскольку у них практически все детали держатся на соплях. Заденешь слегка бампер - а он уже на асфальте валяется... И это делает иллюзию, что авария весьма серьезная.
- На кого оформляется «рабочая» машина?
- На подставное лицо. Так безопаснее. Иногда мы с машины не снимаем транзитные номера. Это удобно в тех случаях, когда машина «засветится». Ее быстренько продаем и, как говорится, концы в воду.
- Проколы когда-нибудь случались?
- По большому счету, нет. Только однажды попался жутко наглый «лох». Он нас чиркнул по крылу. Остановился. Затем совершенно неожиданно перестроился в другой ряд и встал там. По мобильнику вызвал дэпээсников. А когда они приехали, начал орать, что это не он нас, а мы его. Происшествие оформили в его пользу. Но мы его за такую выходку поставили на 8 тысяч долларов.
- А вообще, есть ли способ избежать подставы?
- В принципе можно. Но я об этом рассказывать не буду, иначе, если это станет известным, мы останемся без работы...
ОТ РЕДАКЦИИ. Коль Максим не захотел делиться советами, это сделаем мы. Как показывает практика, жертвами «чиркашей» чаще остальных становятся нарушители. В связи с этим дальнобойщикам не нужно лезть в левые ряды. Помимо прочего, свято блюсти скоростной режим. Более того, для страховки лучше ехать на 10 км/ч медленнее, чем разрешено...
Поскольку «чиркаши» не любят связываться с застрахованными автомобилями, лучший вариант сделать это. Можно также застраховать автомобиль, так сказать, виртуально - наклеить стикер какой-нибудь страховой компании (благо этого добра сейчас пруд пруди).
Если же вы все-таки стали жертвой «чиркашей», то доказать, что данное ДТП — подстава, практически невозможно. Нужно иметь какой-нибудь весомый аргумент, типа аудио- или видеозаписи. Сделать скрытую видеосъемку - невозможно, а вот записать весь разговор на диктофон вполне реально. В суде, во всяком случае, вы сумеете доказать, что у вас вымогали деньги. Но нужно оговориться, что не всякое выманивание денег есть вымогательство. Вы виновник ДТП, а значит, должны возместить причиненный ущерб. Если вам угрожают, значит, это самое натуральное вымогательство. Максим рассказал случай, когда один из экипажей был привлечен к уголовной ответственности. А все из-за того, что они организовали подставу молоденькой девушке. В качестве расплаты за причиненный ущерб «чиркаши» предложили ей провести пять часов в сауне, ублажая всех по очереди. Жертва оказалась не промах. У нее в сумочке был диктофон, коим она и воспользовалась...
Пожалуй, самое главное, что необходимо помнить в случаях, когда вы стали виновником ДТП, - это обязательно вызвать инспекторов ДПС. Да-да, именно их. При всей своей нелюбви к ним вы должны понимать, что они единственные, кто сможет вам помочь в этой неприятной ситуации.
До прибытия инспекторов не стоит вступать ни в какие переговоры с вымогателями. Лучший вариант — запереться в машине и преспокойно ждать...