Москва - Брюссель - транзит
Как водителя, иногда забирающегося в центр Москвы на грузовиках, меня заинтересовала организация движения транспорта в Брюсселе. Хотите верьте, хотите нет, но я так и не обнаружил ни одного знака, запрещающего движение грузового транспорта, даже на въезде в исторический центр. На узкие улицы старого города въезд развозным грузовикам разрешен только в ночное время. На тягачах с полуприцепами никто по нему не ездит, но восьмитонные фургоны я встречал у магазинов и у офисов рано утром. За пределами исторического центра в будний день машины двигаются сплошным потоком: 40-тонные автопоезда и автобусы, практически не уступая легковушкам в скорости, бок о бок несутся по своим делам. Но пробок я не заметил, да и средняя скорость движения значительно выше, чем в Москве. Чувствуется, что власти города работают над организацией движения. В выходной день улицы столицы практически свободны. Жители Брюсселя предпочитают отдыхать и развлекаться, а не носиться с квадратными глазами по оптовым рынкам и ярмаркам. Первая в этом году выставка коммерческого транспорта не преподнесла больших сюрпризов, но главные направления, над которыми активно работают автопроизводители сегодня и которые будут активно развиваться и внедряться ближайшие десять лет, просматривались отчетливо.
Fiat Doblo - очень элегантный и функциональный фургон
Во-первых. Основные мировые производители грузовиков полностью подготовились к вступлению в Европе нормативов токсичности выхлопных газов Евро-3. Впереди маячит Евро-4. Моторостроители Европы кооперируются с коллегами из Северной Америки, что позволяет быстро и эффективно достичь новых экологических стандартов. Увеличение мощности двигателя, максимального крутящего момента в широком диапазоне оборотов двигателя позволяет максимально эффективно использовать возможности новых моторов. Какие технические решения этому способствуют, вы можете прочитать в статье, посвященной новым двигателям.
Трехосный Peugeot Boxer грузоподъемностью 2700 кг, объем фургона 26 м3
Во-вторых. Безопасность. Новые системы активной и пассивной безопасности появляются как грибы после дождя. Дисковые тормоза но всех колесах, дополнительные тормозные системы, устройства, позволяющие уменьшить или предотвратить риск заноса, складывания или опрокидывания автопоездов, противоподкатные брусы, датчики, оповещающие водителя об опасном сближении, - вот далеко не полный перечень новинок, появившихся в последнее время.
Складная аппарель облегчает погрузочноразгрузочные работы даже для небольших машин
В-третьих. Применение новых информационных и электронных технологии позволяет не только по месту, но и дистанционно проводить проверку состояния узлов и агрегатов автомобиля, контролировать работу водителя, передавать ему и получать от него различную информацию о грузе, пунктах загрузки и разгрузки, выбирать оптимальный маршрут движения и режим работы. Это дает возможность максимально эффективно использовать рабочее время, быстро и оперативно управлять им. Водитель получил своеобразного электронного секретаря, или, кому больше нравится, помощника и стукача в одном флаконе.
Спринтер 616» с двойной кабиной может выступать в роли не только бортового грузовика, но и седельного тягача, буксирующего трейлеры различного назначения
В-четвертых. Ограничение весовых и габаритных характеристик автопоездов вынуждает производителей автомобилей и прицепной техники искать, разрабатывать и использовать новые технологии, материалы, конструкции для того, чтобы максимально увеличить полезный объем и грузоподъемность подвижного состава, следовательно, уменьшить затраты на единицу перевозимого груза.
Шасси Iveco Daily грузоподъемностью 4200 кг. Маленькая машина с большими возможностями
Что касается коммерческого транспорта грузоподъемностью менее 3,5 тонны, то бум тернет-продаж в западных странах привел и к значительному росту продаж легких развозных фургонов, обслуживающих этот сектор рынка. За последние четыре года сегмент рынка автомобилей грузоподъемностью до 800 кг вырос в Европе на 20%. В конце 2000 годо к великолепной троице «мушкетеров» Renault Kangoo, Peugeot Partner и Citroen Berlingo, продающихся уже несколько лет, присоединился и четвертый, хоть и не гасконец, но, кок мне кажется, не менее достойный представитель - Ficr Doblo Cаrgo. Машина грузоподъемностью от 625 до 805 кг имеет объем грузового отсека 3,2 или 3,8 м3, и предлагается покупателям в Европе как с бензиновым, так и с дизельным двигателями по цене $11 -13 тысяч.
