ДРУЗЬЯ ПО БАРАНКЕ
«Дальнобойщиков» зритель полюбил сразу, с первой серии. Смело можно утверждать, что на смену сопливым мыльным операм наконец-таки пришел полноценный сериал. Его и сериалом-то назвать язык не поворачивается. Каждая серия — это законченный фильм. Уже через три дня показа «Дальнобойщики» уверенно обосновались на вершине телевизионных рейтингов. Главные герои Федор Иванович (Владимир ГОСТЮХИН) и Сашок (Владислав ГАЛКИН) в чем-то наивные, в чем-то чересчур книжные, но они близки каждому. Сериал изначально был обречен на успех, даже несмотря на мизерный бюджет — 58 тысяч долларов на серию...
— Как «Дальнобойщики» родились?
— Мы искали новых героев: ярких, запоминающихся и вместе с тем жизненных. Пришел ко мне Дмитрий Каморин и принес черновик книги о жизни дальнобойщиков, которую он собирался опубликовать. Я посмотрел материал, и мне он показался сыроватым, но сама идея — понравилась. Из всей его книги в основу сериала легли только пару сюжетов, поскольку его представления о дальнобойщиках были не очень-то состоятельными. Остальное — додумывал я сам.
— У вас были консультанты, которые помогали расписывать жизнь водителей большегрузов?
— Жизнь дальнобойщиков общеизвестна: проститутки дорожные, бандиты, гибэдэдэшники... Достаточно проявить немного воображения, чтобы представить, в какие приключения они могут вляпаться... К этому сериалу мы подходили с такой установкой, чтобы он был жизненным, похожим на действительность, и в этом нам существенно помогли водители-дальнобойщики с завода «КАМАЗ».
— Кстати, «КАМАЗ» много вам заплатил за то, чтобы стать героем сериала?
— Ни копейки. Хотя следовало бы. Но я на самом деле не кровожадный, все-таки понимаю, что надо поддерживать отечественного производителя. Вообще, с предложением предоставить для съемок автомобили мы обращались и к «МАЗу», но у них, наверное, уши плохие, поскольку никак не отреагировали на это.
— На съемках, до и после них, случались какие-нибудь поломки с КАМАЗом?
— За те пять месяцев, что мы снимали «Дальнобойщиков», — ни разу.
— В продолжении сериала Федор Иванович и Сашок по-прежнему будут колесить на КАМАЗе?
— Мы думали над этим, и, скорее всего, они пересядут на какую-нибудь иномарку. Правда, с этим есть определенные трудности, поскольку забесплатно делать рекламу «вольво» или «мерседесу» нам не хочется.
— В Голливуде снято немало боевиков о дальнобойщиках. У вас не было соблазна сделать что-нибудь кровавое?
— Нет. От бесконечных мордобитий и автоматных очередей уже всех тошнит. У нас в сериале, конечно, есть и кровь и убийства, но это носит не столь выраженный характер. У меня изначально был замысел сделать сериал добрым, я бы даже сказал, оптимистичным. Если помните, в самой первой серии Сашок спрашивал у Федора Ивановича, мол, ты смотрел такой-то фильм про дальнобойщиков? Федор отвечает ему, что нет. Сашок у него интересуется, дескать, ты вообще боевики смотрел? «Смотрел однажды, — говорит Федор, — с Нинкой в 78 году. Один раз посмотришь, а больше не интересно...». Мы с самого начала рассчитывали сделать не сериал-однодневку, а народный хит, который будет одинаково интересен и дальнобойщикам, и домохозяйкам... Если вы обратили внимание, любая серия, в какие бы переплеты ни попадали герои, заканчивается хэппи-эндом.
— Конкурс на главные роли в «Дальнобойщиках» был большой?
— Шутите? Какой может быть конкурс для Гостюхина? Он был утвержден на главную роль без всяких проб. Весь сценарий прописывался именно под него... С Галкиным то же самое. Он сыграл маленькую роль в «Каменской». Там мы его заметили и пригласили на роль Сашка.
— Режиссер-постановщик Юрий Кузьменко — это ваш выбор?
— Разумеется. Лучше него с этой работой никто бы не справился. Помимо того, что он прекрасный режиссер, он еще и актер. Его первая роль в кино — водитель-дальнобойщик. Ему близко это, да и по своему темпераменту он способен делать такое кино.
