Газовая атака
Двигатель был представлен в Турине на мероприятии FPT Tech Day 2017. Информация о показе 13-литрового газового двигателя на выставке в Китае появилась больше года назад, однако за ней не последовало никаких сообщений. И вот, наконец, газовый двигатель рабочим объемом 12,9 л представлен в Старом Свете. Представление состоялось вскоре после того, как Volvo Trucks объявило о выводе на рынок 13-литрового газодизеля. Необходимо отметить, что шведы опытные образцы газодизеля (наряду с другими двигателями, работающими на альтернативном топливе) демонстрировала журналистам еще 10 лет назад. То есть, насколько связана европейская презентация итальянского мотора с выводом на рынок похожего газового двигателя Volvo Trucks, однозначно судить сложно, но то, что двигатель Cursor 13 Natural Gas — на 100% «заслуга» Volvo Trucks, это однозначно.
На сегодняшний день Cursor 13 NG — самый мощный 100%-газовый двигатель, доступный на рынке для дорожных автомобилей. Двигатель проектировался специально для тяжелых транспортных средств, использующихся на дальних перевозках. Cursor 13 NG позволяет FPT Industrial расширить и укрепить свои лидирующие позиции в сегменте моторов, работающих на природном газе. За последние 20 лет FPT Industrial поставила на рынок более 30 тыс. газовых двигателей по всему миру.
Cursor 13 NG развивает мощность до 460 л.с. при 1900 об/мин и крутящий момент до 2000 Н•м при 1100 об/мин. Это на 15% больше мощности и на 18% больший крутящий момент, чем мог предложить 8,7-литровый двигатель FPT Industrial. Новый мотор может работать на сжатом или сжиженном природном газе, начиная с топлива, имеющего метановое число 70. Метановое число MN (Methane Number) рассчитывается в соответствии с предписаниями различных стандартов: ISO 15403-1, ISO/TR 22302, DIN 51624:2008-02 или SAE 922359 Eqn 4 и зависит от содержания примесей и чистого метана. Существует несколько методов определения MN. Для сравнения, минимальное MN (по SAE 922359 Eqn 4), требуемое для двигателей Cummins C, B и L Gas Plus — 65; для двигателей ISX12G, ISLG и ISB6.7G — 75. Газовое топливо также характеризуется низшей теплотворной способностью — LHV (Lower Heating value).
Газовый Cursor 13 NG может также использовать биометан. Моторы FPT Industrial позволяют достичь снижения токсичности отработавших газов до соответствия требованиям экологических критериев Евро-6, используя только 3-компонентный нейтрализатор. Никаких систем EGR, SCR или DPF не требуется.
Уровень выбросов СО2 нового газового двигателя — на 9% ниже по сравнению с соответствующим дизельным агрегатом. При использовании биометана выбросы двуокиси углерода сводятся к нулю, сажевые частицы (РМ) — на 98%, NOx — на 48% по сравнению с дизельным двигателем, соответствующим требованиям Евро-6. Кроме того, моторы, работающие на природном газе, снижают шумовую эмиссию.
Для питания газовым топливом используются многоточечная система впрыска с форсунками и топливная рампа. Работа мотора на газе позволяет на 30-40% (в зависимости от стоимости топлива) снизить расходы на топливо по сравнению с дизелем Cursor мощностью 460 л.с. Система выпуска отработавших газов изготавливается из нержавеющей никелевой стали. Для охлаждения перепускной заслонки применено жидкостное охлаждение. Головка блока цилиндров двигателя изготовлена из вермикулярного графита — CGI (Compacted Graphite Iron).
Двигатель Cursor 13 NG — длинноходный, имеет размерность 135x150 мм, габаритные размеры — 1610x1027x1178 мм, масса составляет 1240 кг. Технические решения, используемые в моторе, защищены двумя патентами. Один из них касается контроля детонации, позволяющего реализовать широкую совместимость применяемых топлив и обеспечить защиту двигателя и каталитического нейтрализатора от повреждений. Второй патент защищает решения FPT Industrial, касающиеся реагирующей системы управления воздушным потоком — во время переключения передач используется новая логика управления для сохранения стехиометрического отношения. Это обеспечивает передачу крутящего момента постоянной величины, что в сочетании с автоматизированной механической трансмиссией (АМТ) позволяет повысить характеристики силового агрегата и обеспечивает более быстрое переключение передач.
Итак, газовый против газодизельного — кто кого. Можно констатировать, что применение газодизелей расширяется. К примеру, компания Caterpillar объявила, что ее двухтопливная технология Cat DGB (Dynamic Gas Blending), известная на рынке с 2013 г., будет доступна для карьерного самосвала 785C, что позволит сэкономить от 20 до 40% на расходах на топливо. Однако считается, что с экологической точки зрения газодизель — бесперспективная технология. Вместе с тем, решение, реализованное Volvo Trucks, не является классическим газодизелем. Это, по существу, не двухтопливный мотор, а газовый (что верно на 95%).