Renault Trafic — старое название — новая машина с красивой внешностью
В классе машин грузоподъемностью до 1200 кг мне очень понравился новый развозной фургон Renault Trafic. Эффектная броская внешность, немного напоминающая стиль легкового Peugeot 206. Чувствуется французский шарм и легкость руки дизайнера. Переднеприводной фургон с дисковыми тормозами на всех колесах имеет полную моссу 2800 кг и полезный объем кузова 5 или 6 м° в зависимости от колесной базы. Три дизельных двигателя с модной нынче системой впрыска топлива Common Rail мощностью 80, 100 и 133 л.с, бензиновый двигатель 120 л.с, 6-ступенчатоя коробка передач. Салон по удобству не уступает легковому автомобилю. Подушка безопасности для водителя входит в стандартный набор опций, а вот АБС уже на заказ. Гарантия на кузов от сквозной коррозии - 12 лет, интервал между сервисным обслуживанием 30 000 км. В продолжение темы добавлю, что на стенде Opel я увидел такой же фургон под названием Vivaro. Главное отличие этих двух машин - передние бамперы, облицовка радиатора и светотехника. Объединение финансовых и технологических ресурсов двух или нескольких фирм для создания новой модели автомобиля стало привычным делом.
Iveco Vendor. Специализированный фургон для доставки товара door-to-door (дверь-в-дверь)
Достойную конкуренцию однотонному французу составит и переднеприводная версия Ford Transit. Впервые за 35-летнюю историю «транзитов» компания Ford выпускает фургоны с приводом на передние колесо, причем параллельно производятся машины с задним приводом и максимальной полной массой 3,5 тонны. Звание фургона 2001 года досталось этой машине заслуженно. Мне довелось два года проездить на «транзите». Шесть лет назад это была самая массовая иномарка такого класса в стране. «Газелей» еще не было, одну тонну груза предпочитали возить на «газонах», но продвинутые перевозчики уже приобретали 1,5-тонные иномарки и приучали к ним клиентов. 2,5-литровый атмосферный дизель и 2-литровый бензиновый мотор были основными силовыми агрегатами. Хоть и пришлось полежать под этими машинами с гаечными ключами, но воспоминания о них остались самые благоприятные.
Один самосвальный полуприцеп заменяет несколько обыкновенных самосвалов
На стенде компании Iveco мое внимание привлекли две машины. Одну из них, фургон Daily Vendor, итальянцы показали впервые. Машина полной массой 3,5 тонны предназначена для курьерских служб и доставки мелких партий товара многочисленным клиентам Интернет-магазинов. Особенность таких машин в том, что водитель со своего рабочего места имеет возможность пройти в грузовой отсек и выйти с пакетом или коробкой через правую дверь. Удобно и практично. Не нодо бегать вокруг машины, экономя силы и время. Правая дверь на «Вендоре» сдвигается параллельно фургону электроприводом, который можно привести в действие нажатием кнопки внутри или снаружи машины или дистанционно с брелока управления центральным замком.
Безопасный полуприцеп KRONE. Аэродинамические щитки и противоподкатный брус по всей длине. Сдвижной тент облегчает погрузку и разгрузку
Рядом с Vendor расположились шасси Daily грузоподъемностью 4200 кг. На машину длиной 6 метров и полной массой 6500 кг устанавливается новый дизельный двигатель мощностью 150 л.с. с системой впрыска топливо Common Rail и турбокомпрессором с изменяемой геометрией.
Гидроманипуляторы на любой вкус, любую длину и грузоподъемность. Незаменимые помощники строительных машин. Но на Западе
Тему фургонов мне хотелось бы закончить мировой премьерой 6-тонного (полная масса) Mercedes-Benz Sprinter. Тяжелая машина оснащается самым мощным «спринтеровским» пятицилиндровым дизельным двигателем CDI 156 л.с. Впрыск Common Rail, турбокомпрессор с изменяемой геометрией, промежуточное охлаждение воздуха - уже почти стандартный набор современных моторов. И одно из самых важных, на мой взгляд, достижений этих технологий -одинаково максимальный крутящий момент в широком диапазоне оборотов двигателя. Sprinter может работать с прицепом грузоподъемностью до 3,5 тонны. Но для этого необходимо устанавливать ведущий мост с отношением передаточного числа главной пары 5-750 против 5.125 в стандартном исполнении. Масса автопоезда в этом случае составит 10 тонн. Одной из особенностей этой машины является то, что рабочая тормозная система имеет гидравлический привод, а стояночная - пневматический.
Тяжелая версия заднеприводного «Транзита». Задние колеса двухскатные. Не фургон развозной грузовик!