— На деле все получилось так же гладко, как и задумывалось, или все-таки есть проколы?
— Творчество — это процесс неровный, особенно в сериалах. По определению не может быть, чтобы все серии были одинаково хороши. Безусловно, есть серии, которые не удались, но в процентном соотношении их доля мизерна.
— Большую часть сюжетов придумывали вы. Значит, по сути «Дальнобойщики» — это целиком ваша заслуга...
— Нужно понимать, что сериал — это огромный «колхоз». У каждого своя роль: один придумывает сюжет, другой расписывает диалоги, третий дорабатывает и так далее. Сюжет — это, безусловно, очень важная вещь для сериалов, но это еще не все. Главное, чтобы была хорошая команда. В команде «Дальнобойщиков» было около 600 человек — половина из них актеры. В течение всех пяти месяцев съемок обстановка на площадке была идеальной.
— А где снимались «Дальнобойщики»?
— Не поверите, но все съемки проходили под Волоколамском. По сути, в одном месте собраны ландшафты всей России. Поэтому сериал с географической точки зрения выглядит более чем правдоподобным.
— «Дальнобойщики-2» — это будет логическое продолжение первой части или же это будет что-то кардинально новое?
— «Дальнобойщики-2» — это мы условно так называем. По всей видимости, будут и «Дальнобойщики-3». Мы не собираемся ограничиваться лишь 30 сериями, поскольку, как показывают рейтинги, потребность общества в таком сериале существует...
Владислав ГАЛКИН: «В этом кино нет павлиньих перьев»
— На экране ты довольно-таки лихо управляешь КАМАЗом. До съемок в «Дальнобойщиках» у тебя был опыт вождения грузовиков?
— Я умею водить практически все виды наземного транспорта. У меня в правах закрыты все категории, кроме мотоцикла. Вождение автомобилей — это мое хобби. Очень люблю машины, правда, на грузовики эта любовь не особо распространяется, поскольку они очень медленные и неповоротливые, а как-никак, кайф от вождения получаешь, когда педаль оказывается в полу...
— Не уж-то на КАМАЗе нельзя гашетку в полу утопить?
— На КАМАЗе можно, только толку от этого никакого! Под капотом моего джипа 280 «лошадок», а на КАМАЗе всего лишь... 240. Смех, да и только... У нас в группе был испытатель из Набережных Челнов, который, собственно говоря, пригнал для сериала один из КАМАЗов... Сидим как-то раз после съемок, он говорит, мол, хочешь посмеяться? Достает паспорт от КАМАЗа с техническими характеристиками, где черным по белому написано: максимальный угол подъема машины составляет... один градус (!). То есть в горку он вскарабкивается с таким трудом, что, по-моему, пешком быстрей поднимешься... У нас дальнобойщики спрашивали, дескать, почему вы для съемок выбрали именно КАМАЗ, ведь он менее надежен, чем тот же МАЗ? Ответ был очень простой: КАМАЗ покупаешь — он нормально ходит полгода, затем весь сыпется. А если покупаешь МАЗ — его полгода ты делаешь, поскольку он вообще не в состоянии хоть как-нибудь перемещаться, зато потом долго служит...
— За пять съемочных месяцев с КАМАЗом случались поломки?
— Постоянно летели тормозные шланги, сальники... Но это вызвано условиями эксплуатации. С машиной вытворяли ТАКОЕ, что вообще удивительно, как она выжила. Представь, на 80 км/ч тормозную педаль в пол. Невообразимые трюки... И в таком режиме каждый день. Вдобавок местные жители пытались открутить что-нибудь на память. В общем, были неполадки, но малосущественные.
— КАМАЗ тебе показался тяжелым в управлении?
— Самое главное в общении с автомобилем — это чувствуешь ты его габариты или нет, а от этого зависит степень уверенности. КАМАЗ в этом отношении зарекомендовал себя ни так, ни сяк. Именно от того, насколько уверенно ты себя чувствуешь за баранкой, зависит легкость управления. В общем, КАМАЗ — это еще терпимо... Однажды моему товарищу досталась «Бронка-3» — армейский вариант, у которой порог мне где-то по грудь. Сел я за руль... Вокруг вообще ничего не видно. Тогда я себя очень неуверенно чувствовал. В сравнении с «бронкой» КАМАЗ просто элементарен в управлении.