Что касается машин полной массой до 18 тонн, то впервые на обозрение публики и специалистов был выставлен новый развозной грузовик DAF серии LF. Сконструированный заново «от бампера до бампера» автомобиль является носителем новых идей и технологий. Различные варианты шасси позволяют выпускать машины полной массой от 6 до 21 тонны. Машина интересная и стоит того, чтобы рассказать о ней отдельно в этом же номере нашего журнала. Рядом с легким грузовиком LF-серии расположился флагман модельного ряда компании - магистральный тягач DAF XF 95 с двигателем 530 л.с. Разглядывая модельный ряд, понимаешь, что дизайнеры не зря едят свой хлеб. «Дафовский» стиль безошибочно угадывается не только снаружи, но и внутри кабины: будь то легкий LF, средний CF или тяжелый грузовик XF-серии.
Даже прекрасные дамы не смогли равнодушно пройти мимо копотного «крокодила»
Напротив стенда DAF расположилось экспозиция компании Volvo. В прошлом году появились две новинки с эмблемой Volvo - развозной FL 6 и тяжелый VHD, предназначенный для североамериканского рынка, поэтому ждать в самом начале года что-то новое было бы наивно. Активно пропагандируя различные системы безопасности, компания демонстрирует на выставках макет кабины-перевертыша, где желающие могут но себе испытать преимущества ремней безопасности в кабине грузовика при опрокидывании последнего. Одному из двигателей серии D 12 повезло больше, чем остальным его собратьям. Закончив шестилетнюю работу с пробегом более 2 млн. км без капитального ремонта, он отправился не на переплавку, а занял достойное место на стенде Volvo.
Если к бескапотной машине приделать «нос», то получится красивая машина Volvo NH-12
Фирма Scania отличилась новым 12-литровым двигателем с турбо компаундом мощностью 470 л.с. Это техническое устройство передает часть энергии выхлопных газов на коленвал, увеличивая крутящий момент двигателя. Топливная система с индивидуальными насос-форсунками и электронным управлением разработана с участием специалистов Cammins. Надо отметить, что 10 лет назад турбоком-паунд применялся на 11-литровых двигателях Scania, но новинка тогда не очень прижилась. Возможно, сейчас настали лучшие времена.
Volvo FH-12, раскрашенная в честь кругосветной гонки на яхтах, стартующей в сентябре 2001 г.
Яркокрасный стенд фирмы Iveco привлекал не только агрессивным и вызывающим цветом, но и шеренгой демонстрационных образцов двигателей и различными шасси машин с этими двигателями. После того как в 1998 г. появился первенец серии Cursor - двигатель объемом 8 литров, в 1999 г. - 10-литровый, в 2000 г. началось производство целой гаммы двигателей рабочим объемом 13 литров и мощностью 380, 440, 460 и 480 л.с. Наличие турбокомпрессора с изменяемой геометрией позволяет развивать максимальный крутящий момент в широком диапазоне оборотов двигателя.
Дисковые тормоза на всех колесах уже не вызывают удивления
Переходя от стенда к стенду и разглядывая машины разных производителей, обратил внимание на некоторые особенности в конструкции машин. На трех- и четы-рехосных машинах с поворотными осями больше одной управление ими осуществляется или рулевыми тягами, тянущимися вдоль лонжерона рамы до самого последнего поворотного моста, или гидроцилиндрами на каждый мост, как на наших МАЗах. В первом случае имеем два десятка наконечников рулевых тяг, во втором - насос высокого давления и несколько гидравлических цилиндров. Некоторые магистральные тягачи разных фирм не имеют задних стабилизаторов поперечной устойчивости (другой термин - бокового крена). Но в то же время развозные городские грузовики все снабжены стабилизаторами задней оси. Если Mercedes, MAN, Volvo, Scania, Iveco традиционно используют П-образную поперечную штангу с серьгами, то DAF и Renault остановились на одной поперечной тяге. Один конец тяги крепится к продольному лонжерону рамы, другой - к площадке, установленной сверху на картере ведущего моста. Плечо рама - картер подобрано таким образом, что при боковом крене эта тяга выполняет роль стабилизатора. Красивое и элегантное, как мне кажется, техническое решение.
Имитатор опрокидывания кабины - хороший способ продемонстрировать преимущество ремней безопасности
На стенде Mercedes внимание то ли корейской, то ли китайской делегации привлек развозной грузовик Mercedes 815. Они долго измеряли его и что-то записывали в своих блокнотах. Тяжелые грузовики были представлены моделями Actros в исполнении Topline. Компания продолжает активно внедрять на свои тягачи FleetBoard - коммуникационную систему для диагностики состояния узлов машины и связи водителя с диспетчерским пунктом. За прошлый год около 1000 тягачей продано с этой системой.