— Ты любитель быстрой езды. Как у тебя складываются отношения с ГИБДД?
— Самое интересное, когда я еду быстро, они не трогают, даже не смотрят в мою сторону. Но стоит ехать по правилам, тормозят чуть ли не на каждом пикете. Это, прям, как в старом анекдоте: «Сидит гаишник в кустах с радаром и за машинами наблюдает: — «О, 120 км/ч... Ух ты — 140!.. Вот это да — 160! Елки-палки — 200! Во дает... Так, а это что такое: 40 км/ч... Останавливает его: — Ну и куда мы так крадемся?» И меня они по этой же причине часто останавливают, спрашивают, мол, я не понял, у вас там что? Оружие, наркотики или вы пьяный? Потом узнают, предлагают до дома проводить... Они почему-то всегда в полной уверенности, что я еду из кабака ужасно пьяным... Я, на самом деле, с большим теплом отношусь к нашим гибэдэдэшникам. Они очень замечательные дядьки. В принципе, что бы ты ни натворил, с ними всегда можно договориться. В Европе или в Израиле с этим делом просто катастрофа. Они взятки не берут!
— Тебе, наверное, многие нарушения ПДД сходят с рук в силу популярности.
— Чего уж там говорить, конечно, популярность помогает. Но по-любому не надо себя настраивать, что вот, я артист, будет все ништяк, отпустят. Главное — это не хамить. Если ты вежливый и деликатный, то не нужно быть популярным актером, чтобы тебе прощали нарушения ПДД.
— Что ты думаешь о жизни дальнобойщиков?
— Я, пожалуй, не ошибусь, если сравню жизнь дальнобойщиков с жизнью байкеров. Это некая религия, по канонам которой они существуют. Я достаточно много общался с дальнобойщиками. Для них этот образ жизни — философия всего бытия. Они жить не смогут без этой профессии. Ты запрети им заниматься любимым делом, и они с ума сойдут. Для большинства из них семья не имеет такого значения, как работа... Очень тяжелая и очень опасная жизнь.
— А ты променял бы профессию актера на профессию дальнобойщика?
— Профессия актера тем и хороша, что ее не нужно ни на что менять. Она вмещает в себя абсолютно все профессии. Сегодня ты дальнобойщик, завтра космонавт, послезавтра бандит... Если судьба актера складывается удачно, то ему не нужно искать романтику в других профессиях.
— В роль Сашка было тяжело вживаться?
— Я могу долго рассказывать о том, как вживаюсь в роль... Говоря проще — есть интересный материал, и есть скучный, безликий. Сашок мне понравился. Это вовсе не значит, что он мне близок по духу или у меня есть с ним что-то общее... Еще в детстве мне безумно понравилась фраза отца. Он сказал, что степень таланта артиста зависит от его степени влюбленности в материал.
— Значит, ты в Сашка влюбился сразу?
— Давай не будем говорить «влюбился». Я еще раз повторю — есть образы интересные. Сашок мне показался интересным, и не более того...
— По-твоему, в чем успех «Дальнобойщиков»?
— Это советское кино. Без павлиньих перьев, без понтов... Это кондовое, в хорошем смысле этого слова, советское кино. Главные герои — это два обычных мужика, живущих своей жизнью без каких бы то ни было иллюзий. Идут по жизни и рассказывают с экрана свою историю. Зритель не любит, когда с ним заигрывают, рассказывая какие-то сказочные небылицы... Ему нравятся бытовые истории — и в этом причина успеха.
— С Гостюхиным у тебя такие же теплые отношения, как и на экране?
— Намного теплее. В киношной жизни мы с ним иногда ссоримся... Я считаю, мне необыкновенно повезло, что в партнерах у меня оказался именно Гостюхин. У нас момент партнерства был абсолютный, а это, пожалуй, самое ценное. Мы буквально вросли друг в друга, что в кино бывает крайне редко, так как эгоизм присущ актерской профессии. Я ему очень благодарен за возможность такой работы. Он неординарный человек. У Владимира Васильевича весьма сильный, крепкий характер. Настоящий мужик, которых на сегодняшний день очень мало.
— Помимо актерского образования ты получил и режиссерское. У тебя не было желания снять «Дальнобойщиков» по-своему или доверие Кузьменко было абсолютным?
— На самом деле мы все делали по-своему: переписывали тексты, отстаивали свою точку зрения постоянно... Это был коллективный труд. Не было чьей-то доминирующей идеи. Кузьменко мы полностью доверяли, и он, в свою очередь, абсолютно доверял нам. Иначе быть и не могло. Сроки были чудовищные — шесть дней на серию, что для полноценной работы крайне мало. Принцип «одна голова хорошо, а много — лучше» действовал на все 100%. Один человек не способен объять необъятное...
— В такой суматохе, наверное, было множество приколов?
— Признаюсь, только спустя длительное время ты понимаешь, где и какой был прикол. «Дальнобойщиков» я еще не переварил. Но скажу только, что все «Дальнобойщики» — это один большой прикол: когда никто не готов и вдруг, как по щелчку, все начинают работать и из ничего рождается сериал... По-моему, это очень прикольно.
— А что там была за история с потерявшимся Гостюхиным?
— Эта история, на самом деле, не лучшим образом характеризует группу, поскольку в группе главное — это артист, ведь как не крути, а без оного «кина» не будет... Снималась одна из сцен, в которой Володя не был задействован. У него появилась навязчивая идея пойти в лес землянику собирать. Собирает ее, собирает... А в это время группа берет и... уезжает. Приехали на базу, где мы дислоцировались... Я спрашиваю, мол, где Гостюхин? Все пожимают плечами — нет его. Сажусь в машину, слава Богу, на съемки я приехал на личном транспорте, и поехал по местам боевой славы... Гляжу — идет по поляне, злющий (все-таки два часа пешком!). Сейчас это, конечно, воспринимается с иронией, но эта история плохо характеризует взаимоотношения в группе.
— Работать по шесть дней в неделю с ненормированным рабочим днем в течение пяти месяцев подряд поди не легко. Тем не менее, продолжение съемок намечается на январь-февраль 2002 г. Тебе охота возвращаться на эту каторгу?
— Для меня эта новость — сюрприз. Хотя продолжение напрашивалось еще в начале работы, но я не думал, что это произойдет так скоро... Признаюсь, мне от этой мысли даже немного жутковато. Когда мы, проработав месяц, поняли, что впереди еще четыре, — нам стало страшно. Сейчас меня пугает мысль, что продолжение будет сниматься зимой. Это ж холод будет чудовищный! В конце октября мы снимали некоторые серии и практически вся группа была с соплями, кашлями... Многие переболели воспалением легких, бронхитом... Работали и по 16 часов без передыха. Выматывались страшно. Условия жизни были, мягко говоря, плохие... Денег, как правило, мало, а делать надо много. Но в этом есть своеобразная романтика. В любом случае во всем плохом надо искать что-то хорошее, какие-то положительные стороны... Конечно, хочется продолжать эту эпопею. Но с другой стороны, хочется, чтобы было меньше потребительства со стороны заказчика. Хочется все-таки, чтобы артистов берегли, так как основная нагрузка именно на них... Я недавно несколько серий пересматривал и подумал: мы так тяжело работали, а на экран смотришь, все как будто одной левой...
— В свободное время наверняка отрывались на полную катушку...
— (Смеется) Да его практически не было. Некоторым счастливчикам удавалось отоспаться. У меня совпали съемки в «Дальнобойщиках» с ремонтом квартиры. Поэтому в любую свободную минуту я уезжал из Волоколамска в Москву.
— Дальнобойщик Сашок сделал тебя узнаваемым. Для школьниц ты новый секс-символ. Поклонницы тебя еще не достали?
— Слава Богу, они пока не знают ни номера моего телефона, ни места, где я живу. Как только разведают — в очередной раз сменю адрес проживания... Чего уж лукавить, поклонницы безусловно греют, в них чувствуешь отдачу от проделываемой работы. Но я им не придаю вселенского значения. Я безмерно люблю свою жену. Она переменила всю мою жизнь. До встречи с ней я был страшно ревнив, но благодаря ей понял глупость ревности. Ревновать — значит не доверять. А настоящая любовь строится исключительно на доверии...