Iveco EuroStar с пневмоподвеской на всех колесах
Что касается стенда Renault, то вместе с заслуженным и в свое время интересным тягачом Magnum стояли развозной Midlum и тяжелый Premium с 11-литровым двигателем мощностью 420 л.с. и системой впрыска топлива Common Rail, впервые примененной на тяжелых грузовиках. Разнообразие исполнения кабины и рабочего место водителя меня лично удивило. Одним словом - гурманы. Триумфатором но этой выставке была фирма MAN. Грузовик года MAN TG-A можно было обнаружить в разных павильонах и в разной роли. Несколько вариантов кабин и различные версии двигателя давали довольно полную картину о том, какие грузовики с эмблемой льва появятся на дорогах Европы в ближайшее время. Но осторожный и консервативный (в хорошем смысле слова) производитель грузовиков не собирается отказываться и от предыдущей модели MAN 2000 Evolution. Компания выбрала стратегию постепенного, в ходе падения спроса, вытеснения старых моделей новыми. В Россию же новая машина будет поставляться только с лета 2001 года, после соответствующей подготовки персонала сервисных станций.
Главная изюминка стенда Iveco - двигатели Tector и Cursor
Но был еще один экспонат, вызывающий неподдельное любопытство и восхищение. В стороне от основных зрительских троп стояло произведение известного дизайнера маэстро Колани - концепт-трак на шасси тягача DAF. Необычный космический дизайн, за которым, как мне кажется, стоит задача в первую очередь удивить человека, привлечь внимание, а уже потом функциональность автомобиля. Это пятый автомобиль художника за последние 25 лет. До серийного образца дело так и не дошло, но рекламные машины с такой внешностью появлялись иногда на дорогах Европы. Очередная попытка напомнить о себе или желание создать действительно серийную машину хотя бы в ближайшие 10 лет? Как бы то ни было, но маэстро показал, что и такие удиви тельные вещи имеют право на существование и место под солнцем, кок бы прагматично мы к ним ни относились.
Клиновая система тормозов самая массовая на легких грузовиках
Главное отличие зарубежных и российских выставок коммерческих автомобилей - отсутствие прицепной техники и навесного оборудования на наших выставках. Ведь автомобиль является только самоходной передвижной платформой, на которой устанавливается различное оборудование. Автопроизводители выпускают только шасси, а какой фургон или механизм установить на машину, решает покупатель. Десятки, если не сотни фирм выставили прицепы, манипуляторы, фургоны, гидроподъемные борта, спецтехнику и передвижные магазины. Бродя по павильонам со спецтехникой, понимаешь, насколько отстала культура автоперевозок в нашей стране. Городские развозные фургоны в европейских странах почти все имеют гидроборта, позволяющие загружать и разгружать машины палетами. Автомобили для перевозки стройматериалов снабжены гидроманипуляторами. Сам себя загрузил, сам же и разгрузил. У нас для перевозки двух палетов кирпича или одной плиты заказывают бортовую машину и кран, а в других случаях и взвод работяг Наши предпочитают надрываться, они - работать.
Все хорошее рано или поздно заканчивается, а очень хорошее слишком рано. Шереметьево-2 встретило очередью на пограничном контроле, хамством таможенника и грязью на дорогах.
Развозной грузовик MAN серии L практически не увидишь на наших дорогах
Здравствуй, страна!
Благодарим московское представительство VolvoTruck за предоставленную возможность посетить автосалон
Стабилизатор поперечной устойчивости заднего моста на грузовиках Renault и DAF
Кабины Office и Relax устанавливаются как на шасси для строительных автомобилей (1), так и для развозных грузовиков (2)
Новый развозной DAF - мировая премьера Брюссельского салона. Под капотом 4- или 6- цилиндровые двигатели
Средний DAF-CF был показан впервые в конце 2000 г.
Производители фургонов показали всю гамму своей продукции
Поворотные оси полуприцепа необходимы при перевозке негабаритного груза
Движущийся пол полуприцепа помогает загрузить и разгрузить его в считанные минуты
Односкатные шины Michelin — ближайшая перспектива
От разнообразных топливных баков и инструментальных ящиков рябило в глазах
Задний тормозной привод - раздельный. Рабочая тормозная система — гидравлическая, стояночная - пневматическая
Acfros - один из пионеров внедрения электроники в грузовые автомобили
Восьмицилиндровый V-образный двигатель 580 л.с. — самый мощный на серийных грузовиках Scania
Самый посещаемый стенд на выставке. От желающих расслабиться не было отбоя